Спорить или нет

Спорить или нет? Порой встречаются ситуации, обстоятельства, когда необходимо вступить в спор, даже если нет желания делать это.

Спорить или нет

 

Умение правильно вести себя в споре необходимо руководителю и менеджеру, преподавателю и студенту, друзьям и родственникам, в условиях торгов и переговоров, в беседе, на семинаре и защите курсовой работы.

 

Что такое спор?

Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием обстоятельно и глубоко разобраться в обсуждаемых вопросах.

Спор — это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

 

 

О чём спорили Онегин и Ленский?

  • Меж ими всё рождало споры
  • И к размышлению влекло:
  • Племен, минувших договоры,
  • Плоды наук, добро и зло,
  • И предрассудки вековые,
  • И гроба тайны роковые,
  • Судьба и жизнь в свою чреду,
  • Все подвергалось их суду.
  • — Александр Пушкин
  • — Евгений Онегин

 

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883). С кем спорить.

  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
  • Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
  • Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.
  • Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?

 

  • Не спорь только с Владимиром Стасовым!
  • Июнь, 1878 г.

 

 

Диспут, Дискуссия и Полемика

Синонимы слова «спор» – слова «диспут», «полемика», «дискуссия», «дебаты», «прения».

  • Диспут от латинского — рассуждать, спорить. Коллективное обсуждение нравственных, политических, научных, литературных, профессиональных проблем.
  • Участники диспута высказывают разные точки зрения, свою оценку рассматриваемых вопросов.

 

  • Дискуссия (лат. рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе, это поиск и выработка правильного решения.
  • Главная черта дискуссии – отсутствие тезиса и наличие темы обсуждения.

 

  • Полемика – от греческого: воинственный, враждебный — ведёт к конфронтации.
  • Это борьба принципиально противоположных мнений с целью отвергнуть чуждое мнение и отстоять свою точку зрения. Цель полемики – одержать победу. В настоящее время значение слова спор часто приравнивается к значению слова полемика.

 

Спору уделялось внимание на протяжении всех веков.

  • В античности существовали два вида споров: диалектический и эристический.
  • Софисты разработали технику спора, которая получила название эристического искусства – антилогики.
  • Сущность эристического спора – угождение толпе, а не выявление истины.

 

  • Диалектический диалог Сократа был создан для примирения противоположных мнений.
  • Сократ считал, что диалог должен быть направлен на выявление единства противоположностей, и это должно обозначить сущность добродетелей.

 

  • В истории европейской культуры утвердилась вопросно-ответная форма спора.
  • В истории России оставил свой след спор славянофилов и западников о пути развития страны.
  • Спор велся на страницах журналов, в салонах, нашел свое отражение в произведениях многих писателей (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»).

 

 

Спорить или нет? Если спорить, то как?

Главным элементом спора является тезис или тема, которые доказываются его участниками.

Тезис – это утверждение (совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов.

 

Спор ведется так: один из участников спора высказывает тезис, другой участник находит в нем уязвимые места, указывает на них и выдвигает положение, представляющееся ему истинным (антитезис). Тезис и антитезис должны быть простыми, ясными, краткими, понятными.

 

Спор предполагает участие, как минимум, двух человек. Один из них, высказывающий тезис, называется пропонент, а другой, противник, – оппонент.

Спор развивается на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли (тезиса) и на уровне спора о доказательствах (аргументах).

 

  • Спор может быть сосредоточенный и бесформенный.
  • Первый – когда спор идет вокруг одной мысли.
  • Бесформенный – беспорядочный спор, когда забыт сам предмет спора. Различают споры простые (два человека) и сложные (несколько участников), устные и письменные.

 

Кроме того, в зависимости от цели существуют пять видов споров: спор для проверки истины, спор как средство убеждения, спор, цель которого – победа, спор-спорт, спор-игра.

 

 

В споре надо помнить о тактике и стратегии.

Стратегия – общий план ведения спора, когда намечаются вопросы, последовательность выступлений.

Тактика спора – подбор и использование логических и психологических приемов, которые будут эффективны в споре.

 

  • К числу важных приемов относятся:
  • Корректность, спокойствие, рассудительность всех его участников.
  • Внимательность и доброжелательность по отношению к противоположной стороне.
  • Открытость для доводов другой стороны (таким образом заставляя противоположную сторону действовать так же по отношению к вам).
  • Условное принятие доводов противника (тем самым делаем вывод из его доводов и подводим к опровержению).
  • Кроме тезиса, неотъемлемая часть спора – аргументация.

 

 

Об аргументах

Аргументы – это известные положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса. На отбор аргументов оказывают влияние многие факторы: опыт человека, его образование, кругозор и др. Демонстрация – это логическая связь тезиса и аргументов.

 

  • Чтобы аргументация была убедительной, необходимо:
  • Формулировать тезис точно, для этого – дать определение всем понятиям, точно указать, о каком отношении между ними идет речь.
  • Указать, для какой цели осуществляется аргументация данного тезиса.
  • Исключить из тезиса неявные условия.
  • Тезис не должен меняться в течение рассуждения, аргументы не должны противоречить друг другу.
  • Источники аргументов должны быть известными и достоверными, истинность аргументов должна быть доказана.

 

Чтобы знать, о чём идет спор, надо выяснить следующие вопросы, касающиеся тезиса: все ли слова и выражения понятны, о скольких предметах идет речь, является ли тезис достоверным, истинным или ложным.

 

 

Что может помочь в споре?

  • Существуют различные полемические приемы, помогающие в споре:
  • Применение юмора, иронии, сарказма. Они усиливают эмоциональный фон, создают определенный настрой, снимают напряжение в споре.
  • Сведение к абсурду, т. е. желание показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
  • Приём бумеранга. Тезис обращается против того, кто его высказал.
  • Атака вопросами, цель ее – заставить защищаться, оправдываться.
  • Довод к человеку. Оценка достоинств и недостатков оппонента.

 

Знание приёмов ведения спора значительно облегчает роли его участников.

Спор помогает найти правильное решение, активизирует процесс познания, творческий поиск, способность отстаивать свои взгляды.

 

Литература

  • Тургенев И. С. Произведения в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 10. Повести и рассказы. 1881—1883. Стихотворения в прозе. 1878—1883. Произведения разных годов. — С. 180—181. С кем спорить.
  • Трофимова Галина Константиновна. Русский язык и культура речи: курс лекций. Лекция 4. Дискутивно-полемическое мастерство.

 

Новые статьи сайта

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *