Советская Россия и Дальневосточная Республика (1918-1921 гг.)

Советская Россия и Дальневосточная Республика (1918-1921 гг.)

  • Распад Российской империи после февральской и октябрьской революций 1917 г. разрушил позиции России в отношениях с великими державами на Дальнем Востоке.
  • Гражданская война и сосредоточенность на внутренних вопросах привели к тому, что в бывшие российские сферы влияния в этом регионе стали вторгаться другие государства, прежде всего — Япония, США, Великобритания и Франция.

Советская Россия и Дальневосточная Республика (1918-1921 гг.) — из истории

Установление советской власти повлекло за собой радикальный пересмотр всей внешней политики России и ее политики на дальневосточном направлении, в частности.

В Декрете о мире большевики провозгласили курс на выход из войны и фактический демонтаж старых военно-политических блоков.

Эта радикальная программа была дополнена позже серией дипломатических актов, поставивших Советскую Россию вне мировой системы международных отношений.

Но, с точки зрения большевиков, такая внешнеполитическая линия была логичной — они ожидали мировой революции и потому ориентировали внешнюю политику на приближение мирового революционного взрыва.

Страны Антанты, не приемля идеологию и политику советского правительства, рассматривали его просто как одну из сторон в гражданской войне в России и отказывались его признавать.

Идя навстречу ожиданиям народных масс и стремясь удержаться у власти, большевистское правительство вступило в сепаратные переговоры с германским блоком, завершившиеся подписанием Брест-Литовского договора.

В контексте отстаиваемой большевиками теории мировой революции важное место отводилось подрыву и разрушению «империалистической периферии» посредством национально-освободительных революций.

Советская Россия и Дальневосточная Республика.

После октябрьской революции одной из основных задач советской внешней политики стало предотвращение японской интервенции.

  • Дело в том, что с первыми известиями о событиях в Петрограде правительство в Токио стало разрабатывать планы захвата части русского Дальнего Востока.
  • Япония добивалась от Антанты права проведение от ее имени интервенции на российской территории.

Одновременно большевики постарались заинтересовать в экономическом сотрудничестве с ними и Соединенные Штаты. Соображения советской стороны о возможностях привлечения американских фирм к планам экономического освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока были доведены до сведения американской администрации.

  • Председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин полагал, что соперничество между Японией и США может облегчить международное положение России.

Для Китая вопрос о контроле над КВЖД был не столько актом противодействия коммунизму, сколько шагом к ликвидации иностранных привилегий и экстерриториальности на своей территории.

  • К августу 1918 г. за Уралом на российской территории возникло девятнадцать антибольшевистских правительств.

К осени 1918 г. наиболее влиятельные из них создали коллегиальную власть в лице Директории с центром в Омске (это правительство было в дальнейшем низложено адмиралом Колчаком).

Возникшие было после февраля 1917 г. советы были повсеместно ликвидированы, и к востоку от Байкала во всех крупных городах — Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Верхнеудинске и Чите — и на смену им пришли земские правительства, состоящие главным образом из эсеров и меньшевиков.

18 февраля 1918 г. Верховный военный совет Антанты принял решение об оккупации японскими войсками Владивостока (и Харбина, а также Китайско-Восточной железной дороги). Япония, действовавшая формально под эгидой Антанты, ввела свои войска в Северную Маньчжурию.

Чуть позже на Дальнем Востоке высадились контингенты США, Великобритании и Франции. Помимо стремления предотвратить монополизацию Японией контроля над дальневосточными делами, интервенция европейских держав и США была мотивирована слухами о «германском влиянии» в Сибири и намерении большевиков вооружить немецких военнопленных в России.

Эти сведения распространялись командованием следовавшего во Владивосток по Транссибу чехословацкого корпуса.

Президент Вильсон свое решение об отправке американских войск в Россию обосновал необходимостью обеспечить безопасную эвакуацию чехов и словаков из России и охрану Транссибирской магистрали от «австро-германской угрозы».

Однако американский, британский и французский корпусы насчитывали по 7 тыс. человек, в то время как численность японских войск на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. колебалась от 55 до 120 тыс.

  • Вводя войска на территорию России, Япония предполагала создать на Дальнем Востоке зависимую от нее местную администрацию под протекторатом Токио, буферное государство, отделенное от остальной России.

В подобное новообразование предполагалось включить наряду с Дальним Востоком и Восточную Сибирь вплоть до Байкала.

Японская позиция категорически не совпадала с точкой зрения «Верховного Правителя России» адмирала А.В.Колчака -признанного руководителями «белого» движения и дипломатическими представителями прежних российских правительств за границей главой Омского правительства как единственной законной власти в России — относительно единства и неделимости России.

США поддерживали Колчака, считая, что сильная Россия должна быть сохранена как противовес Японии на Дальнем Востоке. Политика Лондона и Парижа на фоне этих противоречий была выжидательной.

  • Весной 1919 г. страны Антанты стали склоняться к официальному признанию правительства Колчака, однако его армию преследовали неудачи, и в 1919 г. «Сибирское правительство» пало, колчаковские войска были разбиты Красной армией, а сам адмирал — арестован и расстрелян.

В марте 1920 г. США вывели экспедиционный корпус из Забайкалья, поскольку не видели альтернативной большевикам силы, которую можно было бы поддерживать.

В сентябре 1920 г. закончилась эвакуация чехословацких войск.

  • Весной 1920 г. Пятая Красная армия, разгромившая Колчака, вступила в непосредственное соприкосновение с японскими войсками.

Поскольку на западе назревали военные действия с Польшей, Москва опасалась военного конфликта еще и с Японией, тем более что память о проигранной Россией русско-японской войне 1904-1905 гг. была свежей.

  • Ленин в этой связи писал: «Вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее, потому что нам она по понятным условиям сейчас непосильна».

В этих условиях и возник проект создания буферного государства между Советской Россией и Японией как «противоядие» против зависимых от Японии местных правительств, подобных тем, что Токио создавал на территории Северо-Восточного Китая.

Большевики также не без оснований считали, что буферное государство позволит им найти легальный канал для сотрудничества с Вашингтоном против Японии: американская администрация отказывались иметь дело с правительством большевиков, но нуждались в российском партнере для оказания согласованного давления на Токио.

  • В ноте правительства США от мая 1921 г. говорилось: «Соединенные Штаты не могут согласиться с нарушением Японией суверенитета и территориальной целостности России. США надеются, что Япония найдет возможность в ближайшем будущем положить конец Сибирской экспедиции и вернуть Сахалин русскому народу».

Советская Россия и Дальневосточная Республика. В этих условиях в марте 1920 г. была провозглашена Дальневосточная Республика, включающая в себя Забайкалье, Приамурье и Приморье.

Хотя в руководстве нового государства большевики играли очень большую роль, правительство ДВР не было коммунистическим, в нем были широко представлены эсеры, меньшевики и умеренно-буржуазные элементы местного общества.

США и Япония — по разным причинам — отнеслись к созданию ДВР с пониманием.

Карта сайта – статьи   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *