Безопасность на пространстве Евразии

Безопасность на пространстве Евразии: архитектура, которая объединяет.

Безопасность на пространстве Евразии

 

«Мир неделим. <…> Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и дальних». — Из речи Народного комиссара по иностранным делам СССР М.М. Литвинова в Совете Лиги Наций, 17 января 1935 года. В 1934—1938 годах представлял СССР в Лиге Наций.

 

 

О Литвинове

Максим Максимович Литвинов — Народный комиссар иностранных дел СССР с 21 июля 1930 по 3 мая 1939. 

  • Возглавлял советские делегации:
  • На конференции Лиги Наций по разоружению (1932).
  • На Мирной экономической конференции в Лондоне (1933).

Вместе со своими коллегами, министрами иностранных дел Франции Луи Барту и Чехословакии Эдвардом Бенешем (затем также президентом), был главным сторонником системы коллективной безопасности, которая бы объединяла СССР, западные демократии и центрально европейские страны для сдерживания агрессивных планов нацистской Германии.

 

  • Литвинов в 1941—1946 годах заместитель наркома иностранных дел СССР.
  • Одновременно в 1941—1943 годах посол СССР в США.
  • В 1942—1943 годах посланник СССР на Кубе.

Литвинов в сентябре 1943 возглавил при Народном комиссариате иностранных дел СССР Комиссию по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства.

  • С 1946 года в отставке. В конце 1951 года перенёс очередной инфаркт и скончался 31 декабря. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

О безопасности на пространстве Евразии

«Россия стремится к преобразованию Евразии в единое обще континентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания»

  • — Из концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 31 марта 2023 года № 229.

 

 

  • Тема: Безопасность на пространстве Евразии: архитектура, которая объединяет, была раскрыта в статье заместителя директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России А.В.Трофимова для научного журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ), № 2, 2025 год.
  • Опубликована статья на сайте МИД РФ 16 мая 2025 г. – Полностью статью можно прочесть — ссылка указана в источнике – внизу.

 

 

Безопасность на пространстве Евразии: архитектура, которая объединяет. (Фрагменты из статьи)

Трофимов Александр Владимирович: Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года отметил необходимость работать над тем, чтобы уже в обозримой перспективе сформировать контур равной и неделимой безопасности в Евразии.

Глава государства выразил готовность к предметному разговору по этой теме со всеми заинтересованными странами и объединениями континента.

  • Три с половиной месяца спустя, 14 июня, Президент России Владимир Путин, выступая в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, выдвинул инициативу создания архитектуры евразийской безопасности.
  • Президент поручил наладить диалог с потенциальными участниками будущей системы с учётом того, что она должна быть открыта для всех государств континента.

 

  • Таким образом было объявлено о важнейшем внешнеполитическом начинании, направленном на то, чтобы совместно с партнёрами проработать варианты обеспечения безопасности на пространстве Евразии.

Российская инициатива – не дань моде или ситуативный ответ на развёрнутую Западом гибридную войну против нашей страны.

  • Это элемент долгосрочной стратегии сильной державы, которая всегда была значительной частью Евразийского континента, последовательно и системно руководствовалась курсом на продвижение прагматичного, конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми участниками международного общения.
  • Особая роль эта идея приобретает на фоне процессов утверждения многополярного мира, поскольку по своей сути она призвана способствовать развитию данной тенденции.

 

 

 

Из истории

Срединное географическое положение России – на континенте, где Русский мир соседствует с другими цивилизациями: китайской, арабо-мусульманской, персидской, индийской, европейской.

Также политический и экономический вес нашей страны, глубокие традиционные связи с большинством культур и народов Евразии предопределяют необходимость её активного участия в обеспечении стабильности и безопасности, как собственной, так и соседних стран и народов.

 

 

  • В разные эпохи эта ответственность имела различные проявления.

Из событий XIX века можно вспомнить инициативу российского императора Александра I о создании Священного союза.

  • Созданный после разгрома наполеоновской Франции при ведущей роли России «европейский концерт» — Венский конгресс 1814-1815 гг. на десятилетия избавил Европу от разрушительных войн.

 

 

Во второй половине XX века уже Советский Союз неизменно стремился к сохранению баланса сил.

Важными механизмами на данном пути являлись Организация Варшавского договора и предоставление Москвой гарантий безопасности своим соседям и союзникам, разделявшим с ней понимание того факта, что свою безопасность невозможно эффективно гарантировать в ущерб безопасности других.

  • Эта линия стала развитием выдвинутой Наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым в 1930-е гг. концепции «неделимого мира».
  • Международное сообщество того времени оказалось свидетелем усилий, направленных на создание архитектуры международных отношений, которая включала бы в себя СССР как полноправного участника и была нацелена на снижение рисков и обеспечение справедливого сотрудничества.

 

Уместно упомянуть и то, что благодаря сформированной при ключевой роли советской дипломатии Ялтинско-Потсдамской системе на долгие десятилетия был установлен мир и глобальная стабильность.

 

 

 

Крах евро-атлантической концепции

  • После распада СССР попытки России стать частью процесса сотрудничества в области безопасности были связаны с евро-атлантическими схемами, уходящими корнями в политику позднего этапа холодной войны.

Наша страна выступала инициатором создания системы, опирающейся на ведущую роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и различные договорённости с НАТО и ЕС.

  • В её основу были положены такие фундаментальные документы, как Хельсинкский Заключительный акт 1975 года.
  • Парижская хартия для новой Европы 1990 года.
  • Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года.
  • Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 года.
  • Хартия европейской безопасности 1999 года.
  • Астанинская декларация «Навстречу сообществу безопасности» саммита ОБСЕ 2010 года.

 

Как сказал Президент России Владимир Путин, «…после окончания острой военно-идеологической конфронтации у мирового сообщества был уникальный шанс построить надёжный, справедливый порядок в области безопасности.

  • Для этого требовалось не так уж и много – простая способность слушать мнение всех заинтересованных сторон, взаимная готовность их учитывать.
  • Наша страна была настроена именно на такую конструктивную работу».

 

 

  • Однако у стран Запада возобладал другой подход.
  • Выяснилось, что США и их союзники по Североатлантическому альянсу изначально не собирались учитывать интересы России.
  • Они не планировали выполнять взятые на себя в рамках ОБСЕ политические обязательства – уважать принцип равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантическом регионе.
  • А он состоит в том, что каждому государству должно быть обеспечено равное право на безопасность в соответствии с его национальными интересами, поэтому ни одна страна, ни группа стран не должны получать преимущество над другими при реализации этого права.

 

 

  • Иными словами, каждое государство вправе свободно выбирать или менять способы обеспечения собственной безопасности, в том числе придерживаться нейтралитета.
  • При этом не допускается укреплять свою безопасность за счёт безопасности других и наделять какую-либо страну, группу стран или организацию преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности.
  • Следовательно, практическое воплощение указанного принципа возможно только на основе взаимности, как это предусмотрено Концепцией внешней политики России.

 

 

 

  • Именно страны НАТО и Евросоюза разрушили военно-политическое измерение ОБСЕ.
  • Были фактически дезавуированы данные советскому руководству заверения о нерасширении альянса на восток.
  • С 1999 по 2024 год состоялось семь волн расширений, в результате состав военного блока увеличился вдвое – с 16 до 32 государств.

 

 

  • Члены НАТО с подачи Соединённых штатов отказались ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, обнулили значение Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности в Европе (1999 года и его обновлённой версии 2011 года).
  • Сами американцы своими действиями «похоронили» Договор по открытому небу 1992 года.
  • Также в одностороннем порядке вышли из договоров по противоракетной обороне 1972 года и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1988 года.

 

 

  • Юридически обязывающие гарантии безопасности союзники по НАТО были готовы предоставлять только тем, кто входит в состав альянса.
  • В целом же на Западе считали, что любая возможная архитектура безопасности в Европе должна быть натоцентричной и, соответственно, предполагать контролирующее участие Вашингтона в обеспечении военно-политической стабильности.

 

 

Российская сторона неизменно указывала на ошибочность курса, избранного элитами Запада.

  • Уместно вспомнить слова Президента России Владимира Путина о том, что мы не просто критиковали и предупреждали, а предлагали варианты, конструктивные решения, подчёркивали важность выработки устраивавшего всех механизма европейской и мировой безопасности.
  • Нас не просто не слушали, а смахивали со стола все российские инициативы, как, в частности, проект Договора о европейской безопасности 2008 года или проекта соглашений России с США и НАТО о гарантиях безопасности 2021 года.
  • В результате все механизмы евро-атлантической безопасности были полностью дискредитированы из-за неготовности их участников учитывать жизненные интересы нашей страны, применять по отношению к России принцип неделимости безопасности.
  • Сохранять действующую архитектуру, развёрнутую в Евро-Атлантическом регионе, невозможно – она потерпела крах.

 

 

Россия ведёт речь не о создании какой-либо организации или военно-политического блока.

  • На неоднородном пространстве Евразии рассматриваемая нами архитектура может быть только составной – модульной и взаимопроникающей одновременно.
  • Она предполагает множественность форматов, договорённостей и иных моделей сотрудничества заинтересованных сторон в сфере безопасности.

 

 

Всеобъемлющее партнёрство между Россией и Китаем

Важнейшее значение для укрепления стабильности в Евразии имеют отношения стратегического взаимодействия и всеобъемлющего партнёрства между Россией и Китаем.

  • В совместном заявлении лидеров двух держав по итогам их встречи в Пекине 16 мая 2024 года отмечено, что нынешние геополитические реалии «высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, в полной мере соответствующей принципу равной и неделимой безопасности».
  • По этой теме ведётся насыщенный двусторонний диалог.
  • В концептуальном плане российское предложение дополняет китайскую инициативу и согласуется с её основными принципами в сфере глобальной безопасности.

 

 

Инициатива создания архитектуры евразийской безопасности

Инициатива создания архитектуры евразийской безопасности призвана должным образом реагировать на широкий спектр вызовов – от традиционных военных угроз до таких вопросов, как энергетическая безопасность и транснациональная преступность.

  • По своей сути она стремится содействовать стабильности, сотрудничеству и развитию на территории всей Евразии, устраняя внешние и внутренние риски, способные дестабилизировать континент и одновременно способствуя утверждению перспективного миропорядка на многополярных началах.

 

 

Президент России Владимир Путин заявил, что этот процесс должен быть мирным, бесконфликтным и в полном объёме учитывать мнение всех его участников.

 

 

Очевидно, что для полномасштабной реализации такого стратегического начинания должны сложиться соответствующие условия в различных регионах Евразии.

  • Однако уже на нынешнем этапе мы считаем важным, никому ничего не навязывая, прорабатывать вместе с единомышленниками с учётом их коренных интересов видение евразийской архитектуры как объединяющего фактора в международных отношениях.
  • Мы не пытаемся предопределить заранее какие-то элементы. Вместе с тем эта архитектура потенциально может охватить весь континент. Она должна быть открыта для всех.

 

 

Источник

  • Безопасность на пространстве Евразии: архитектура, которая объединяет. — Статья заместителя директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России А.В.Трофимова для научного журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ), № 2, 2025 год. — mid.ru/ru/foreign_policy/news/2017768

 

Все статьи сайта

Новые статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *