Либеральные реформы в странах социализма за период с 1950 по 1991 г.
Экономика стран
- После войны в социалистических странах с целью организации централизованного управления экономикой быстро прошла национализация собственности на средства производства и банки, коллективизация сельского хозяйства.
- Частная деятельность в них строго регламентируется. Руководящей и направляющей развитие экономики страны становится партия.
- Для ограждения экономики этих стран от кризисов в капиталистических странах организуется валютная монополия и монополия внешней торговли, ориентированные на развитие интеграции в странах социализма.
- Прибыли или потери, образующиеся в отраслях, а также в результате разницы мировых и внутренних цен, направляются в бюджет государства или финансируются из него.
Страны социализма поставили задачу «догнать и перегнать Америку»
- Приоритетным направлением была выбрана индустриализация, ускоренное развитие которой осуществлялось за счет отставания темпов роста потребления населения и развития сельского хозяйства.
Все реформы, проводимые под флагом демократизации партноменклатурой, начиная от хрущевских совнархозов и кончая горбачевскими ССС (самоокупаемость, самофинансирование и самоуправляемость), были направлены на уничтожение стратегического преимущества советской модели — централизованного управления.
- На базе реформирования усиливалась стихийная организация, а с ней и бюрократизация экономики, росла внешняя задолженность СССР, приобретавшей все более сырьевую ориентацию.
- Такой устойчивый ход событий определил в конечном счете развал социалистического блока в мировой экономике, трансформацию социалистических стран в зависимые развивающиеся страны.
- Наряду с конструктивной критикой оппонентов централизованного управления об административном установлении цен и прибыли предприятий, часто присутствует поверхностное понимание процессов принятия плановых решений в этой системе.
- Во-первых, планирование всегда начинается снизу, а не сверху.
- Во-вторых, в этой системе прибыль, получаемая предприятием, не может служить критерием его деятельности, направленной на реализацию стратегических целей государства в целом.
Понятно, что критика недостатков централизованного управления экономикой могла быть использована как для его совершенствования, так и для его разрушения.
- Реформирование сопровождалось снижением темпов роста и конкурентоспособности социалистических стран, ростом их внешней задолженности развитым капиталистическим странам.
- Рассмотрим эти процессы на примере ряда бывших социалистических стран.
Раньше всех реформирование советской модели началось в 1950 г. в Югославии под руководством Тито.
- После разрыва с СССР в 1948 г. Югославия не вошла в СЭВ, и ее внешняя торговля осталась ориентированной на страны капитализма.
- Самоуправление было введено законом 1950 г. и закреплено Конституцией 1953 г.
- С этого момента начинают развиваться самофинансирование предприятий и экономическая дезинтеграция государства.
- Закон упразднил центральные и отраслевые министерства, контроль за фондом заработной платы, ввел избираемость директоров и уменьшил полномочия центра в пользу республик, регионов, областей и предприятий.
- Предприятиям было разрешено распоряжаться собственностью и самостоятельно продавать производимые продукты, уплачивая государству и местным органам налоги.
- В середине 1950-х гг. экономической стратегией Югославии становится преимущественное производство товаров народного потребления, что явилось причиной быстрого роста экономики.
- В 1958 г. им было предоставлено право самостоятельно решать вопрос распределения доходов предприятия между увеличением зарплаты и фондами, в том числе инвестиционным фондом, что обусловило стремительный рост заработной платы и инфляции.
- В 1960-1964 гг. темпы роста инфляции составляли 7% в год.
- Для преодоления инфляции нужно было восстановить контроль за заработной платой и усилить централизацию, что зачеркнуло бы все «достижения» самоуправления.
- При поддержке директорского корпуса выбор был сделан в пользу продолжения развития самоуправления.
В преддверии либеральной реформы 1965 г. значительно возросла роль коммерческих банков.
- В 1965 г. предприятиям была предоставлена полная самостоятельность в области капиталовложений, уменьшено налогообложение предприятий и ликвидирован инвестиционный фонд государства. Остался только фонд ускоренного развития слаборазвитых районов.
- Местные органы и предприятия стали учреждать коммерческие банки, предоставляющие кредиты без территориальных ограничений.
- Контроль над деятельностью банков осуществляли учредители посредством голосования.
- С 1971 года, наряду с федеральным национальным банком, статус Центрального банка получили 8 национальных банков в шести республиках и автономных провинциях. Их доля в инвестициях стала расти, что способствовало усилению банковской власти.
- Дешевые кредиты, либерализация цен и рост заработной платы послужили причиной усиления темпов инфляции в 1969-1974 гг. до 17% в год.
- Попытка заменить централизованное планирование контрактным, при котором после добровольного заключения всеми единицами планов с поставщиками и будущими клиентами проводится их согласование с региональными и национальными целями, провалилась.
- В 1980-х гг. самоуправление и взаимное банковское кредитование предприятий способствовали дальнейшему росту номинальной заработной платы и инфляции.
- После смерти в 1980 г. гаранта единства страны Тито начался политический кризис.
- Внешний долг составил в 1982 г. 20 млрд. долл., во второй половине 1980-х гг. федеральные доходы составили всего лишь 6% от ВВП.
- В 1983 г. была упразднена система контрактного планирования.
- Появились новые либеральные идеи по усилению стихии в экономике: о плюрализме форм собственности, необходимости формирования рынка труда и капиталов, приватизации государственного сектора.
- В 1991 г. произошел распад Федерации и началась гражданская война, знаменовавшая крах системы, служившей примером для реформирования социализма в других странах.
- После этого начались реформы по сокращению числа обязательных показателей для предприятий с разрешением сохранять часть своей прибыли.
- Был принят закон о рабочих советах, получивших право участия в управлении предприятием и в назначении его директора, прошла сельскохозяйственная реприватизация.
- В 1980 г. начались забастовки, в качестве независимого профсоюза оформилось движение «Солидарность».
- Произошла смена политического руководства.
- После вмешательства армии правительство объявило о повышении цен.
- Выступили профсоюзные лидеры с югославской идеей самоуправления.
- После этого на предприятиях возрождаются советы, выбирающие директора и стратегию увеличения доходов предприятия, что означало новую фазу инфляции.
- В 1982 г. розничные цены увеличились на 100%.
- Большим спросом пользовались гарантированные заказы со стороны обороны и СЭВ.
- Было провозглашено равенство государственного, частного и кооперативного секторов экономики, принят закон о банкротстве, который разрешил эмиссию облигаций государственными предприятиями и покупку ценных бумаг частными лицами.
Начал работать принцип «трёх С», означающего самостоятельность, самофинансирование и самоуправление.
- Постепенно ликвидируется централизованное распределение инвестиций, государственная монополия внешней торговли.
- Упраздняются отраслевые министерства.
- Создаются коммерческие банки, которые могли стать акционерными.
- Валюту, получаемую от экспорта, разрешили продавать на аукционах.
- В 1983-1987 гг. ежегодное повышение цен составляло 15-25%, прошла серия девальваций злотого.
- Приток иностранных инвестиций в совместные предприятия уменьшился.
- В 1988 г. власть потеряла контроль за финансово-кредитной системой и платежным балансом.
- Инфляция достигла 60%.
- Кредит доверия народа на продолжение экономического кризиса получает «Солидарность», обвинившая партию в его причинах.
- В 1989 г. при новом правительстве цены растут на 35 — 50% ежемесячно.
- В 1990 г. Польша имеет большую внешнюю задолженность в 49 млрд. долл.
ГДР
- С 1963 г. в ГДР реализуются принципы новой экономической системы.
- Они были направлены на сокращение сферы нормированного распределения средств производства, ослабление контроля за заработной платой и занятостью, повышение роли прибыли как критерия хозяйствования при сохранении контроля центра за направлениями инвестиций.
- Эти меры вызвали рост цен.
- Либеральные реформы в странах социализма за период с 1950 по 1991 г. Как было в ГДР?
- В 1967 г. были учреждены специализированные банки, выдающие кредиты под контролем правительства. Их роль стала возрастать при определении выгодности проектов по критерию рентабельности.
- После чехословацких событий 1968 г. часть прав, переданных предприятиям, была возвращена министерствам и проведена национализация большей части предприятий частного сектора.
- В середине 1970-х гг. из-за кризиса в западных странах и роста цен на импортируемое из СССР сырье, контроль центра усилился.
- В 1980-х гг. в ГДР, как в СССР, Чехословакии и Болгарии, начинается «увлечение» организацией крупных комбинатов, позволявших сэкономить на административных издержках и, как считалось, ускорить внедрение научно-технического прогресса.
В начале 1990 г. создается экономический и денежный союз между ФРГ и ГДР.
- Был произведен обмен восточногерманских марок на марки ФРГ.
- Бюджетное финансирование объединения осуществляет ФРГ. Бундесбанк становится финансовой властью на всей территории, после чего образовался единый политический союз.
- Началась либерализация цен в бывшей ГДР.
- Завышенный курс обмена марок, предложение западных продуктов, сокращение торговли со странами бывшего блока СЭВ и повышение зарплаты снизили конкурентоспособность восточных предприятий, обострив проблему безработицы, достигшей на Востоке 2 млн. человек.
- Из-за плохого состояния инфраструктуры западные инвестиции не смогли компенсировать объем выпавших из оборота капиталов.
- После создания рынка капиталов началась приватизация и возвращение собственности бывшим владельцам — реституция.
Венгрия
- Либеральные реформы в странах социализма за период с 1950 по 1991 г. История Венгрии.
- Начиная с 1960-х гг. в Венгрии большое внимание уделялось поддержке сельского хозяйства, кооперативной и частной формах собственности.
- С 1968 по 1979 гг. действуют правила нового экономического механизма, основанного на значительном расширении самостоятельности предприятий до небывалого уровня и отказе от централизованного распределения продукции.
- В начале 1980-х гг. в Венгрии вновь возвращаются к ориентации на мировые цены, к дроблению трестов, к поддержке частного сектора.
- Для облегчения вступления страны в МВФ в 1981 г. вместо трех валютных курсов форинта (официального, туристического и коммерческого) вводится единый курс.
- В 1984 г. используется идея самоуправления для развития у работников «чувства хозяина» и повышения самостоятельности избираемого директора в отношениях с администрацией.
- Предприятиям разрешили предоставлять кредиты друг другу или частным лицам.
- В 1987 г. появляется документ Ласло Антала «Поворот и реформа», отстаивающий переход к регулируемой рыночной экономике как единственный выход их кризиса, где главным инструментом регулирования должно стать предложение денег.
- В 1989 г. открывается граница с Австрией.
- Принят закон о предприятии, разрешивший гражданам основывать акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
- Закон об иностранных инвестициях предоставил гарантии по владению иностранцами венгерскими акционерными предприятиями.
- Закон о конверсии разрешил советам предприятий организовывать акционерное общество для его продажи венгерским и иностранным покупателям.
- В результате за 6 месяцев наиболее конкурентоспособные предприятия оказались под контролем иностранных предприятий или граждан, как правило, бывших менеджеров.
- В 1990 г. внешняя задолженность Венгрии составила 21 млрд. долл.
Чехословакия
- Либеральные реформы в странах социализма за период с 1950 по 1991 г. Что происходило в Чехословакии?
- В 1950-х гг. осуществляется объединение предприятий в крупные комбинаты и частичная децентрализация инвестирования.
- Во внешней торговле у Чехословакии были тесные связи с СССР и Китаем.
- Разрыв связей с Китаем в 1961 г. и снижение темпов экономического роста в СССР вызвали в 1963 г. снижение национального дохода.
- Централизация управления экономикой усилилась, количество комбинатов сократилось.
- Шик выдвигает новый проект децентрализации системы, в котором в качестве критерия хозяйствования вводится показатель величины валового дохода и прибыли.
- Принципы реформы были одобрены в 1965 г.
- С 1967 г. была введена новая система инвестирования, согласно которой основным источником их финансирования должно было стать самофинансирование.
- В 1971-1972 гг. был осуществлен возврат к советской модели и ее реформирование продолжилось аналогично процессам в странах Восточной Европы и в СССР.
- Переход к рыночной экономике означал распад этой страны на два государства — Чехию и Словакию.
- В 1990-х гг. во всех странах Восточной Европы проведены либерализация цен и внешней торговли, приватизация государственной собственности и поощрение частного предпринимательства, введена конвертируемость валют.
- Их стратегической целью становится привлечение иностранных инвестиций и вхождение в Европейский союз (ЕС), на долю которого приходится основная часть их торгового оборота.
- Для оказания им помощи и предоставления долгосрочных кредитов в 1991 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
- В 1960-е гг. экономической стратегией становится расчет на собственные силы — автаркия с приоритетным развитием сельского хозяйства.
- Система народных коммун помогла улучшить инфраструктуру и социальную обеспеченность крестьян, но ухудшила их заинтересованность в результатах труда.
С 1981 г. с целью повышения ответственности крестьян за результаты труда начинается реформирование сельского хозяйства.
Вместо системы коммун к 1984 г. была образована система семейных хозяйств.
Начиная с 1984 г. практически вся прибрежная, наиболее индустриальная часть страны с развитой инфраструктурой становится открытой для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира.
Куба
- Снижение сотрудничества с СССР и с другими странами членами-СЭВ означало потерю для Кубы традиционных рынков и льгот.
Единственно возможной экономической стратегией для выживания Кубы стало развитие экономической интеграции с государствами Карибского бассейна.