Завершение Венской встречи СБСЕ в январе 1989 года. Изменение политики СССР в отношении прав человека
Содержание скрыть
Утратить способность к внезапному вооруженному нападению на Европу.
- «Гибкий» переговорный подход СССР к региональным конфликтам в окраинных зонах мира сочетался со смягчением советской политики в Европе.
- В декабре 1988 года, выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Михаил Сергеевич Горбачев огласил программу сокращений вооруженных сил СССР.
- Она предусматривала уменьшение численности советской армии к 1991 г. на 500 тыс. человек.
- Осуществив это план, Советский Союз, по оценкам специалистов, должен был утратить способность к внезапному вооруженному нападению на Европу.
Москва шла на уступки в отношениях с западноевропейскими странами в надежде устранить напряженность в Европе.
- Избавиться от необходимости содержать мощную группировку сил на европейском направлении и сократить благодаря этому военные расходы.
- Советский Союз был не в состоянии финансировать за счет своего бюджета военную организацию Варшавского договора подобно тому, как это делали Соединенные Штаты в отношении НАТО.
Позиции США и западноевропейских стран в отношении СССР в конце 90-х годов 20 века были более жесткими, чем в конце 60-х.
- Из опыта западные страны поняли, что уменьшить угрозу со стороны Советского Союза можно лишь в случае трансформации политической системы СССР. Запад не хотел довольствоваться «военной разрядкой».
- Он желал необратимости перемен, которые стали происходить в отношениях СССР с Западом при М.С.Горбачеве, и считал гарантией этой необратимости «системную трансформацию Советского Союза» через его демократизацию.
- Из внутренней проблемы СССР углубление «перестройки» с сопутствующей ей демократизацией стало важнейшей международной проблемой, предметом напряженных обсуждений между ведущими мировыми державами.
Завершение Венской встречи СБСЕ
- Запад не имел иных правовых инструментов воздействия на внутреннюю политику Советского Союза, кроме договоренностей в рамках СБСЕ.
- На некоторое время Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе вернуло себе роль важнейшего международного форума, каким оно было в начале 70-х годов 20 века.
- Именно права человека составляли комплекс проблем, изменение подхода к которым предполагало внесение изменений во внутреннее законодательство и практику государственных органов Советского Союза.
- Руководство М.С.Горбачева, провозгласившее политику демократизации в январе 1987 г., считало (как выяснилось, ошибочно) свою власть достаточно прочной, чтобы начать внедрение в СССР общеевропейских правовых стандартов.
В январе 1989 г. Венская встреча СБСЕ завершилась.
- В ее итоговом документе, принятом 15 января, было зафиксировано множество важных положений военно-политического и экономического характера.
- Главным среди них было обязательство стран-участниц «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ»
- Одобрив этот документ, Советский Союз впервые официально согласился с принципом приоритетности международного права по отношению к внутреннему законодательству СССР.
- Был сделан крупный шаг к распространению в Советском Союзе европейских стандартов и представлений о фундаментальных ценностях и личных свободах.
- Реализации венских договоренностей должна была неизбежно привести к формированию в СССР нового типа личности гражданина, этические и моральные ориентиры которого должны были включить в себя существенный компонент общеевропейского, общезападного мышления и понимания социальных, культурных, политических и иных реалий.
Общегуманитарная и правозащитная темы были предметом дальнейших обсуждений
- в рамках СБСЕ на парижском (1989),
- копенгагенском (1990) и
- московском (1991) совещаниях СБСЕ по человеческому измерению.
Советское внутреннее законодательство стало приводиться в соответствие с международными конвенциями и договорами.
- Это дало новый толчок деятельности правозащитных организаций и движений внутри СССР, которые теперь могли не опасаться преследований.
- Еще в декабре 1986 г. из горьковской ссылки в Москву было разрешено вернуться А.Д.Сахарову, который стал неформальным лидером советского правозащитного движения. 8 апреля 1989 г. была отменена статья 70 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшая преследование за проявления политического инакомыслия.
- В Советском Союзе усиливалось влияние прозападного радикально-демократического, по сути антикоммунистического, оппозиционного движения, которое резко критиковало М.С.Горбачева, считая его политику недостаточно радикальной.
- Оно требовало ускорения демократизации, установления многопартийности, ликвидации монопольного господства КПСС в государстве, а также реформы отношений между союзными республиками СССР.
- Одновременно против М.С.Горбачева стала решительно выступать консервативная оппозиция внутри компартии, деятели которой тоже критиковали политику «перестройки», называя ее опасной и вредной.
- Они требовали прекратить демократизацию и сосредоточить внимание на укреплении контроля КПСС над политическими процессами в стране.
Наряду с консервативным антигорбачевским течением, внутри КПСС возникло также направленное против М.С.Горбачева течение радикально-реформистской оппозиции во главе с Б.Н.Ельциным.
- В отличие от консерваторов, оно требовало не свертывания реформ, а их трансформации в «революционно-демократическое» русло.
- Радикалы-реформаторы внутри КПСС действовали на параллельных курсах с антикоммунистической оппозицией.
- Таким образом, к 1989 г. М.С.Горбачеву противостояли три типа оппозиции. Две из них выступали изнутри правящей партии, одна – извне ее.
Позиции Михаила Горбачева слабели.
- Он стремился компенсировать неудачи внутренней политики успехами во внешней. Репутация советского лидера за пределами СССР была ярче, чем внутри страны, которой он руководил.
- Решение о переводе СССР на международно-правовые стандарты внутренней политики в соответствии с документами Венской встречи имело далеко идущие последствия для отношений между союзными республиками внутри Советского Союза, а также между СССР и социалистическими странами Восточной Европы.
- Активность усилившихся в этих республиках и восточноевропейских государствах националистических сил до 1989 г. сдерживалась политико-идеологическим прессом.
После Венской встречи националистическая оппозиция получила правовое основание для своей легализации.
- Она стала открыто добиваться изменения внутреннего законодательства соответствующих стран и республик бывшего СССР, непосредственно апеллируя к международным правовым актам.
- Завершение Венской встречи СБСЕ . Официальные власти не могли игнорировать подобные требования, будучи скованными обязательствами, принятыми на себя согласно решениям в Вене. На пространстве СССР и Восточной Европы стали усиливаться центробежные настроения.