Восстановление экономики и проблемы социализма в СССР

Восстановление экономики и проблемы социализма в СССР

  • Высочайшие мобилизационные качества продемонстрировала централизованная экономика СССР, основанная на общественной собственности на средства производства за годы войны 1941 — 1945 гг. и после неё.
Содержание скрыть

 

Восстановление экономики

Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем в Германии вместе с ввозом в нее из оккупированных стран импорта, Советский Союз, опираясь на собственные ресурсы, в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружений и боевой техники.

За годы войны экономическое развитие получили Урал, Сибирь, Центральная Азия, Приамурье.

Экономическое, политическое и военное руководство страной объединил Государственный комитет обороны.

В Госплане были созданы отделы вооружения, боеприпасов, судостроения, авиастроения и танкостроения.

  • Эти отделы разрабатывали планы для предприятий, выпускающих военную продукцию, независимо от их ведомственной подчиненности, и контролировали материально-техническое обеспечение военных производств.

Для оперативной связи Госплан СССР имел своих представителей в 25 экономических районах.

  • Основной формой планирования во время войны стали квартальные, месячные и декадные планы.
  • В соответствии с принятым им военно-хозяйственным планом на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. осуществлялась мобилизация сырья, топлива, производственных мощностей, инженерно-технических кадров для выполнения военных заказов.

На востоке страны развертывалась основная военно-промышленная база.

  • Объем валовой продукции промышленности с июня по декабрь 1941 г. уменьшился почти в 2 раза, но уже в декабре 1941 г. падение промышленного производства приостановлено.
  • В 1943 г. продукция оборонных отраслей увеличилась по сравнению с 1940 г. более чем в 2 раза.
  • Производительность труда в оборонных отраслях выросла в 2,2 раза.
  • Уже в 1944 г. на восстановление народного хозяйства направлялись значительные капитальные вложения, которые в 1944 г. почти в 1,5 раза превысили среднегодовой объем капитальных вложений во все отрасли народного хозяйства в мирные годы первой пятилетки.

За годы войны выпуск продукции на Урале вырос в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8 раза, в Поволжье — в 2,4 раза.

Восстановление экономики и централизация финансовых ресурсов

В соответствии с требованиями военной экономики была усилена централизация финансовых ресурсов, которые в эти годы в подавляющей части были сконцентрированы непосредственно в государственном бюджете.

  • Ассигнования на оборону за годы войны составили 51% расходов.
  • Наряду с текущими доходами для финансирования расходов на оборону были использованы накопленные в мирные годы бюджетные резервы.
  • Свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций.

Введение военного налога, государственные внутренние займы и взносы трудящихся в Фонд обороны и Фонд Красной Армии.

  • Выпущенные займы размещались по подписке среди населения кооперативных организаций в предельно короткие сроки — в течение нескольких дней.

Советский Союз осуществил перевооружение и материальное обеспечение многомиллионной армии, опираясь на собственные ресурсы.

За годы войны были использованы лишь небольшие кредиты от Великобритании, США и Канады для оплаты военных поставок.

  • Поставки по лендлизу из США в СССР составили около 4% производства промышленной продукции в стране.
  • По законам военного времени было введено нормированное снабжение.
  • В 1944 г. — коммерческая торговля, цены в которой неоднократно снижались, что вело к снижению и рыночных цен.

К моменту окончания войны денежная масса в обращении выросла примерно в 4 раза, тогда как розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в неизменных ценах был намного ниже, чем в 1940 г.

  • Излишек денег в народном хозяйстве вел к повышению рыночных цен, понижению покупательной способности рубля.
  • После войны в 1946 г. для сближения низких цен нормированной торговли и более высоких коммерческих цен пайковые цены были повышены с компенсацией при этом потерь низко — и среднеоплачиваемым работникам в виде надбавки к заработной плате, пенсиям и стипендиям.

Эта мера, как и накопление в руках государства достаточных товарных масс на базе общего подъема народного хозяйства, позволили успешно провести денежную реформу в 1947 г. 

Денежная реформа

Целью денежной реформы было восстановление полноценного рубля.

  • Перехода от карточной системы к торговле по единым государственным ценам.
  • За счет лишения спекулятивных элементов большой массы накопившейся у них денежной наличности.
  • Аннулирования фальшивых денег, выпускавшихся оккупационным режимом.

Механизм проведения реформы касался денежных доходов населения, сбережений, конверсии государственных займов и установления единых розничных цен.

Срок выплаты заработной платы и жалованья служащим был приурочен к моменту реформы. Они выдавались новыми деньгами с изменившимся названием банковских билетов. Вместо червонцев они стали выпускаться в рублях.

Обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 : 1.

  • Так как трудовые доходы всех слоев населения остались без изменения и продолжали выплачиваться в новых деньгах, то это означало повышение реальных доходов трудящихся.
  • Реформа ударила по спекулянтам, накопивших значительные суммы на военных трудностях.

 

Одновременно с обменом наличных денег производилась льготная переоценка вкладов в сберкассах.

  • Вклады до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали.
  • От 3 тыс. руб. до 10 тыс. руб. — по соотношению 3 : 2.
  • Свыше 10 тыс. руб. — по соотношению 2:1.

Переоценка вкладов на более льготных условиях способствовала значительному приливу их в сберкассы.

  • Была проведена конверсия государственных займов, так как основная сумма вкладов и взносов по подписке на займы поступала в годы, когда покупательная способность рубля была значительно ниже.

Денежные средства государственных предприятий и организаций, хранившиеся на счетах в банках, сохранились без изменения.

Средства кооперативных организаций и колхозов в банках переоценивались по соотношению 5:4.

  • Денежная реформа сопровождалась отменой карточной системы и установлением единых розничных цен, уровень которых был выше нормированных, но значительно ниже коммерческих.
  • В целом уровень розничных цен оказался ниже цен за предыдущий квартал на 17%, но втрое превышал довоенный уровень.

Массовые снижения розничных цен проводились ежегодно в 1947-1954 гг.

  • Восстановление экономики. После проведения денежной реформы 1947 г. политика плановых денег продолжилась.

В противовес США, экономической стратегией которых являлся экспорт капитала для завоевания мирового господства в передовых отраслях, экономической стратегией СССР становится первоочередное развитие отраслей, определяющих эффективность производства за счет централизованного распоряжения производственными инвестициями.

 

Пятилетки

  • К пятилеткам, как основной форме планирования, вернулись уже в первые послевоенные годы — шло восстановление экономики

Задача четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) состояла в восстановлении довоенного уровня экономики, а затем и превышение его.

Госплан возобновил работу над составлением Генерального плана развития народного хозяйства страны на 20 лет.

  • Одновременно разрабатывались годовые планы с разбивкой на кварталы.
  • Первоочередное развитие получали отрасли, определяющие совершенствование структуры экономики, технический прогресс и эффективность производства — электроэнергетика, химия, машиностроение.

В 1950 г. реальные доходы населения увеличились на 34% против довоенного уровня.

Ленд-лиз и кредиты

После войны соглашение по предоставлению СССР американского кредита для оплаты незаконченных заказов по ленд-лизу было прервано в одностороннем порядке конгрессом США.

СССР сам становится страной-кредитором, предоставляющей долгосрочные кредиты странам, взявшим за образец советскую плановую экономическую систему.

Китайской Народной Республике и ряду восточноевропейских стран.

  • Главной целью этих государств становится индустриализация.
  • Инструментом ее реализации — стратегическое планирование, опирающееся, как и в СССР, на плановую подготовку квалифицированной рабочей силы.
  • Значительные кредиты на льготных условиях получил Афганистан для оплаты советских поставок машин и оборудования.
  • На условиях долгосрочного кредита СССР поставлял промышленные товары в Югославию.

 

О создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

В условиях «холодной войны» и экономической блокады со стороны США и стран Запада в 1949 г. было принято решение Экономического совещания представителей стран народной демократии, ставших на путь сотрудничества с СССР (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии), о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

  • В 1950 г. в СЭВ вступила Германская демократическая республика.
  • В 1962 г. — Монгольская народная республика.
  • В 1972 г. — Куба.
  • В 1978 г. — социалистическая республика Вьетнам.
  • Югославия не являлась членом, но участвовала в работе СЭВ.

 

Расчёты и золотое содержание рубля

Для расчетов между социалистическими странами, в том числе и с капиталистическими странами применялась клиринговая система безналичных расчетов за товары и услуги, основанная на зачете взаимных требований.

В связи с послевоенным укреплением рубля, а также нарастающей инфляцией в западных странах определение курса рубля на базе доллара было прекращено и с 1 марта 1950 г. установлено золотое содержание рубля в 0,222168 г чистого золота.

После восстановления экономики СССР, как и США, является общепризнанной в мире супердержавой, определяющей тенденции экономического и политического развития в мире.

Конкуренция двух супердержав: СССР и США

  • В условиях «холодной войны» начинается конкуренция двух супердержав, двух экономических стратегий.

США с экономической стратегией экспорта капитала во все страны для завоевания мирового господства и Советского Союза с экономической стратегией централизованного распределения инвестиций для развития отраслей, определяющих технический прогресс.

  • Безусловно, в этой «схватке» супердержав были неравные стартовые условия.
  • Кроме того, в 1949 г. в США появилась новая наука — кибернетика, изучавшая процессы переработки информации и придававшая значение обратной связи для систем автоматического регулирования различной природы, в том числе и общества, для создания автоматизированных систем управления.
  • Вместо того, чтобы увидеть значимость этой науки в развитии теории и практики социализма, новой науке, как и генетике, присвоили название лженауки, затормозив ее развитие в СССР.

 

Дискуссия об экономических законах социализма в 1951 году

Понимая новые условия конкуренции, по инициативе ЦК КПСС в 1951 г. состоялись дискуссия об экономических законах социализма.

В связи с итогами дискуссии вышла работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

  • Сталин отрицал действие закона стоимости в сфере производства средств производства, но признавал его действие в сфере производства предметов потребления.

 

Проблемы характера денег при социализме продолжали обсуждаться в 1951-1954 гг.

В ходе этих конференций были сделаны выводы о необходимости товарного производства в социалистическом хозяйстве и о реальной стоимостной природе денег.

  • Таким образом, новая теория социализма вступила в противоречие с его практикой.
  • Ее положения были утверждены после дискуссии, проходившей в Институте экономики АН СССР в 1956-1957 гг., под руководством К. Островитянова.

Концепция, отрицающая существование товарного производства и действие закона стоимости при социализме, была отвергнута.

Длительной была дискуссия и по поводу эффективности капитальных вложений.

  • По мнению В. Новожилова и А. Лурье, норматив эффективности капитальных вложений — единый для всех отраслей экономики.
  • Победила точка зрения Т.Хачатурова о необходимости использования дифференцированного норматива эффективности по отраслям экономики.
  • Таким образом, рубль капитальных вложений стал иметь разную оценку в зависимости от его конкретного назначения.

 

Споры шли и вокруг принципов ценообразования.

Однако если практика диктовала необходимость согласования системы цен с показателями плана, то в вопросах ценообразования главное внимание уделяли принципам расчета прибыли.

Здесь можно выделить три точки зрения: прибыль рассчитывается пропорционально заработной плате; пропорционально себестоимости; пропорционально к общей сумме производственных фондов.

  • В результате у теоретиков нового подхода к социализму появилась «блестящая» возможность много говорить о совместимости закона планомерного развития, предполагающего сознательное установление обществом пропорций развития экономики, и закона стоимости со стихийным распределением ресурсов в обществе.
  • Потеря времени СССР на разработку научной теории социализма и серьезное изучение опыта государственного регулирования западной экономики, более гибко настроенного на цели потребительского рынка, определили проигрыш СССР в «мирной» конкуренции двух супердержав.
  • Вместо того чтобы уничтожать стратегическое преимущество СССР, состоявшее в централизованном распределении инвестиций и использованное при восстановлении экономики западноевропейских государств и Японии, нужно было осознать, что в условиях «холодной войны» поддержка военного паритета с США недостаточна.
  • Центр тяжести конкуренции двух супердержав США переместили в сферу потребительского рынка, обратное воздействие которого на структуру и объемы производства нужно было учесть в централизованном управлении экономикой.
  • Нужна была и демократизация управления, направленная на выявление учета мнений граждан по поводу приоритетных целей государства и активизацию участия граждан в распределении доходов государства, регионов, отраслей, предприятий и т.д.
  • Серьезного внимания заслуживала проблема стимулирования высокопроизводительного труда.

 

В течение 1950-х гг. резко возросла роль фактора организации и управления.

  • В США за этот период численность управляющих в общем составе работоспособного населения возросла с 40 до 51%.
  • В СССР только в промышленности, где общий рост численности промышленно-производственного персонала составил 34%, численность занятых в сфере управления предприятиями возросла на 63%.
  • Начиная с 1961 г. этот бурный процесс удалось сдержать в США с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).

 

 

Демократизация централизованного управления

  • Восстановление экономики и проблемы социализма в СССР состоявшие в демократизации централизованного управления.
  • Его переориентации с целей развития отраслей-локомотивов на цели потребительского рынка.
  • В повышении гибкости управления за счет эффективного использования электронных вычислительных машин (ЭВМ).

 

Восстановление экономики и Фонд директора

В стимулировании роста производительности труда большую роль играл сформированный в 1930-е гг. фонд директора.

  • Этот фонд не формировался во время войны.
  • Начиная с 1947 г. условия образования и использования фонда директора изменились.

В 1930-х гг. фонд формировался в зависимости от плановой и сверхплановой прибыли или экономии.

Теперь отчисления в фонд производились при выполнении или перевыполнении предприятием плана по выпуску товарной продукции в установленном ассортименте, заданий по снижению себестоимости, плана по прибыли от реализации продукции.

  • В связи с пересмотром оптовых цен в 1949 г., когда цены на средства производства были повышены на 58% по сравнению с 1948 г., отчисления от плановой и сверхплановой прибыли были снижены.
  • Таким образом, к недостаткам формирования этого фонда, подрывавшего принятие напряженных планов ради сверхплановых показателей, добавилось стимулирование реализации продукции, противоречащее обязательности выполнения договоров между производителями.

 

Развитие и Восстановление экономики в 1950 годах

В 1950-х гг. экономика страны продолжала развиваться на основе централизованного управления, стержнем которого служили перспективные планы, нацеленные на развитие передовых отраслей промышленности.

  • Успешное выполнение пятого пятилетнего плана (1951-1955) позволило осуществлять систематическое снижение розничных цен.
  • В 1954 г. уровень розничных цен достиг уровня довоенных.
  • В 1956 г. уровень розничных цен снизился по сравнению с дореформенными ценами в 2,3 раза, снижались цены и на колхозных рынках.

Введение в 1954 г. дифференцированных по 17 сельскохозяйственным зонам страны сдаточных цен на сельскохозяйственную продукцию, несмотря на ликвидацию системы дотаций по всем ее видам, позволило снизить цены и на колхозных рынках.

  • Одновременно со снижением розничных цен происходило увеличение денежных сбережений населения.
  • Чтобы не создавать инфляционного навеса со стороны спроса, в этот период было размещено по подписке шесть государственных займов развития народного хозяйства сроком на 20 лет, доход по которым выплачивался в форме выигрышей.
  • В результате их выпуска к 1 апреля 1957 г. государственный долг составил 25,8 млрд. руб.
  • Поэтому было принято решение отсрочить погашение их облигаций до 1977 г. с выплатой в течение 20 лет равными частями ежегодно.

Так как в государственном бюджете на 1957 г. предусматривались доходы от займов, то был выпущен государственный займ 1957 г. сроком на 5 лет.

  • По этому займу поводились тиражи выигрышей и погашения, а облигации, не вышедшие в тиражи, выкупались в 1962 г.
  • В период выполнения пятилетнего плана трижды снижались цены на продукцию тяжелой промышленности и тарифы на грузовые перевозки.

 

Пересмотр цен осуществлялся на основе модели цены 1936-1939 гг.

Нормативная рентабельность включалась в цену в минимальных размерах на уровне 3-4% для тяжелой промышленности и на уровне 4-5% для легкой.

Цены, введенные в 1955 г., с некоторыми изменениями действовали до 1966 г.

  • Пересмотры цен и необходимость ускорения технического прогресса оказали воздействие на нормативы формирования фонда директора, переименованного в 1955 г. в фонд предприятия.

В фонд отчислялось 3-4% плановой и 50% сверхплановой прибыли или экономии.

  • Общая годовая сумма отчислений не превышала 5,5% годового фонда заработной платы промышленного персонала.
  • Для машиностроения в первый год серийного производства новой техники отчисления от плановой прибыли составляли 10%, и общий предел отчислений, зависящий от удельного веса новой техники в общем объеме производства, достиг 7% годового фонда заработной платы.

Средства фонда использовались на производственные нужды (20%), жилищное и культурно-бытовое строительство (40%) и на премирование (40%).

  • Таким образом, фонд предприятия являлся не только инструментом премирования работников, но и инструментом децентрализации финансовых средств государства, выделяемых на инвестиционные и социальные цели развития.

 

Рост производства

  • Усложнение производственных взаимосвязей все более затрудняли оперативное руководство из центра громадным числом предприятий.

К 1957 г. в СССР было более 200 тыс. предприятий и более 100 тыс. строек.

  • Руководство экономикой наталкивалось на отраслевые барьеры и разобщенность деятельности центральных органов.

Разбухание управленческого аппарата тормозило инициативу на местах.

При отсутствии единого научного подхода к совершенствованию централизованного управления экономикой страна «увлеклась» организационными, или, как принято сегодня говорить, институциональными преобразованиями, эффект которых оказывался обратным по отношению к декларируемым целям.

 

В 1957 году началась реформа Хрущева

  • Реформа по реорганизации управления промышленностью и строительством.

Реформа была направлена на усиление территориального принципа управления в ущерб отраслевому.

  • Ликвидировали 26 промышленных министерств и создали 104 совнархоза, подчиненных Советам министров союзных республик, которые подчинялись Верховным Советам союзных республик и контролировались Советом министров СССР.
  • Предприятия в ведении совнархозов охватили 2/3 общего объема продукции СССР, по некоторым отраслям (нефть, уголь, чугун и т.д.) — 100%.

Эти меры разрушили кооперацию предприятий в отрасли по технологическому принципу и затормозили технический прогресс, повлекли за собой большие непроизводительные затраты на реорганизацию экономики.

Сальдо внешнеэкономических расчетов СССР

  • Начиная с 1960 г. сальдо внешнеэкономических расчетов СССР с развитыми капиталистическими странами становится отрицательным.

В соответствии с установкой на перенос центра тяжести управления на места в 1959 году был принят Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик.

По закону Верховный Совет утверждает бюджет СССР в целом и общие суммы доходов и расходов бюджетов союзных республик.

  • Тем самым был нанесен еще один удар по централизации, поскольку союзные республики стали самостоятельно распоряжаться выделенными им финансовыми средствами.
  • Положительные и отрицательные сальдо бюджетов союзных республик уравновешивались через государственный бюджет.

Взаимные расчеты между всеми бюджетами осуществлял Минфин.

В этот период развивается зачет взаимных требований.

Это взаимное погашение совпадающих во времени денежных обязательств предприятий с получением разницы по сумме взаимного платежа.

  • Чем больше концентрация платежей, тем меньше масса обращающихся средств платежа.
  • Суммы кредитовых сальдо, возникающие при превышении поступлений средств над платежами, зачисляются на расчетные счета предприятий.
  • Был введен особый режим кредитования предприятий, не выполнивших плановые обязательства.

Осуществлена организационная перестройка банковской системы с целью расширения числа участников взаимных расчетов.

 

Банки

В 1957 г. упразднен Торгбанк, а его функции переданы Сельхозбанку и Цекомбанку.

В 1959 г. упразднены Сельхозбанк, Цекомбанк и коммунальные банки, а выполняемые ими операции переданы Промбанку, переименованному в Стройбанк, и Госбанку.

  • Стройбанк финансирует капитальные вложения предприятий, объединений промышленности, строительства, транспорта, связи, геологии, науки, культуры, здравоохранения, торговли, жилищного и коммунального хозяйства и др.
  • Госбанк финансирует капитальные вложения государственных предприятий сельского, лесного и водного хозяйства, кооперативных организаций, культурно-просветительской сети в сельской местности.
  • Финансирование Госбанком капитальных вложений нарушило функциональный принцип организации банковской системы.

 

Напряженность в развитии сельского хозяйства.

Для увеличения текущих реальных доходов колхозников в 1958 г отменили введенный в 1953 г. налог, взимавшийся с принадлежащих колхозникам земельных участков по твердым ставкам с их площади.

Исходя из товарных представлений о социализме, колхозам была передана техника, находившаяся в ведении МТС, и отменены обязательные государственные поставки.

  • Тем самым были ухудшены инвестиционные возможности колхозов и пошёл рост цен на колхозных рынках.

Возникли очереди в государственной торговле и введена карточная система на продукты.

  • Создалась ситуация дефицита продовольствия.

Сложившийся кризис в развитии сельского хозяйства был «разрешен» введением в 1961 г. новых сдаточных цен, включавших себестоимость и в небольшом размере прибыль, и девальвацией национальной валюты посредством обмена денег.

В ходе проведения деноминации 1961 г. один новый рубль приравнивался к 10 старым.

  • С учетом изменения масштаба цен и исходя из реального соотношения покупательной способности советской и иностранной валюты, золотое содержание рубля было зафиксировано в размере 0,987412 г чистого золота.

Таким образом, старый рубль, «весивший» 0,222168 г чистого золота, стал «весить» 0,0987412, что означало его реальное обесценение в 2,25 раза.

 

Таблица. Темп прироста национального дохода (в %)

ПериодыТемпы прироста
НЭП, восстановление народного хозяйства после первой мировой и гражданской войн (1922-1927)
Довоенные пятилетки ускоренной индустриализации (1928-1940)
Восстановление народного хозяйства после второй мировой войны (1946-1950)
Период после восстановления народного хозяйства (1951-1970)
19,5
14,1
14,6
8,5
  • В 1960 г. произведенный национальный доход увеличился в 4,4 раза по сравнению с довоенным 1940 г.
  • В период 1951-1960 гг. объем промышленной продукции вырос в 3 раза, объем продукции сельского хозяйства — в 1,6 раза.

В 1954 г. в СССР ввели первую в мире атомную электростанцию.

В 1957 г. был спущен на воду первый в мире ледокол с атомным двигателем и выведен на околоземную орбиту искусственный спутник Земли.

  • За этот период введено в действие 714,6 млн. м2 жилья, что превысило его ввод за все предыдущие годы советской власти.
  • В 1961 г. стартовал первый космический корабль с человеком на борту. Все это, безусловно, были успехи но, как видно из табл. 9, страна стала терять темпы.
  • В таблице выделены несколько периодов, отличных друг от друга по среднегодовым темпам прироста национального дохода.

 

В 1957 году был разработан семилетний план (1959 — 1965)

Задачи плана состояли в создании условий, необходимых для построения коммунистического общества к концу XX в., с реализацией принципа «каждому по потребностям».

  • Амбициозность планов, не подкрепленная реальными возможностями, и негативные тенденции в развитии сельского хозяйства определили необходимость смены руководителя государства.
  • В конце 1950-х гг. начинают складываться финансово-кредитные отношения социалистических стран с развивающимися странами с целью укрепления мировой социалистической системы.

В 1957 г. для оказания помощи развивающимся странам был создан в СССР Государственный комитет по внешнеэкономическим связям (ГКЭС).

  • Подобный институт был создан и в других социалистических странах.
  • Помощь оказывалась главным образом на основе двусторонних межправительственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

 

Восстановление экономики и проблемы социализма в СССР — Резюме

  • Восстановление экономики. Высочайшие мобилизационные качества продемонстрировала централизованная экономика СССР, сконцентрировавшая финансовые ресурсы в подавляющей части в государственном бюджете.
  • Целью послевоенной денежной реформы являлось восстановление полноценного рубля и переход от карточной системы к торговле по единым государственным ценам за счет лишения денежных доходов спекулятивных элементов и аннулирования фальшивых денег.
  • Денежная реформа сопровождалась установлением единых розничных цен, массовые снижения которых проводились ежегодно в 1947-1954 гг.
  • Восстановление экономики. Послевоенной экономической стратегией СССР остается первоочередное развитие отраслей, определяющих технический прогресс, за счет централизованного распоряжения производственными инвестициями.

В результате четвертого пятилетнего плана был восстановлен довоенный уровень и первоочередное развитие получили электроэнергетика, химия, машиностроение.

После войны в условиях «холодной войны» начинается «мирная» конкуренция двух супердержав — СССР и США — с неравными стартовые условиями.

  • В условиях экономической блокады со стороны США и стран Запада был создан блок СЭВ, объединивший ряд стран народной демократии с СССР, в расчетах которого применялась клиринговая система.

Определение курса рубля на базе доллара было прекращено, и в 1950 г. установлено золотое содержание рубля.

  • С целью укрепления мировой социалистической системы получают развитие финансово-кредитные отношения стран-членов СЭВ с развивающимися странами.

Экономика страны продолжала развиваться на основе перспективных планов.

  • Систематическое снижение розничных цен, осуществляемое в годы пятого пятилетнего плана, сопровождалось размещением по подписке среди населения государственных займов, ростом государственного долга и отсрочкой его погашения.

Снижение оптовых цен осуществлялось на основе довоенной модели с минимальной нормативной рентабельностью.

  • Рост цен на продовольствие и введение карточной системы на продукты привели к девальвации национальной валюты посредством обмена денег, к отрицательному сальдо внешнеэкономических расчетов СССР с развитыми капиталистическими странами.

История международных отношений

Карта сайта — статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *