Юридические гарантии безопасности России

Юридические гарантии безопасности России.

  • Переговоры и дискуссии в 2021 – 2022 гг.
  • Обсуждение принципиальных подходов, заложенных в основу российских проектов Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки и Соглашения Российской Федерации с государствами – членами Организации Североатлантического договора.
  • Посольство США в Москве
  • США и МИД России
  • Россия-НАТО

  • Карта сайта

Юридические гарантии безопасности России

Содержание скрыть

С.В.Лавров об ответе американцев на российские предложения по гарантиям безопасности. 27 января 2022 года.

«Есть реакция, позволяющая рассчитывать на начало серьезного разговора, но по второстепенным темам. По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет.» — С.В.Лавров 27 января 2022 года

Вопрос: Вы получили ответ американцев на российские предложения по гарантиям безопасности. Что в нем? Какая реакция? Э.Блинкен заявил, что они не хотят, чтобы переданный материал предавался гласности. Что решила российская сторона?

С.В.Лавров: Думаю, что содержание ответа в самое ближайшее время станет известно широкой общественности. Как нам сказали американские коллеги (хотя они и предпочитают, чтобы документ остался для конфиденциального дипломатического диалога), он согласован со всеми союзниками США и украинской стороной. Нет никаких сомнений, что в самое ближайшее время он «утечет»?

Что касается содержания документа. Там есть реакция, позволяющая рассчитывать на начало серьезного разговора, но по второстепенным темам. По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет.

Главным вопросом является наша четкая позиция о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на Восток и размещения ударных вооружений, которые могут угрожать территории Российской Федерации.

Эта позиция сложилась не на пустом месте. Как вы знаете, вопросы о нерасширении или расширении НАТО (кому как хочется и как нравится) – давняя история.

В начале 1990-х гг., в 1990 г., когда объединялась Германия и решались вопросы европейской безопасности, нам клятвенно обещали не расширять НАТО ни на дюйм восточнее р.Одер.

Эти факты хорошо известны, изложены во многих мемуарах деятелей Великобритании, США, Германии. Однако сейчас, когда эта тема стала обсуждаться весьма остро, нам сначала сказали, что заверения были устные.

Потом, когда мы показали мемуарную литературу, наши западные партнеры стали ссылаться на то, что это было не совсем серьезно, их не так поняли. Совсем не «по-взрослому» стали объяснять свою линию на безоглядное расширение Альянса.

Теперь же, когда мы предъявляем не устные обещания, а письменные документы, под которыми подписались лидеры всех стран, входящих в ОБСЕ, включая президента США (Стамбульская декларация 1999 г., Астанинская декларация 2010 г.), нашим западным партнерам приходится уже выкручиваться из более серьезной ситуации.

Что я имею в виду: и в том, и в другом документе записано, что мы все привержены принципу неделимости безопасности и обязуемся свято его соблюдать. Этот принцип четко сформулирован.

В нем два главных взаимосвязанных подхода.

  • Первый: признается право каждого государства свободно выбирать военные союзы.
  • Второй: обязательство каждого государства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
  • Иными словами – право выбора союзов четко обусловлено необходимостью учитывать интересы безопасности любого другого государства ОБСЕ, в том числе Российской Федерации.

Показательно, что сейчас, когда на наши предложения договориться о юридически обязывающих гарантиях в Евроатлантике реагируют западные коллеги, они всегда призывают выполнять согласованные принципы, касающиеся архитектуры безопасности в Евратлантике.

Тут же говорят: это означает, что НАТО имеет право расширяться, никто не вправе запретить натовцам рассматривать обращения любой другой страны.

Принцип, согласно которому нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других, сознательно замалчивается.

Ни Стамбульская, ни Астанинская декларации нашими западными партнерами в дискуссиях о евробезопасности, которые сейчас проходят, не упоминаются. Старательно обходятся стороной.

Мы такое положение принять не можем.

Если про 1990-е гг. нам объясняли отсутствием письменных обязательств о нерасширении НАТО, теперь эти письменные обязательства у нас есть. Они были подтверждены в рамках ОБСЕ не единожды, в том числе на высшем уровне. Мы сейчас будем делать основной упор на разъяснение этой лукавой позиции наших западных коллег.

В Женеве, когда мы с Э.Блинкеном вели переговоры, я спрашивал, как они могут объяснить свою позицию, согласно которой рассматривают обязательства, принятые в рамках ОБСЕ, исключительно как «меню». Из него они выбирают только то, что «вкусно» для них. То, что они обязались делать с точки зрения интересов других, они пытаются проигнорировать и заболтать.

Э.Блинкен ничего не ответил на этот вопрос, пожал плечами. И всё. Я предупредил его, как и наших других коллег, что в самое ближайшее время мы направим им официальный запрос с требованием объяснить, почему они выдергивают из своих собственных обязательств только один пункт, а условия соблюдения этого любимого для них пункта они пытаются игнорировать.

Это будет официальный запрос всем странам, чьи лидеры подписывали Стамбульскую и Астанинскую декларации. Надеюсь, в этом случае не потребуется значительного времени, чтобы объяснить, почему Запад занимает именно такую позицию.

В остальном сейчас изучаем ответ, который получили от американцев. Как заявил сам Э.Блинкен, он согласован с украинцами и другими западными странами, союзниками США.

Одновременно получили ответ по линии Североатлантического альянса, от Генерального секретаря Й.Столтенберга.

Рассматриваем два документа в комплексе, с учетом того, что они являются реакцией на проекты договора и соглашения, распространенных нами в декабре 2021 г.

После межведомственного согласования будем докладывать Президенту В.В.Путину. Он будет принимать решение о наших дальнейших шагах.

  • Источник: mid.ru/ru/foreign_policy/news/1796041/ — Ответ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопрос СМИ, Москва, 27 января 2022 года.

Глава американской дипмиссии передал письменный ответ Администрации США 26 января 2022 года

  • 26 января 2022 года заместитель Министра иностранных дел России А.В.Грушко принял Посла США в Москве Дж.Салливана по его просьбе.
  • В ходе встречи глава американской дипмиссии передал письменный ответ Администрации США на ранее представленный российской стороной проект двустороннего договора о гарантиях безопасности.
  • Источник: mid.ru/ru/foreign_policy/news/1795958/ — О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко с Послом США в Москве Дж.Салливаном.  (103-26-01-2022)

21 января 2022 года в Женеве состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Государственным секретарем США Э.Блинкеном.

  • Проведен обстоятельный обмен мнениями по вопросам предоставления правовых гарантий обеспечения безопасности России.
  • Главы внешнеполитических ведомств предметно обсудили ключевые положения проектов международно-правовых соглашений, переданных ранее США и странам-членам НАТО.
  • В данном контексте Министр указал на императивность строгого следования краеугольному принципу «неделимости безопасности», зафиксированному в ряде многосторонних документов, прежде всего, в Хартии европейской безопасности, подписанной на высшем уровне в Стамбуле в 1999 г.
  • Источник: mid.ru/ru/maps/us/1795500/ — О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Госсекретарем США Э.Блинкеном. 21.01.2022

О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко с заместителем Генерального секретаря Европейской внешнеполитической службы по политическим вопросам Э.Морой 18 января 2022 года

  • 18 января 2022 года заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко провел в Москве консультации с заместителем Генерального секретаря Европейской внешнеполитической службы по политическим вопросам Э.Морой.
  • Рассмотрены состояние и перспективы отношений Россия-ЕС, включая график политдиалога. При обсуждении военно-политических аспектов безопасности в Европе с российской стороны были разъяснены предложения о формировании долгосрочных юридически обязательных гарантий безопасности.
  • Из региональных тем затрагивались ситуация на Западных Балканах, в Сирии, Ливии и Афганистане, а также перспективы БВУ.
  • В ходе обмена мнениями по внутриукраинскому конфликту подчеркнута необходимость полного и безусловного выполнения минского «Комплекса мер», являющегося безальтернативной международно-правовой основой урегулирования. Российская сторона призвала Европейский союз воздерживаться от шагов, прямо или косвенно поощряющих саботаж Киевом реализации Минских договоренностей.
  • Источник: mid.ru/ru/foreign_policy/news/1795098/ — (63-18-01-2022)

Об обсуждении на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ проблем в сфере евробезопасности и российских предложений по долгосрочным юридически обязывающим гарантиям России на западных рубежах. 13.01.2022.

  • 13 января 2022 года на площадке ОБСЕ были представлены российские инициативы по формированию юридически обязывающих гарантий безопасности на западных рубежах в контексте подготовленных и опубликованных проектов международно-правовых документов – «Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора» и «Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности». Это обсуждение прошло после двусторонней российско-американской встречи в Женеве 10 января и дискуссии в формате Совета Россия-НАТО в Брюсселе 12 января.
  • В ходе заседания Постоянного совета, как и на упомянутых встречах, были развернуто изложены российские оценки деградирующей ситуации в области безопасности в Европе, которая достигла предела, после которого на континенте может возникнуть кризис с непредсказуемыми последствиями. Рассказали о причинах разбалансировки механизмов поддержания минимально допустимой степени устойчивости и предсказуемости процессов в Евро-Атлантике. Разъяснили недопустимость военного освоения США и НАТО территории Украины, дальнейшего продвижения альянса на Восток и размещения угрожающих систем вооружений вблизи российских границ.
  • Появление у российских рубежей ракетных комплексов с минимальным подлетным временем к объектам в центральной России недопустимо. Поэтому не видим альтернативы выработке твердых юридически обязывающих гарантий. Исходим также из необходимости дезавуирования известной формулы Бухарестского саммита 2008 г. относительно членства Украины и Грузии в альянсе. И это наше требование полностью соответствует не раз подтвержденным в документах ОБСЕ принципам о том, что никто не будет укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других государств, а при выборе способов обеспечения собственной безопасности страны будут учитывать законные озабоченности других.
  • До сведения государств-участников ОБСЕ доведен тезис о безальтернативности создания международно-правовой системы безопасности в Евро-Атлантике на принципах равной и неделимой безопасности с опорой на отказ от попыток добиться военного превосходства, обязательства о неприменении силы и угрозы ее использования, а также действий, наносящих ущерб взаимной безопасности.
  • Особо было подчеркнуто, что европейская безопасность напрямую зависит от состояния отношений между странами, которые несут особую ответственность за мир и стабильность на этом континенте. Речь, прежде всего, о России и США, как державах, обладающих ядерным оружием. Достижение принципиального согласия между ними по ключевым аспектам военной безопасности в Европе носит решающий характер. И здесь наступил момент истины, когда необходимо определиться, пойдем ли мы по пути материализации принципа неделимости безопасности, зафиксированного на высшем уровне в документах ОБСЕ, или скатимся в конфронтацию по лекалам «холодной войны», новую гонку вооружений, соревнование угроз-контругроз с очевидными рисками для всех государств-участников ОБСЕ. Последняя опция может иметь необратимые последствия.
  • ОБСЕ потенциально может сыграть полезную роль, чтобы поддержать договоренности, если они будут достигнуты между Россией и США, Россией и НАТО.
  • Источник: mid.ru/ru/maps/us/1794246/ — (25-13-01-2022)

О заседании Совета Россия-НАТО 12 января 2022 года

  • 12 января 2022 года в Брюсселе состоялось заседание в формате Совета Россия-НАТО, в котором приняла участие российская межведомственная делегация во главе с заместителем Министра иностранных дел А.В.Грушко и заместителем Министра обороны генерал-полковником А.В.Фоминым.
  • В ходе мероприятия российская сторона дала развернутые оценки нетерпимой ситуации в области европейской безопасности, вызванной конфронтационными действиями НАТО в отношении Российской Федерации. Указано на опасность растущей активности НАТО вблизи российских границ.

В целях преломления этой негативной тенденции и снижения военно­политической напряженности в отношениях Россия-НАТО потребовали от альянса предоставление твердых правовых гарантий, исключающих дальнейшее расширение НАТО и размещение ударных систем вооружений в сопредельных с Россией странах.

  • Разъяснили переданный 16 декабря 2021 г. членам альянса проект Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и стран-членов НАТО.
  • Источник: mid.ru/ru/foreign_policy/rso/nato/1794209/ — (21-12-01-2022)

О переговорах российской и американской межведомственных делегаций по гарантиям безопасности Российской Федерации 10 января 2022 года

  • 10 января 2022 года в Женеве прошли переговоры в формате межведомственных делегаций России и США по гарантиям безопасности.
  • Подробно обсуждались переданные 15 декабря 2021 года США два российских проекта фундаментальных документов – Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора. 

С российской стороны подчеркнута необходимость обеспечить правовой, юридически обязывающий характер соответствующих гарантий, прежде всего недопустимости дальнейшего расширения НАТО.

  • Источник: mid.ru/ru/maps/us/1793525/ — (14-10-01-2022)

Телефонный разговор Президента РФ Владимира Путина с Президентом США Джозефом Байденом 30 декабря 2021 года о запуске переговоров по предоставлению юридических гарантий обеспечения безопасности России.

  • 30 декабря 2021 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Соединённых Штатов Америки Джозефом Байденом.
  • Главной темой беседы стали вопросы реализации достигнутой в ходе видеоконференции 7 декабря 2021 года договорённости о запуске переговоров по предоставлению юридических гарантий обеспечения безопасности России.
  • Владимир Путин дал подробные пояснения принципиальных подходов, заложенных в основу российских проектов Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки и Соглашения Российской Федерации с государствами – членами Организации Североатлантического договора.
  • Подчеркнуто, что результатом совместной работы должны стать твёрдые правовые гарантии, исключающие продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих систем вооружения в непосредственной близости от российских границ.
  • Акцентировано, что безопасность каждой страны может быть обеспечена только на основе строгого соблюдения принципа неделимости безопасности.
  • Выражена обоюдная готовность к серьёзному и содержательному диалогу по обозначенным вопросам.

Переговоры и дискуссии в 2022 году

  • Подтверждено, что переговоры состоятся сначала в Женеве 9–10 января, а затем в рамках Совета Россия-НАТО в Брюсселе 12 января. 13 января начнутся дискуссии и в ОБСЕ.
  • Президенты договорились держать под личным контролем ход дискуссий на упомянутых переговорных треках и особенно в двустороннем формате с прицелом на скорейшее достижение конкретных результатов.

Особая ответственность России и США за обеспечение стабильности в Европе и мире в целом

  • В этом контексте Джозеф Байден подчеркнул особую ответственность России и США за обеспечение стабильности в Европе и мире в целом, а также то, что у Вашингтона нет намерений развёртывать на территории Украины ударные наступательные вооружения.
  • С российской стороны был дан исчерпывающий ответ на вновь упомянутый Джозефом Байденом вариант принятия «масштабных» санкций против России в случае эскалации ситуации вокруг Украины. В частности, сказано, что это стало бы серьёзнейшей ошибкой, фактически грозящей полным разрывом российско-американских отношений.
  • Президенты обменялись новогодними поздравлениями и наилучшими пожеланиями.
  • В целом разговор носил откровенный и деловой характер и, безусловно, был полезен обеим сторонам. Условлено о продолжении регулярных контактов на высшем уровне.
  • Источник: kremlin.ru/events/president/news/67487

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности. (Проект)

  • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами, руководствуясь принципами, содержащимися в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года, хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также положениями Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года, Хартии европейской безопасности 1999 года, Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и Организацией Североатлантического договора 1997 года;
  • напоминая о недопустимости в их взаимных, как и в целом в международных отношениях, применения силы или угрозы силой каким-либо другим образом, несовместимым с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
  • поддерживая роль Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности;
  • признавая необходимость объединения усилий для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности в глобализированном и взаимозависимом мире;
  • исходя из неукоснительного соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти, а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из договаривающихся Сторон;
  • имея в виду усовершенствовать имеющиеся либо создать дополнительные действенные и оперативно запускаемые механизмы взаимодействия для урегулирования возникающих проблемных вопросов и разногласий путем конструктивного диалога на основе взаимного уважения и признания интересов безопасности и озабоченностей друг друга, а также для выработки адекватной реакции на вызовы и угрозы в области безопасности;
  • стремясь избежать любого военного противостояния и вооруженного конфликта между Сторонами и осознавая, что прямое военное столкновение между ними способно привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия;
  • подтверждая, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана, равно как признавая необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны между государствами, обладающими ядерным оружием;
  • подтверждая свои обязательства по Соглашению о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки от 30 сентября 1971 года, Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по предотвращению инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 года, Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о создании Центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 года, а также Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении опасной военной деятельности от 12 июня 1989 года;
  • договорились о нижеследующем:

Статья 1

  • Стороны взаимодействуют на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга и в этих целях:
  • не предпринимают действий и не осуществляют мероприятий, затрагивающих безопасность другой Стороны, не участвуют в них и не поддерживают их;
  • не осуществляют меры в области безопасности, принимаемые каждой Стороной индивидуально либо в рамках международной организации, военного союза или коалиции, которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой Стороны.

Статья 2

  • Стороны добиваются того, чтобы любые международные организации, военные союзы или коалиции, в которых участвует хотя бы одна из Сторон, соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций.

Статья 3

  • Стороны не используют территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против другой Стороны, или иных действий, затрагивающих коренные интересы безопасности другой Стороны.

Статья 4

  • Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.
  • Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Статья 5

  • Стороны воздерживаются от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий Сторон.
  • Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.
  • Стороны поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения опасной военной деятельности в открытом море и в воздушном пространстве над ним, включая согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов.

Статья 6

  • Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.

Статья 7

  • Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории.
  • Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия. Стороны не проводят учения и тренировки сил общего назначения, включающие отработку сценариев с применением ядерного оружия.

Статья 8

  • Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур.
  • Совершено в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
  • За Российскую Федерацию
  • За Соединенные Штаты Америки

Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора (Проект)

  • Российская Федерация и государства-члены Организации Североатлантического договора (НАТО), далее именуемые Участниками,
  • подтверждая стремление к улучшению отношений и углублению взаимопонимания;
  • признавая, что для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности во взаимозависимом мире необходимо объединение усилий всех Участников;
  • будучи убежденными в необходимости предотвращения опасной военной деятельности и, таким образом, уменьшения возможности возникновения инцидентов между их вооруженными силами;
  • отмечая, что интересы безопасности каждого Участника требуют повышения эффективности многостороннего сотрудничества, укрепления стабильности, предсказуемости и транспарентности в военно-политической области;
  • подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 года, Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности 1994 года, Хартии Европейской безопасности 1999 года и Римской декларации «Отношения Россия-НАТО: Новое качество» глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО 2002 года;
  • согласились о нижеследующем:

Статья 1

  • Участники в отношениях между собой руководствуются принципами сотрудничества, равной и неделимой безопасности. Они не укрепляют свою безопасность индивидуально, в рамках международной организации, военного союза или коалиции за счет безопасности других.
  • Участники в отношениях между собой обязуются мирно решать все международные споры, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.
  • Участники обязуются не создавать условий или ситуаций, которые могли бы представлять или быть расценены в качестве угрозы для национальной безопасности других Участников.
  • Участники будут проявлять сдержанность в военном планировании и при проведении учений для снижения рисков возможных опасных ситуаций, придерживаясь обязательств по международному праву, в том числе содержащихся в межправительственных соглашениях по предотвращению инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним, а также в межправительственных соглашениях о предотвращении опасной военной деятельности.

Статья 2

  • Для разрешения вопросов и урегулирования проблемных ситуаций Участники применяют механизмы срочных консультаций на дву- и многосторонней основе, включая Совет Россия-НАТО.
  • Участники на регулярной добровольной основе обмениваются оценками современных угроз и вызовов безопасности, обеспечивают взаимное информирование о военных учениях и маневрах, основных положениях военной доктрины. В целях обеспечения транспарентности и предсказуемости военной деятельности задействуются все имеющиеся механизмы и инструменты мер доверия.
  • Для поддержания экстренных контактов между Участниками организуются «горячие» телефонные линии.

Статья 3

  • Участники подтверждают, что не рассматривают друг друга в качестве противников.
  • Участники поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (в первую очередь, на Балтике и в Черноморском регионе).

Статья 4

  • Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.
  • В исключительных случаях, при возникновении ситуаций, связанных с необходимостью нейтрализации угрозы безопасности одного или нескольких Участников, такие размещения могут осуществляться с согласия всех Участников.

Статья 5

  • Участники исключают развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других Участников.

Статья 6

  • Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств.

Статья 7

  • Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.
  • В целях исключения возникновения инцидентов Российская Федерация и Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, не проводят военных учений и других мероприятий военной деятельности свыше бригадного уровня в полосе согласованной ширины и конфигурации с каждой стороны от линии границы Российской Федерации и государств, состоящих с ней в военном союзе, а также Участников, являющихся государствами-членами Организации Североатлантического договора.

Статья 8

  • Настоящее Соглашение не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающее преимущественную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства Участников, вытекающие из Устава ООН.

Статья 9

  • Настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию уведомлений о согласии на обязательность от более чем половины подписавших его государств. В отношении государства, передавшего такое уведомление позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты его передачи.
  • Любой Участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив депозитарию соответствующее уведомление. Действие настоящего Договора прекращается для такого Участника через [30] дней после получения депозитарием указанного уведомления.
  • Настоящее Соглашение составлено на русском, английском и французском языках, тексты которых имеют одинаковую силу, хранится в архиве депозитария, которым является правительство …
  • Совершено в [городе …] [ХХ] дня [ХХХ] месяца [20ХХ] года.
  • Источник: washington.mid.ru/ru/press-centre/news/proekty_soglasheniy_po_garantiyam_bezopasnosti_/

Карта сайта