Фактор национального самоопределения в международных отношениях и политике великих держав

Фактор национального самоопределения в международных отношениях и политике великих держав. Вопрос о самоопределении европейских и азиатских народов, входивших прежде всего в Австро-Венгерскую, Российскую и Оттоманскую (Османская, Порта) империи на протяжении всей войны занимал очень важное место в международной политике.

Ещё в начале войны Россия выступила с идеей создания на выделенных из состава Австро-Венгрии территориях отдельных государств чехов и венгров (план министра иностранных дел России С.Д.Сазонова), передачи Сербии земель, населенных южнославянскими народами, а также присоединения польских и украинских владений монархии Габсбургов к самой России.

По сути дела, это было первой попыткой положить в основу территориального переустройства Центральной и Восточной Европы ограниченно интерпретируемый, избирательно применяемый принцип национального самоопределения в духе дипломатии XIX века и классического понимания равновесия сил как основы стабильности международных отношений.

Этот план напугал Францию и Великобританию, так как его осуществление привело бы в полному разрушению Австро-Венгрии и, что важнее, весьма существенному усилению геополитический позиций России в Европе.

Тем не менее, западные союзники были вынуждены согласиться на будущее объединение польских земель в составе России при условии предоставления им прав автономии.

Союзники России, равно как и её противники в лице Германии и Австро-Венгрии, улавливали национально-освободительные ожидания народов Восточной Европы лучше, чем российское правительство.

Они стремились приобрести влияние на политические организации националистов и по возможности привлечь на свою сторону любые национально-патриотические силы и организации и подчинить себе национально-революционный порыв, потенциал которого к концу войны становился все более внушительным.

Германия и Австро-Венгрия активно использовала против России лозунги самоопределения поляков на отторгнутых во время оккупации территориях Царства Польского, а также других землях, населенных поляками, украинцами, литовцами и латышами.

Германское и австро-венгерское правительство оказывало дозированную поддержку польским и украинским националистам, а австро-германские войска стремились выступать в роли освободителей народов от российского господства.

Со своей стороны в игре с национально-патриотическими силами активно участвовала и Франция, столица которой к концу войны стала фактически центром польского и чешского национальных движений. Оба блока остро конкурировали за симпатии националистов.

Национально-революционный фактор бы в полной мере учтен в большевистском Декрете о мире.

Однако большевики отвергли избирательное осуществление принципа самоопределения наций в духе европейской политики XIX века.

Они провозгласили его универсальным, применимым ко всем этническим группам и любым международно-политическим ситуациям.

В большевистской трактовке принцип самоопределения приобрел неограниченный и предельно воинствующий, боевой характер.

Вслед за Декретом большевики 15 ноября 1917 г. выпустили Декларацию прав народов России, в которой было провозглашено (в соответствии с партийной программой большевиков) право всех народов империи Романовых на самоопределение вплоть до отделения.

3 декабря 1917 г. большевики огласили еще и проникнутое революционно-освободительным духом Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, безусловно указывавшее на стремление советской власти возглавить национально-освободительные процессы и на Западе, и на Востоке, направляя их в революционное русло.

Фактор национального самоопределения. Занимая в ряду поборников самоопределения отнюдь не первоочередное место президент США В.Вильсон в своей программе вольно или невольно синтезировал инициативы предшественников и по-своему компромиссно (по отношению к плану Сазонова и Декрету большевиков) толкуя самоопределение наций.

Трактовка Вильсона преуменьшала заложенный в принципе самоопределения разрушительный заряд и позволяла рассчитывать на совместимость практики самоопределения с конкретными интересами наиболее сильных мировых держав, включая сами Соединенные Штаты и “старые имперские” державы в лице Великобритании и Франции.

Поэтому вильсонианская интерпретация самоопределения в конце концов стала самой известной и авторитетной в мире.

Она приобрела определяющий характер для построения большинства программ национального строительства вплоть до 90-х годов ХХ века.

Вступление в войну США, которое повлекло за собой популяризацию программы Вильсона, способствовало повышению роли этно-национальной и национально-психологической составляющих международных отношений и всех международных переговоров относительно нового межгосударственного порядка.

Несмотря на настороженное отношение к принципу самоопределения Великобритания и Франция стали с ним считаться, по возможности преследуя собственные интересы.

Становление многополярной структуры мира после первой мировой войны (1917 — 1921)

0 thoughts on “Фактор национального самоопределения в международных отношениях и политике великих держав

  1. anatoliy

    Ни когда об этом не слышал и не читал: очень интересно и важно, чтобы понять суть дальнейших событий и нынешнего дня. Спасибо.

    Reply
  2. anatoliy

    Таким образом итогом Первой мировой войны следует считать не только крах четырех империй, но и рождение Советского государства, которое сразу заявило о стремлении возглавить национально – освободительное движение и на Западе и на Востоке, на основе пролетарского интернационализма. Одновременно с этим в программа Вильсона и его понимание принципа самоопределения нации, повышение роли этно-национальной и национально-психологических составляющих в решении международных вопросов дало толчок к формированию нового межгосударственного порядка, который просуществовал до 90-х годов 20 века.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *