Либеральные реформы в странах социализма

Либеральные реформы в странах социализма

Экономика стран

После войны в социалистических странах с целью организации централизованного управления экономикой быстро прошла национализация собственности на средства производства и банки, коллективизация сельского хозяйства.

Частная деятельность в них строго регламентируется. Руководящей и направляющей развитие экономики страны становится партия: Для ограждения экономики этих стран от кризисов в капиталистических странах организуется валютная монополия и монополия внешней торговли, ориентированные на развитие интеграции в странах социализма. Прибыли или потери, образующиеся в отраслях, а также в результате разницы мировых и внутренних цен, направляются в бюджет государства или финансируются из него.

Страны социализма поставили задачу «догнать и перегнать Америку»

Приоритетным направлением была выбрана индустриализация, ускоренное развитие которой осуществлялось за счет отставания темпов роста потребления населения и развития сельского хозяйства.

Критики существовавшей модели социализма справедливо отмечают, что эта модель, отлично приспособленная к чрезвычайным ситуациям с преимущественным развитием средств производства, подчиняет развитие экономики не спросу потребителей, а корпоративным интересам партийного аппарата, неизбежно вызывая отставание развития сельского хозяйства. В ней профсоюзы не являются выразителями интересов трудящихся, лишены независимости и подчинены партийному аппарату.

Действительно, условием совершенствования управления социалистической экономикой является развитие демократизации общества.

Нужно было не только поддержание нужного уровня обороноспособности, но и улучшение качества потребительских благ. И в этом могли быть полезны разные формы собственности, не только государственная.

Вместо направления конкуренции государственного и частного секторов экономики на обеспечение устойчивого роста благосостояния граждан был осуществлен передел собственности для реализации курса производства ради производства.

Создание концепции оптимального управления экономикой, гибко ориентирующегося на цели потребительского рынка с эффективным использованием ЭВМ и стимулирующего высокопроизводительный труд, предполагало свободный обмен мнениями. Однако господство догматической теории социализма определило нерешенность экономических проблем социализма и негативный для него ход событий.

Все реформы, проводимые под флагом демократизации партноменклатурой, начиная от хрущевских совнархозов и кончая горбачевскими ССС (самоокупаемость, самофинансирование и самоуправляемость), были направлены на уничтожение стратегического преимущества советской модели — централизованного управления.

На базе реформирования усиливалась стихийная организация, а с ней и бюрократизация экономики, росла внешняя задолженность СССР, приобретавшей все более сырьевую ориентацию. Такой устойчивый ход событий определил в конечном счете развал социалистического блока в мировой экономике, трансформацию социалистических стран в зависимые развивающиеся страны.

Наряду с конструктивной критикой оппонентов централизованного управления об административном установлении цен и прибыли предприятий, часто присутствует поверхностное понимание процессов принятия плановых решений в этой системе.

Во-первых, планирование всегда начинается снизу, а не сверху. Предприятию предписываются заказчики и поставщики только после согласования предложений, поступаемых снизу.

Во-вторых, в этой системе прибыль, получаемая предприятием, не может служить критерием его деятельности, направленной на реализацию стратегических целей государства в целом.

Понятно, что критика недостатков централизованного управления экономикой могла быть использована как для его совершенствования, так и для его разрушения.

Отсутствие конкуренции, улучшающей качество товаров и способствующей техническому прогрессу, дефициты, очереди, «теневой» рынок, привилегии партаппарата служили дискредитацией системы.

Во всём «обвинили» сильную концентрацию промышленности и централизованное распределение капитальных вложений, определяемое борьбой между отраслевыми лобби, а не конкурентными механизмами.

Все реформы, проводившиеся в рамках социалистической системы, были направлены на разрушение ее ядра — централизованного распределения инвестиций. Они проводились поэтапно сверху, усиливая стихию в организации экономики и власть бюрократии.

Реформирование сопровождалось снижением темпов роста и конкурентоспособности социалистических стран, ростом их внешней задолженности развитым капиталистическим странам.

В неудачах реформ опять «обвиняли» центр, и разрушение централизованного распределения инвестиций продолжалось. В процессах децентрализации управления в социалистических странах и последовавшей затем либерализации их национальных экономик много общего.

Рассмотрим эти процессы на примере ряда бывших социалистических стран.

Югославия

Раньше всех реформирование советской модели началось в 1950 г. в Югославии под руководством Тито. После разрыва с СССР в 1948 г. Югославия не вошла в СЭВ, и ее внешняя торговля осталась ориентированной на страны капитализма. Советская система была названа бюрократической версией государственного капитализма, проводящей колониальную политику по отношению к контролируемым ею странам. Для демократизации социализма было предложено перейти от государственной собственности к общественной с использованием самоуправления, понимая под этим участие рабочих в управлении предприятием с ослаблением экономической роли государства. Идея получила поддержку, так как позволяла увеличивать зарплату рабочим и полномочия местных чиновников.

Самоуправление было введено законом 1950 г. и закреплено Конституцией 1953 г. С этого момента начинают развиваться самофинансирование предприятий и экономическая дезинтеграция государства. Закон упразднил центральные и отраслевые министерства, контроль за фондом заработной платы, ввел избираемость директоров и уменьшил полномочия центра в пользу республик, регионов, областей и предприятий. Предприятиям было разрешено распоряжаться собственностью и самостоятельно продавать производимые продукты, уплачивая государству и местным органам налоги.

До 60-х гг. налог на прибыль оставался высоким, хотя федеральные фонды под нажимом местных органов власти все более уступали свою роль республиканским и коммунальным (областным). Было введено нормативное распределение прибыли, позволявшее увеличивать зарплату в зависимости от прибыли предприятия, и введен налог на использование общественного капитала. В этот же период прошла сельскохозяйственная реприватизация, освобождены цены и аннулированы обязательные сельскохозяйственные поставки. С 1955 г, опять введен контроль за ценами с замораживанием некоторых цен. Партия была лишена права принимать обязательные для низов решения. Гарантом политического единства страны остался Тито.

В середине 50-х гг. экономической стратегией Югославии становится преимущественное производство товаров народного потребления, что явилось причиной быстрого роста экономики. Государственное планирование приобрело индикативный характер. Центр определял главные общеэкономические пропорции между накоплением и коллективным потреблением, размещение инвестиций между федеральным и местными фондами. Исходя из них и рыночной конъюнктуры, предприятия самостоятельно устанавливали свои планы выпуска продукции. В 1958 г. им было предоставлено право самостоятельно решать вопрос распределения доходов предприятия между увеличением зарплаты и фондами, в том числе инвестиционным фондом, что обусловило стремительный рост заработной платы и инфляции. В 1960-1964 гг. темпы роста инфляции составляли 7% в год.

Для преодоления инфляции нужно было восстановить контроль за заработной платой и усилить централизацию, что зачеркнуло бы все «достижения» самоуправления. При поддержке директорского корпуса выбор был сделан в пользу продолжения развития самоуправления. В преддверии либеральной реформы 1965 г. значительно возросла роль коммерческих банков. В 1965 г. предприятиям была предоставлена полная самостоятельность в области капиталовложений, уменьшено налогообложение предприятий и ликвидирован инвестиционный фонд государства. Остался только фонд ускоренного развития слаборазвитых районов.

Местные органы и предприятия стали учреждать коммерческие банки, предоставляющие кредиты без территориальных ограничений. Контроль над деятельностью банков осуществляли учредители посредством голосования. С 1971 г., наряду с федеральным национальным банком, статус Центрального банка получили 8 национальных банков в шести республиках и автономных провинциях. Их доля в инвестициях стала расти, что способствовало усилению банковской власти. Предприятия-учредители банков, имевшие двойной статус управляющих и заемщиков, легко получали дешевые кредиты в ущерб остальным предприятиям. Дешевые кредиты, либерализация цен и рост заработной платы послужили причиной усиления темпов инфляции в 1969-1974 гг. до 17% в год.

Рост экономических трудностей порождал центробежные тенденции. Усилились разногласия между хорватами и сербами, между сторонниками централизации и децентрализации. Несмотря на разницу во взглядах на функции централизованного планирования и объединительной роли СКЮ (союза коммунистов Югославии), оба направления поддержали популистскую идею самоуправления. Дробление предприятий на более мелкие единицы самоуправления и снижение темпов экономического роста продолжилось. В это же время увеличивалась задолженность страны, росла инфляция и безработица. Попытка заменить централизованное планирование контрактным, при котором после добровольного заключения всеми единицами планов с поставщиками и будущими клиентами проводится их согласование с региональными и национальными целями, провалилась. Эгоизм самоуправляемых предприятий оказался сильней, что привело к отсутствию скоординированности в федеральных планах 1976-1980 и 1981-1985 гг.

В 80-х гг. самоуправление и взаимное банковское кредитование предприятий способствовали дальнейшему росту номинальной заработной платы и инфляции. После смерти в 1980 г. гаранта единства страны Тито начался политический кризис. Внешний долг составил в 1982 г. 20 млрд. долл., во второй половине 80-х гг. федеральные доходы составили всего лишь 6% от ВВП. В 1983 г. была упразднена система контрактного планирования. Появились новые либеральные идеи по усилению стихии в экономике: о плюрализме форм собственности, необходимости формирования рынка труда и капиталов, приватизации государственного сектора.

Дальнейшее ослабление контроля за заработной платой, либерализация цен и девальвация динара в 1989 г. привели к галопирующей инфляции. По рекомендациям МВФ в 1990 г. началась шоковая терапия с полной либерализацией цен и импорта, с замораживанием зарплаты и с ограничительной денежной и бюджетной политикой. Динар становится конвертируемым и индексируется по марке ФРГ. Преодоление гиперинфляции сопровождалось спадом производства и ростом безработицы. В 1991 г. произошел распад Федерации и началась гражданская война, знаменовавшая крах системы, служившей примером для реформирования социализма в других странах.

Польша

Критика сталинизма в Югославии на XX съезде КПСС, состоявшемся в 1956 г., вызвала выступления рабочих против советской системы в Польше. После этого начались реформы по сокращению числа обязательных показателей для предприятий с разрешением сохранять часть своей прибыли. Был принят закон о рабочих советах, получивших право участия в управлении предприятием и в назначении его директора, прошла сельскохозяйственная реприватизация.

В отличие от Югославии, в Польше получила развитие школа экономической кибернетики, сильнейший представитель которой Оскар Ланге убедительно доказывал абсурдность такого рода реформирования. С возвращением Гомулки к власти в 1956 г. началось постепенное свертывание реформ по пути усиления бюрократизации управления. В рабочих советах, преобразованных в «совещания по рабочему самоуправлению» 2/3 состава стали назначаться дирекцией, профсоюзом и партийным комитетом.

В 60-х гг. на экономическую мысль Польши большое влияние оказали исследования В.Бруса, направленные на доказательство возможности успешного развития социализма на базе децентрализованной модели с использованием рыночных механизмов. Однако реформирование экономики начинается после перехода в 1971 г. на договорные цены, вызвавшие значительное повышение розничных цен на продовольственные товары. Повышение розничных цен и замораживание фонда заработной платы с целью ослабления влияния инфляции привели к рабочим выступлениям и к падению Гомулки.

Стратегией Терека, отменившего повышение цен, становится повышение уровня жизни за счет роста инвестиций, стимулируемого импортом в технологической сфере, что вело к росту внешней задолженности. При нем в 1973 г. проводится политика концентрации предприятий вокруг «крупных экономических организаций», и повышение их самостоятельности в инвестировании производства и по установлению числа работающих, их заработной платы в зависимости от размеров прибыли. Эти меры привели к потере правительством контроля за развитием экономики, непомерному росту заработной платы и инфляции, спаду производства, товарным дефицитам и нормированному их распределению, внешнеторговому дефициту и росту внешней задолженности.

В 1980 г. начались забастовки, в качестве независимого профсоюза оформилось движение «Солидарность», и опять произошла смена политического руководства. Зарплата была вновь увеличена на 10%, а экономический кризис углубился. После вмешательства армии правительство объявило о повышении цен. Выступили профсоюзные лидеры с югославской идеей самоуправления. После этого на предприятиях возрождаются советы, выбирающие директора и стратегию увеличения доходов предприятия, что означало новую фазу инфляции. В 1982 г. розничные цены увеличились на 100%. Большим спросом пользовались гарантированные заказы со стороны обороны и СЭВ.

Было провозглашено равенство государственного, частного и кооперативного секторов экономики, принят закон о банкротстве, который разрешил эмиссию облигаций государственными предприятиями и покупку ценных бумаг частными лицами. Посредством реализации принципа «трех С», означающего самостоятельность, самофинансирование и самоуправление, постепенно ликвидируется централизованное распределение инвестиций, государственная монополия внешней торговли, упраздняются отраслевые министерства и создаются коммерческие банки, которые могли стать акционерными. Валюту, получаемую от экспорта, разрешили продавать на аукционах. В 1983-1987 гг. ежегодное повышение цен составляло 15-25%, прошла серия девальваций злотого. Приток иностранных инвестиций в совместные предприятия уменьшился.

В 1988 г. власть потеряла контроль за финансово-кредитной системой и платежным балансом. Инфляция достигла 60%. Кредит доверия народа на продолжение экономического кризиса получает «Солидарность», обвинившая партию в его причинах. В 1989 г. при новом правительстве цены растут на 35 — 50% ежемесячно. Под руководством МВФ Бальцерович реализует программу «шоковой терапии», направленную на сдерживание инфляции за счет следующих мер: либерализация цен и внешней торговли с введением конвертируемости; сокращение субсидий и инвестиционных расходов для восстановления бюджетного равновесия; повышение учетной ставки для проведения ограничительной кредитной политики; сдерживание темпов роста заработной платы через механизм индексации и налоговых мер; «малая» приватизация торговли местными органами и «большая» приватизация государственных предприятий с их преобразованием в акционерные общества и раздачей специальных «бонов» всем гражданам для имитации «народного капитализма».

Восстановление доверия к национальной валюте сопровождалось спадом производства ВВП на 12% и промышленного производства на 25%, падением реальной заработной платы и появлением более 1 млн. человек безработных. В 1990 г. Польша имеет большую внешнюю задолженность в 49 млрд. долл.

ГДР

С 1963 г. в стране реализуются принципы «новой экономической системы«, направленные на сокращение сферы нормированного распределения средств производства, ослабление контроля за заработной платой и занятостью, повышение роли прибыли как критерия хозяйствования при сохранении контроля центра за направлениями инвестиций. Эти меры вызвали рост цен. В 1967 г. были учреждены специализированные банки, выдающие кредиты под контролем правительства. Их роль стала возрастать при определении выгодности проектов по критерию рентабельности.

После чехословацких событий 1968 г. часть прав, переданных предприятиям, была возвращена министерствам и проведена национализация большей части предприятий частного сектора. В середине 70-х гг. из-за кризиса в западных странах и роста цен на импортируемое из СССР сырье, контроль центра усилился.

В 80-х гг. в ГДР, как в СССР, Чехословакии и Болгарии, начинается «увлечение» организацией крупных комбинатов, позволявших сэкономить на административных издержках и, как считалось, ускорить внедрение научно-технического прогресса. В этой связи комбинаты рассматривались в качестве альтернативы радикальным реформам. Возросла роль договора в отношениях между центром и комбинатами. Началась децентрализация внешней торговли, позволяющая некоторым комбинатам оставлять часть валютных поступлений у себя. Однако их монополизм отрицательно повлиял на ускорение технического прогресса, на конкурентоспособность товаров народного потребления и вызвал рост цен, что обострило проблему дефицита товаров и вызвало к середине 80-х гг. политическую напряженность.

Вначале в 1990 г. создается экономический и денежный союз между ФРГ и ГДР. Был произведен обмен восточногерманских марок на марки ФРГ. Бюджетное финансирование объединения осуществляет ФРГ. Бундесбанк становится финансовой властью на всей территории, после чего образовался единый политический союз. Началась либерализация цен в бывшей ГДР. Завышенный курс обмена марок, предложение западных продуктов, сокращение торговли со странами бывшего блока СЭВ и повышение зарплаты снизили конкурентноспособность восточных предприятий, обострив проблему безработицы, достигшей на Востоке 2 млн. человек. Из-за плохого состояния инфраструктуры западные инвестиции не смогли компенсировать объем выпавших из оборота капиталов.

После создания рынка капиталов началась приватизация и возвращение собственности бывшим владельцам — реституция. Все промышленные предприятия преобразовали в акционерные общества, контроль за которыми быстро перешел от бывшей скомпрометированной на скандале восточногерманской номенклатуры к западной.

Венгрия

Начиная с 60-х гг. в Венгрии большое внимание уделялось поддержке сельского хозяйства, кооперативной и частной формах собственности. Частный сектор получил развитие в сфере услуг, строительстве, мелкой торговле, в ресторанном бизнесе. Количество работающих на частном предприятии, не считая членов семьи, ограничивается от 3 до 5 человек в 60-х гг. и до 7 человек — в 80-е гг. Доходы в частном секторе были выше государственных. Это способствовало ускорению роста сельского хозяйства и сферы услуг, производства потребительских товаров и открытости экономики в отношениях с западными странами.

С 1968 по 1979 гг. действуют правила нового экономического механизма, основанного на значительном расширении самостоятельности предприятий до небывалого уровня и отказе от централизованного распределения продукции. Функцией центра остается разработка глобального плана и руководящая роль в финансировании крупных инвестиционных проектов. Постепенно их финансирование из бюджета заменяется выдачей ссуды под процент, хотя на долю централизованного распределения инвестиций приходится около 80% от общей их суммы.

Целью политики ценообразования становится ориентация на мировые цены. В 1968 г. были введены фиксируемые и свободные цены. Количество фиксируемых цен должно было сокращаться. Свободные цены охватили 3/4 оптовых цен на продукцию обрабатывающих отраслей и 1 /4 розничных потребительских цен. Это вызвало рост инфляции и ужесточение в 70-х гг. контроля за ценами с сохранением их гибкости. Потребительские цены ежегодно менялись в административном порядке, что компенсировалось в зарплате.

Критерием хозяйствования предприятий становится прибыль. Однако для избежание высоких прибылей и регулирования инвестиционного процесса существовали два налога: налог на прибыль и налог на произведенную продукцию. После уплаты налогов остаток прибыли оставался в распоряжении предприятий и делился в установленной пропорции на инвестиционный и премиальный фонды. Был отменен потолок роста заработной платы, но центр фиксировал среднюю зарплату, чтобы подталкивать предприятия к использованию практики компенсации увеличения заработной платы одним за счет уменьшения оплаты труда другим без роста безработицы. Для борьбы с чрезмерным ростом зарплаты применялось прогрессивное налогообложение. Ликвидация правил, прикреплявших работника к его рабочему месту, способствовала повышению мобильности рабочей силы. Мировой экономический кризис, оказавший влияние на открытую экономику, и недовольство рабочих сильной дифференциацией доходов заставили правительство усилить в 70-х гг. централизацию управления экономикой. В 1972 г. создаются крупные тресты, 50 наиболее крупных предприятий прямо подчинены министерствам, введены ограничения по отношению к кооперативам, усилен контроль за ценами. Одновременно применяется широкая программа повышения зарплаты и начинается борьба со спекуляцией.

Вместе с ростом экономических трудностей в странах социализма возрастает их внешняя задолженность и влияние идей монетаризма через МВФ. Книга Яноша Корнай «Дефицит», которая появилась в 1980 г., определила главные идеи дальнейшего реформирования экономики. В дискуссиях 80-х гг. приходят к выводу о необходимости формирования рынка капиталов и рынка труда. «Наивный» Корнай, критикуя пионеров реформирования Бруса, Либермана и Шика за их желание успокоить бюрократию в проведении реформирования сверху, наверное, не полагал, что предлагаемое им радикальное реформирование социализма, также пойдет сверху для усиления власти бюрократии, использующей в своих интересах недовольство масс существующей системой. С мнением Корнай, что причиной сохранения бюрократической преемственности является отсутствие рынка капиталов согласился Брус. Рыночный социализм как открытая система для стимулирования предпринимательства завоевал господствующие позиции во всех бывших странах социализма.

В начале 80-х гг. в Венгрии вновь возвращаются к ориентации на мировые цены, к дроблению трестов, к поддержке частного сектора. Для облегчения вступления страны в МВФ в 1981 г. вместо трех валютных курсов форинта (официального, туристического и коммерческого) вводится единый курс. В 1984 г. используется идея самоуправления для развития у работников «чувства хозяина» и повышения самостоятельности избираемого директора в отношениях с администрацией. Предприятиям разрешили предоставлять кредиты друг другу или частным лицам.

В 1987 г. появляется документ Ласло Антала «Поворот и реформа», отстаивающий переход к регулируемой рыночной экономике как единственный выход их кризиса, где главным инструментом регулирования должно стать предложение денег. Партией формируется общественное согласие по вопросу перехода к рыночной экономике. Ограничивается роль партии и усиливается влияние парламента. Появляется двухуровневая банковская система Центрального банка и коммерческих банков, облигации, акции, депозитные сертификаты, коммерческие векселя, изменяется налоговая система. К 1988 г. частный сектор охватил 40% сельскохозяйственного производства, 2/3 строительства нового жилья, 12% розничной торговли, 30% ресторанов, 10% грузового автопарка.

В 1989 г. открывается граница с Австрией. Принят закон о предприятии, разрешивший гражданам основывать акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Закон об иностранных инвестициях предоставил гарантии по владению иностранцами венгерскими акционерными предприятиями. Закон о конверсии разрешил советам предприятий организовывать акционерное общество для его продажи венгерским и иностранным покупателям. В результате за 6 месяцев наиболее конкурентоспособные предприятия оказались под контролем иностранных предприятий или граждан, как правило, бывших менеджеров. В 1990 г. внешняя задолженность Венгрии составила 21 млрд. долл.

Чехословакия

Еще в конце 40-х гг. в Чехословакии предпринимались неудачные попытки ввести самоуправление на предприятиях, но они оказали определенное влияние на ход реформирования ее экономики.

В 50-х гг. осуществляется объединение предприятий в крупные комбинаты и частичная децентрализация инвестирования. Во внешней торговле у Чехословакии были тесные связи с СССР и Китаем. Разрыв связей с Китаем в 1961 г. и снижение темпов экономического роста в СССР вызвали в 1963 г. снижение национального дохода. Централизация управления экономикой усилилась, количество комбинатов сократилось.

Шик выдвигает новый проект децентрализации системы, в котором в качестве критерия хозяйствования вводится показатель величины валового дохода и прибыли. Принципы реформы были одобрены в 1965 г. С 1967 г. была введена новая система инвестирования, согласно которой основным источником их финансирования должно было стать самофинансирование. Впервые контроль за ростом заработной платы стал осуществляться прогрессивным налогообложением. Начали ослабляться вертикальные связи и усиливаться горизонтальные прямые связи предприятий с поставщиками и заказчиками. Центр переходит к регулированию экономики с использованием косвенных мер. Предприятия получили право заниматься любой экономической деятельностью, свободно входить или выходить из крупных комбинатов. Предполагалось, что в течение 17 лет предприятия выкупят свои капитальные активы.

В результате реализовался монополизм производителей, выразившийся в росте доходов предприятий за счет «проедания» инвестиций и роста цен почти на 1/3. Резкое повышение цен в 1967-1968 гг. ухудшило политическую ситуацию в стране. Весной 1968 г. реформаторы для поддержки экономической реформы со стороны рабочих предложили добавить принцип самоуправления, согласно которому совет и директор избираются работниками предприятия и в малой степени будут зависеть от министерств. Однако еще не было мирового экономического кризиса, и такой ход событий был преждевременным. После военной интервенции правительство приостановило либерализацию цен и усилило контроль в экономике. В 1971-1972 гг. был осуществлен возврат к советской модели и ее реформирование продолжилось аналогично процессам в странах Восточной Европы и в СССР. Переход к рыночной экономике означал распад этой страны на два государства — Чехию и Словакию.

Страны Восточной Европы

В 90-х гг. во всех странах Восточной Европы проведены либерализация цен и внешней торговли, приватизация государственной собственности и поощрение частного предпринимательства, введена конвертируемость валют. Их стратегической целью становится привлечение иностранных инвестиций и вхождение в Европейский союз (ЕС), на долю которого приходится основная часть их торгового оборота. Запад создал специальную группу «24» для координации своих действий по отношению к реформирующимся странам. Для оказания им помощи и предоставления долгосрочных кредитов в 1991 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Были заключены Европейские соглашения, предусматривающие оказание экономического содействия реформирующимся странам, создание к 2000 г. зоны свободной торговли промышленными товарами.

За 10 лет, с 1985 по 1995 г., объем производства ВВП в Венгрии сократился на 3,5%, в Словакии — на 6,7%, в Чехии — на 9,5%, в Болгарии — на 15,2%, в Румынии — на 24,9%, в Югославии — на 58,8%. Исключая Югославию, где идет гражданская война, для всех этих стран характерен рост внешней задолженности. Во всех этих странах увеличивается безработица и социальное расслоение, наблюдаются высокие темпы инфляции и безработицы, характерно систематическое уклонение от налогообложения, что означает зарождение под видом частного сектора криминальной экономики. Уменьшилась реальная платежеспособность национальных валют по отношению к доллару США: в Болгарии и Венгрии — в 6,4 раза, в Польше — в 313 раз, в Румынии — в 127 раз, в Словакии и Чехии — в 3 раза, в Югославии — в 122,5 млрд. раз [54]. Лидерами реформ становятся страны, которые, если не считать Югославии, имели самый большой опыт реформирования — Польша, Венгрия и Чехия. Именно сюда в 1995 г. направляется 86% притока иностранного капитала. Польша, имевшая до трансформации самую большую внешнюю задолженность западным кредиторам, в 1994-1995 гг. заняла первое место по темпам роста ВВП. Только этой стране удалось за 10 лет (1985-1995) добиться положительного прироста ВВП на 8%. Это объясняется реструктуризацией ее долгов и их списанием более чем на половину Парижским и Лондонским клубами кредиторами.

В отличие от стран, имевших больший опыт в реформировании, Болгария отказалась от всякого регулирования цен и валютного режима. В стране наблюдается полный хаос реформ. Официальный валютный резерв используется не для инвестирования в производство, а для интервенций на валютном рынке. Валютные резервы сократились с 1236 млн. долл. в 1995 г. до 5065 млн. долл. в 1996 г. Государственная задолженность Болгарии составила 120% ВВП. Страна стала постоянным клиентом МВФ, который может лишить ее права формировать собственную политику. В этой связи авторитетные болгарские экономисты заявляют о необходимости расплаты собственностью за внешние долги, что, по их мнению, будет выгодно для всех.

В Румынии в 1997 г. производилось лишь 54,4% от общего объема 1989 г., реальная средняя заработная плата достигает лишь 55,2% от доходов, получаемых при последнем годе правления Чаушеску [64, 18.04.98]. Финансовый кризис в Румынии, когда лея упала на триста пунктов по отношению к доллару и, следовательно, ее низкую привлекательность для иностранных инвесторов объясняют промедлением сроков приватизации. МВФ потребовал от правительства Румынии принять план экономии средств для реформы за счет сокращения бюджетных расходов. Пока правительство решило пополнить казну за счет повышения стоимости акцизов на бензин, что привело к его удорожанию на 50% и вызвало цепную реакцию общего роста цен.

В 1997-1998 гг. к слабо привлекательным для иностранных инвесторов странам относят Румынию и Словакию, первенство занимают Хорватия и Венгрия, а среднюю позицию — Россия, Чехия, Польша и Словения [64, 27.01.98]. В марте 1998 г. на конференции ЕС в Лондоне было решено о приеме в ЕС первой группы кандидатов Восточной Европы: Польши, Венгрии, Чехии и Словении.

Таким образом, несмотря на общую модель трансформации экономики стран Восточной Европы, можно отметить ее многообразие в зависимости от исходных стартовых условий, уровня экономического образования в стране и стратегических интересов западных партнеров. Для всех стран характерно стремление к привлечению иностранных инвестиций и отсутствие национальной экономической стратегии. По мнению Алека Ноува, радикальное структурное обновление экономики этих стран осуществляется без какой-либо государственной экономической стратегии, при отсутствии собственного рынка капиталов и честно заработанного частного капитала. «Конечно, положение разных стран неодинаково: то, что дает эффект в Венгрии, может не действовать в России или на Украине. Но все же чувствуется опасность слишком резкого перехода от одного догматизма к другому, от крайности к крайности». Учитывая финансовую нестабильность в мировой экономике, тяжелые последствия финансового кризиса в Восточной Азии и зависимость национальных экономик стран Восточной Европы от притока иностранных инвестиций, можно согласиться с мнением Шаванса, что при их трансформации в рыночную экономику «велика вероятность развития по непредвиденному пути» 

Китай

Высокие темпы коллективизации в 1955-1956 гг., политика «большого скачка» в индустриальное общество и разрыв связей с СССР привели аграрный Китай в 1959-1962 гг. к голоду и экономической катастрофе. В 60-е гг. экономической стратегией становится расчет на собственные силы — автаркия с приоритетным развитием сельского хозяйства. Система народных коммун помогла улучшить инфраструктуру и социальную обеспеченность крестьян, но ухудшила их заинтересованность в результатах труда. В 1960-1970 гг. рост сельскохозяйственного производства на душу населения оставался на неизменном уровне.

С 1981 г. с целью повышения ответственности крестьян за результаты труда начинается реформирование сельского хозяйства. Вместо системы коммун к 1984 г. была образована система семейных хозяйств. Комунные земли были распределены между получившими самостоятельность группами или семьями. Они арендовали землю у государства сроком на 15 лет и больше, заключали договор о поставках и имели право продать продукцию, произведенную сверх контрактов, на рынке. В 1985 г. государство отменяет обязательные поставки, стимулируя рост производства более высокими ценами. Рост производства сопровождался деградацией инфраструктуры и социальным расслоением, появлением непостоянной рабочей силы.

Промышленность работала по принципам советской модели. С приходом Дэн Сяопина в 1978 г. под названием «рыночных преобразований» начинаются эксперименты по сокращению обязательных показателей и увеличению производства продукции сверх плана, по удержанию предприятием части прибыли для стимулирования его деятельности. Быстрый экономический рост в Китае в среднем на уровне 9,9% ВВП сопровождается инфляцией. Начался рост выплат работникам и отход от политики автаркии. Регионам и предприятиям было разрешено устанавливать прямые торговые связи с фирмами других стран и оставлять выручку у себя. Китай вступает в Мировой банк и МВФ, берет займ.

В течение 80-х гг. принимаются законы о смешанных обществах или полностью работающих на привлечении иностранного капитала. Начиная с 1984 г. практически вся прибрежная, наиболее индустриальная часть страны с развитой инфраструктурой становится открытой для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира. Тогда же начинается «городская реформа», направленная на сокращение роли централизованного управления экономикой и расширение зоны свободной торговли. Продукция каждого предприятия делится на две части. Запланированная продукция имела гарантированное снабжение и фиксированные цены. Снабжение и цены сверхплановой продукции определялись предприятиями самостоятельно. «Двойной стандарт», позволявший использовать разные цены на один и тот же продукт, служил источником обогащения для руководителей, способствовал развитию спекуляции и коррупции.

Экономическая политика Китая и слабость развития путей сообщения усложнили проблему связи центра с регионами. Стал развиваться региональный протекционизм, ограничивающий конкуренцию по приносящим большой доход потребительским товарам и вывоз редких ресурсов. Из-за усиления роли региональных властей, предоставлявших значительные кредиты, в 1985-1987 гг. произошел инфляционный скачок, за которым последовали события на площади Тянаньмынь. Центр затормозил в 1989 г. проведение реформ и усилил фискальные меры. С 1981г. по 1989 г. экспорт увеличился в 3 раза, импорт — в 4 раза, объем внешней торговли — с 14 до 28% ВВП.

В восьмой пятилетке (1991-1995) среднегодовые темпы прироста в экономике составили 11,8%. Быстрый рост сопровождался увеличением иностранных инвестиций в 8 раз и создал проблемы для дальнейшего развития экономики, страдающей от диспропорций — слабого развития инфраструктуры, дефицита ряда природных ресурсов, расслоения между приморскими и внутренними провинциями. При этом постоянно растет внешняя задолженность Китая, увеличивается объем торговли регионов с внешним миром в ущерб межрегиональным связям. Проблема дефицита госбюджета, возникшая в Китае в 1981 г., не решена до сих пор. В 1996 г. он составил 10% бюджетных расходов. Финансирование дефицита путем заимствований у центрального банка и использование для этого гособлигаций создает сильное инфляционное давление.

После многих лет реформ, под флагом развития многообразных форм собственности, при ведущей роли общественной, Госкомитетом по экономической реформе КНР была предложена в 1994 г. программа разгосударствления (приватизации) предприятий, что означало окончательный выбор в пользу рыночной экономики. Таким образом, с убыточностью государственных предприятий, возникающей из-за нерешенности проблем внутреннего ценообразования, решили «бороться» посредством их продажи коллективам и физическим лицам. В 1996 г., боясь социальных последствий, реформу государственных предприятий отложили. Как заявил премьер Ли Пэн, реформа госпредприятий не может идти по капиталистической модели с банкротством, закрытием и увольнениями.

Проблемы реформирования госсектора влияют на преобразования в банковской сфере. В 1996 г. открылся первый частный банк и с осторожностью снимаются ограничения на участие иностранного капитала.

Растущие потребности Китая в импорте зерна рассматриваются аналитиками как причина будущего мирового кризиса. Несмотря на сельскохозяйственные успехи, прогнозы таковы, что растущие потребности Китая в импорте зерна могут послужить причиной мирового продовольственного кризиса в первой трети XXI в. В докладе Госсовета КНР, сделанном в 1996 г., прогнозируется, что к 2030 г., когда население страны достигнет 1,6 млрд. человек, годовое потребление зерна составит 640 млн. т. Для этого потребуется увеличить производство зерна на 160 млн. т, что невозможно сделать в связи с ограниченностью пахотных площадей в стране.

Кризис в Восточной Азии затронул валюту Гонконга, что заставляет правительство Китая предпринимать экстренные меры по недопущению девальвации собственной валюты. Однако это отрицательно сказывается на конкурентоспособности его экспорта и, следовательно, на всей экономике Китая, поскольку она ориентирована на экспорт и привлечение иностранных инвестиций. Вряд ли здесь помогут попытки правительства оживить внутренний спрос, поощряя вложения в инфраструктуру и строительство жилья. Намерения Китая провести до 2000 г. реструктуризацию банковской системы, с целью оживления находящейся в кризисе банковской системы путем списания долгов и запрета чиновникам вмешиваться в банковскую систему, вряд ли помогут избежать китайской экономике кризиса. Китаю нужна эффективная национальная стратегия развития, предполагающая подчинение экономики устойчивому росту удовлетворения потребностей его граждан за счет усиления централизации управления.

Куба

Крушение сотрудничества с СССР и с другими странами членами-СЭВ означало потерю для Кубы традиционных рынков и льгот. Единственно возможной экономической стратегией для выживания Кубы стало развитие экономической интеграции с государствами Карибского бассейна. Значение этого региона для США как бывшей буферной зоны, препятствующей распространению влияния коммунизма резко сократилось. Сократилась и помощь США этому региону, который стал вынужден искать новые рынки. В 1993 г. на конференции глав правительств стран-членов Карибского сообщества (КАРИКОМ) куда входят Пуэрто-Рико, Гайана, Гренада, Доминика, Тринидад и Тобаго, Ямайка, было одобрено создание Кариком-Куба без формулировки условий для Кубы по развитию демократии.

Это вызвало отрицательную реакцию в США. Закон Хелмса-Бер. тона, подписанный Клинтоном в марте 1996 г., предусматривает санкции против стран, ведущих дела с Кубой. Так как экономика стран-членов КАРИКОМ находится в сильной зависимости от США, то уровень участия Кубы в развитии региональной экономической интеграции зависит от степени контроля Белым домом за деятельностью КАРИКОМ. В августе 1996 г. КАРИКОМ отклонило предложение Кубы о разработке соглашения по свободной торговле.

Для повышения своей конкурентоспособности на рынках, контролируемых транснациональными корпорациями, Кубе предстоит значительная модернизация экономики. Существующая система экономики не способствует росту ее эффективности. В связи с новыми глобальными реалиями Кубе предстоит решать сложные проблемы, вытекающие из необходимости структурных преобразований экономики, вариантных расчетов взаимодействия с не транснациональными партнерами, и в том числе по организации рекламы своей продукции. Судя по недавнему «потеплению» США в отношении Кубы, экономика Кубы будет интегрирована в экономику стран-членов КАРИКОМ, в которой транснациональный капитал, в массе своей представленный капиталом из США, будет доминировать. Проблема направления деятельности транснационального капитала в русло национальных интересов Кубы станет первоочередной.

Таким образом, характерной тенденцией в 80-90-х гг. становится значительное ослабление позиций бывшей супердержавы СССР — России и всех бывших социалистических стран социализма, отказавшихся от национальных стратегий в пользу перехода к рыночной экономике, а также — колонизация.

Либеральные реформы в странах социализма – Резюме  

В отличие от развивающихся стран, остававшихся в системе капитализма, в странах, избравших построение социализма под руководством партии, быстрыми темпами было организовано централизованное управление экономикой, нацеленное на развитие социалистической интеграции. Для решения задачи «догнать и перегнать Америку» приоритетным направлением была выбрана индустриализация за счет отставания темпов роста потребления населения и развития сельского хозяйства.

  1. Построение социализма предполагает оптимальное управление экономикой, нацеленное на устойчивый рост благосостояния граждан и реализующее справедливый принцип распределения благ — каждому по его личному вкладу в прирост общего благосостояния. Для создания его концепции требовалась демократизация общества. Корпоративизм в управлении определил негативный для социализма ход событий. Нерешенность внутренних экономических проблем и западное влияние толкали на уничтожение стратегического преимущества советской модели — централизованное распределение инвестиций с предоставлением все больших прав предприятиям по росту их заработной платы. В результате снижались темпы экономического роста, увеличивались темпы инфляции и росла внешняя задолженность развитым капиталистическим странам, что определило переход к либерализации экономики с потерей самостоятельности бывших социалистических стран в определении экономической политики.
  2. Кроме общих причин перехода к децентрализации управления были и специфические. Изначальная ориентация Югославии на развитие торговых отношений с западными странами, а не со странами СЭВ, сделала ее пионером в области реформирования социализма. В Венгрии частный сектор получил развитие в приоритетных для государства отраслях — сельском хозяйстве, производстве потребительских товаров и сфере услуг, что способствовало открытости экономики в отношениях с западными странами. В тесно интегрированных с экономикой СССР Болгарии, Польше, Чехословакии и ГДР реформирование следовало «моде», задаваемой из СССР. В Китае политика «большого скачка» в индустриальное общество привела к голоду, что вызвало его переориентацию на автаркию с приоритетным развитием сельского хозяйства.
  3. Для децентрализации управления в социалистических странах использовались разные идеи. В Югославии, начиная с 50— гг. вплоть до распада федерации и начала гражданской войны, активно использовалась идея самоуправления и самофинансирования; в Польше — идея успешного развития социализма на базе его децентрализации с применением рыночных механизмов в 70-х а в 80-х гг. — идеи самостоятельности и равенства форм собственности; в ГДР и Болгарии — идея рентабельности и организации крупных комбинатов с децентрализацией внешней торговли; в Венгрии — введение прибыли в качестве критерия хозяйствования, ориентация на мировые цены, идея самоуправление с «чувством хозяина»; в Чехословакии — организация крупных комбинатов с частичной децентрализацией инвестирования, самоуправление и самофинансирование; в Китае — идея рыночных преобразований.
  4. Независимо от степени «привлекательности» разных идей в разных странах, алгоритм либерализации экономики социалистических государств был один и тот же: плановая и бюджетная дезинтеграция государства с предоставлением все больших прав предприятиям по бесконтрольному увеличению зарплаты с «проеданием» инвестиционных ресурсов и как результат — снижение темпов экономического роста и увеличение открытой или скрытой инфляции, внешней задолженности ; банковская дезинтеграция с предоставлением дешевых кредитов с еще более худшими результатами и ростом влияния монетариских идей; получение МВФ кредита доверия у масс для продолжения либеральных рыночных реформ с замораживанием зарплаты, спадом производства, ростом безработицы, социального расслоения, развитием криминальной экономики, ростом внешней задолженности и девальвацией национальных валют по отношению к доллару США, расплатой собственностью за внешние долги: политическая дезинтеграция ряда бывших социалистических государств; гражданская война в Югославии.
  5. Высокие темпы инфляции заставляли постоянно думать об альтернативе — восстановлении контроля за заработной платой и усилении централизации. Попытки замораживания заработной платы для снижения темпов инфляции или повышение цен вели к рабочим выступлениям. Поэтому, учитывая эгоизм предприятий и отсутствие привлекательной альтернативной идеологии, выбор всегда делался в пользу децентрализации. Организация крупных комбинатов в СССР, ГДР, Чехословакии и Болгарии, рассматриваемая как альтернатива дроблению предприятий и рынку в Югославии и Венгрии, усиливала монополизм производителей, что выражалось в возрастающих темпах скрытой инфляции с дефицитом товаров народного потребления и вызвало к середине 80-х гг. политическую напряженность.
  6. Несмотря на общую модель трансформации экономики стран Восточной Европы и связанных с этим проблем, можно отметить как ее многообразие, так и разную степень развития негативных тенденций. Лидерами по привлечению иностранных инвестиций становятся Польша, Венгрия и Чехия. По отношению к этим странам осуществляется реструктуризация и списание долгов. Быстрое реформирование ГДР, объединившейся с ФРГ, привело к высокому уровню безработицы в восточных землях. Полный хаос в реформировании наблюдается в Болгарии. К слабо привлекаемым для иностранных инвесторов странам относят Румынию и Словакию, где не спешат с приватизацией. Учитывая отсутствие в странах Восточной Европы национальных экономический стратегий и финансовую нестабильность в мировой экономике вероятность наступления экономической и социальной катастрофы в этих странах становится очень высокой.

Для Китая характерно проведение либеральных реформ, рекомендуемых МВФ, под руководством партии. Стимулирование роста сельскохозяйственного производства внедрением аренды и более высокими ценами, что сопровождалось деградацией инфраструктуры и социальным расслоением, развитием инфляции и ростом внешней задолженности. При децентрализации управления промышленностью был внедрен «двойной стандарт» для ценообразования, что послужило источником обогащения для руководителей, развития спекуляции и коррупции. Расширение зоны свободной торговли, открытой для стран АТЭС и всего мира, привело к региональной и социальной дезинтеграцией Китая. Под флагом развития многообразных форм собственности разработана программа разгосударствления (приватизации) предприятий, началась банковская дезинтеграция. Кризис в Восточной Азии затронул валюту Гонконга, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности Китая и грозит втягиванием экономики в глубочайший экономический кризис.

Для выживания Кубы после крушения сотрудничества с СССР и с другими странами-членами СЭВ единственно возможной экономической стратегией стало развитие экономической интеграции с государствами Карибского бассейна, объединенными в организацию КАРИКОМ. Учитывая, что в ней доминирует транснациональный капитал, базирующийся в США, Кубе предстоит решение нелегких проблем по трансформации своей экономики в его интересах.

Отказ бывших стран социализма от национальных стратегий развития в пользу открытия их экономик интересам транснационального капитала позволил переложить на них бремя расходов по поддержке нестабильной международной финансовой системы. Так как нестабильность будет только возрастать, то для этих стран неизбежно катастрофическое развитие событий. Так же, как и для всех развивающихся стран, альтернативой для них является развитие субрегиональной интеграции, основанной на оптимальном субрегиональном управлении экономикой, нацеленным на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции.

Противоречия послевоенной эпохи

Ведущим противоречием послевоенной эпохи становится соперничество США с экономической стратегией роста экспорта капитала в другие страны и СССР с экономической стратегией централизованного управления национальной экономикой, направленной на приоритетное развитие отраслей, определяющих технический прогресс. Страны имели неравные стартовые возможности не только по масштабам производства и накопленным богатствам. В отличие от США, имевших опыт по вывозу капитала, СССР был пионером на пути к социализму и нуждался в адекватной теории.

В интересах экономической стратегии США организуется международная финансовая система, исходными принципами которой становятся либерализация движения товаров и капиталов и учреждение межгосударственных органов регулирования мировой экономики — МВФ, МБРР и ГАТТ, утверждающих доллар в качестве мировых денег, а США — господствующей державой. Растущий дефицит платежного баланса США означает экспорт во все большей массе обесценивающихся долларов в обмен на реальные материальные блага. Экономические кризисы в любых странах, увеличивая спрос на доллары, благотворно влияют на «печатающую» их страну, имеющую в своем распоряжении международные финансовые институты и такие инструменты, как предоставление займов и поток спекулятивных капиталов на финансовые рынки других стран, девальвацию доллара и рост процентных ставок, меры протекционизма и военное вмешательство.

В СССР проблемы оптимизации управления экономикой — демократизации централизованного управления, его переориентации с корпоративных интересов на цели потребительского рынка, повышения гибкости управления за счет эффективного использования ЭВМ, создания стимулов к высокопроизводительному труду так и остались нерешенными в течение всех послевоенных лет. Внедрение рекомендаций товарной теории социализма уничтожило в конечном счете стратегическое преимущество СССР — централизованное управление экономикой, что обеспечило проигрыш СССР в конкуренции двух супердержав и отказ от национальных стратегий развития всех стран социализма.

Приоритетным направлением экспорта капиталов из США становятся страны континентальной Европы и Японии с целью создания капиталистических государств, конкурентоспособных со странами социализма. Молодым развивающимся государствам Азии, Африки и Латинской Америки кредиты предоставляются также с целью их удержания в рамках капитализма, но в качестве аграрно-сырьевых придатков метрополий и потому важными для них в стратегическом отношении. План Маршалла послужил стержнем, вокруг которого произошла экономическая интеграция западноевропейских стран в ОЭСР для создания конкурентоспособного блока восточно-европейским странам, выбравшим экономическую стратегию СССР и объединившихся с ним в блок СЭВ. Экономическая интеграция СССР со странами-членами СЭВ развивалась на базе координации перспективных планов экономического развития. Блок СЭВ оказывал экономическую помощь развивающимся странам, взявшим за образец советскую экономическую систему. Предоставляя дешевые кредиты развивающимся странам, социалистические страны несли потери.

После восстановления экономики в странах Западной Европе и введения обратимости их валют создается ЕС, экономической стратегией которого становится создание субрегионального государства, способного конкурировать со странами Восточной Европы и США. Экономическая интеграция стран Западной Европы «подрывается» созданием Англией блока ЕАСТ и развитием свободного от государственного и межгосударственного вмешательства рынка евродолларов, используемого в интересах транснациональных корпораций.

Для многих развивающихся стран альтернативной колонизации стратегией становится экономическая стратегия СССР направленная на индустриализацию за счет усиления государственного вмешательства в экономику. Для защиты интересов национальной экономики и стабильности валютных курсов развивающиеся страны вводили валютные ограничения, объединялись в субрегиональные финансовые союзы, с целью создания зоны свободного движения товаров, капиталов и услуг для стран-членов. Однако привлечение иностранных инвестиций усиливало их зависимость от развитых стран.

В то время как США занимались совершенствованием международной финансовой системы в своих интересах, в СССР корпоративное управление привело к отставанию сельскохозяйственного производства, росту цен на продовольствие, введению карточной системы на продукты, девальвации национальной валюты и отрицательному сальдо внешнеэкономических расчетов СССР с развитыми капиталистическими странами. Реформой 1965 г. в плановый механизм хозяйствования был встроен критерий прибыли и увеличена доля финансовых средств, остающихся в распоряжении предприятий. В этот же период начинают развиваться кредитные отношения СССР с развитыми капиталистическими странами, направленные на закрепление сырьевой ориентации СССР в мировой экономике. По мере реформирования экономики СССР снижаются темпы его экономического роста, нарастает скрытая инфляция и криминализация экономики, растет товарооборот СССР с развитыми капиталистическими странами с приобретением им сырьевой ориентации, усилением его технологической и продовольственной зависимости, роста внешней задолженности.

Децентрализация управления экономикой проходила во всех социалистических странах с использованием идей самоуправления, самофинансирования, самостоятельности рентабельности, организации крупных комбинатов, рыночных преобразований и др. Независимо от степени их «привлекательности» алгоритм был один и тот же. Децентрализация начиналась с плана и бюджета, что вело к бесконтрольному увеличению зарплаты и росту цен с внешней задолженностью, а заканчивалась банковской дезинтеграцией и приватизацией государственной собственности открытием национальной экономики.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), добившись контроля над ценообразованием, вызвала скачок цен на энергоносители и экономический кризис в развитых странах в середине 70-х гг. Для выхода из кризиса транснациональный капитал использовал еврорынок, перекачавший капиталы в пользу развитых стран за счет резкого увеличения задолженности развивающихся страны — импортеров нефти. В связи с первым нефтяным шоком, усилившим спрос на доллары США, страны ЕС ввели в 1979 г. европейскую валютную систему с валютной единицей (ЭКЮ), усиливающую позиции лидера — ФРГ за счет других стран. Идея разработки единых для человечества ценностей и либерализации национальной экономики начинает приобретать господствующие позиции.

Второй нефтяной шок сопровождался резким повышением процентных ставок в США и странах ЕС, что стало возможным из-за власти транснациональных банков и скоординированной финансовой политики США и ЕС. В результате выросла доля неторговых платежей в международных расчетах и усилилось влияние еврорынка на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. Политика высоких процентов в 80-е гг. вызвала кризис платежеспособности развивающихся стран. На смену кейнсианству пришел монетаризм с идеалами либеральной экономики, приносящий социальную справедливость в жертву ради роста доходов транснационального капитала. Первыми дерегулировали национальный финансовый рынок США, сделав его конкурентоспособным по привлечению инвестиций с еврорынками. Либерализация экономики охватила и другие развитые страны и, в первую очередь, — Лондон. Дерегулирование и либерализация финансовых рынков промышленно развитых стран обеспечили к началу 90-х гг. их финансовую интеграцию с еврорынком.

Кризис неплатежеспособности развивающихся стран сделал неизбежным согласование их экономической политики с МВФ в направлении либерализации торговли и финансов, роста внешних заимствований и зависимости от развитых стран. В результате их деятельности, направленной на борьбу с инфляцией, снижается уровень жизни в этих странах, растет безработица, и социальное расслоение, а проблема задолженности воспроизводится. Усиление международной экономической интеграции повсеместно сопровождается усилением внутренней социальной дезинтеграции.

Учитывая, что в перспективе доходы от нефти увеличиваться не будут, руководство СССР сделало выбор в пользу иностранных инвестиций и трансформации социалистической экономики в капиталистическую. Вместе с радикальными реформами в СССР началась перестройка деятельности СЭВ. После распада СССР преемницей всех его обязательств стала Россия, сделавшая выбор в пользу экономической стратегии США. На путь либерализации национальной экономики и привлечения иностранных инвестиций встали все страны СНГ и Восточной Европы, что позволило переложить на них бремя расходов по поддержке нестабильной международной финансовой системы. Так как нестабильность будет только возрастать, то для этих стран неизбежно катастрофическое развитие событий, если не будет реализована альтернатива.

В условиях высоких процентных ставок и либерализации национальной экономики правительства увеличивают займы для покрытия текущих, а не инвестиционных государственных расходов. Займы берутся у крупных финансовых институтов, которые, получив долги, направляют деньги на спекулятивные цели, вынуждая государство повышать ставки по займам. Растущая пирамида государственного долга и разрыв между реальным и фиктивным капиталом позволяют транснациональным корпорациям «взорвать» политику стабилизации на любом национальном рынке. О своей неплатежеспособности заявили почти все страны Латинской Америки, прекратившие платежи в 80-х гг. Отсрочку кризису мировой экономики дал экономический кризис в Восточной Европе и СССР, куда направились массовые инвестиции из конкурирующих между собой западных стран.

Во время кризисов на национальных (субрегиональных) финансовых рынках расширяется спрос на доллары, служащие залогом для выпуска национальных валют и, следовательно, укрепляются позиции США, где в основном базируется транснациональный капитал. Для противостояния гегемонии доллара страны-члены ЕС направили процесс экономической интеграции на создание общей валютной единицы «евро». Выполнение при этом критериев конвергенции по бюджетному дефициту и государственному долгу заставляет входящие в него страны проводить дефляционную политику с ростом безработицы и социальной напряженности, усиливающую позиции Германии в блоке ЕС. Финансовый кризис в Восточной Азии показал, что большие потери от кризиса понесли развивающиеся страны, меньшие — Япония и европейские банки. В то же время в США в связи с увеличением спроса на доллары, увеличились темпы экономического роста, уменьшилась безработица, но дефицит платежного баланса вырос. В случае успеха «евро» США могут увеличить процентные ставки, вслед за чем последует всемирный экономический кризис хуже великого кризиса 1929 -1933 гг.

В условиях либерализации национальных финансовых рынков государства-должники вынуждены проводить стратегию дефляционного аскетизма состоящую в росте налогов и сокращении государственных расходов на социальные цели, т.е. снижения реальных доходов большинства населения. Проведение такой стратегии предполагает перемещение центра власти от парламента к правительству, интернирующемуся с международными экономическими организациями в интересах транснациональных корпораций. Альтернативой для всех стран является выбор эффективной стратегии национального (субрегионального) развития, нацеленной на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции.

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *