Теория денег Кейнса в обосновании политики регулируемых денег в Англии

Теория денег Кейнса в обосновании политики регулируемых денег в Англии

В 1930-е некое имя оказалось неразрывно связанным с возникшей «новой экономической теорией». Это был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946).

  • Он сделал блестящую карьеру и добился успеха в различных областях: как биржевик, издатель, преподаватель, литератор, государственный служащий и создатель проектов перестройки международной финансовой системы.

Его чаще вспоминают как автора изданной в 1936 году книги «Общая теория занятости, процента и денег».

  • В 1927 г. Хайек вместе с Мизесом основал в Вене Австрийский институт по исследованию экономического цикла, и с этого момента началась его самостоятельная научная работа.
  • В 1928 г. молодой Хайек впервые схлестнулся в очной полемике с Кейнсом.
  • В 1939 г. — спустя три года после появления великой «Общей теории…» Кейнса, Хайек издал книгу, демонстрирующую опасность государственного вмешательства в монетарную политику. Эту книгу практически никто не заметил (1).

 

 

Теория денег Кейнса в обосновании политики регулируемых денег в Англии

Идеи Кейнса по-разному были восприняты в разных странах.

  • Кейнс был частью культурной и политической элиты централизованного – тогда, как и сейчас – государства.
  • Его личные связи с представителями властной элиты Великобритании в период между первой и второй мировой войной простирались до самого высокого уровня, а, кроме того, Кейнс играл важную роль в должности консультанта при правительстве.
  • Впрочем, несмотря на его присутствие во власти, его выдающиеся способности в качестве аналитика и оратора, а также его неофициальное, а иногда и официальное лидерство до кризиса 1929-го года правительство Великобритании не последовало его советам.

Ему не удалось убедить правительство отказаться от валютного паритета на основе золотого стандарта, начать реализацию крупных строительных проектов, снизить процентные ставки и повысить налоги.

К его рекомендациям прислушались позднее, после того, как многие страны пережили продолжительный экономический и политический кризис.

 

Как только кейнсианская политика доказала свою эффективность, её подхватили и продолжили консервативные партии.

  • Это можно было наблюдать в США, где президент Никсон произнес фразу: «Мы теперь все кейнсианцы».

 

Решающую роль в экономическом цикле играет спрос

Кейнс не считает важнейшим экономическим измерением тот аспект экономического действия, который связан с предложением.

Он утверждает, что решающую роль в экономическом цикле играет спрос, и тем самым ставит под вопрос все предыдущие теоретические системы и в первую очередь закон Жана-Батиста Сэя.

В теории Кейнса потребление уже не является функцией предложения;.

  • Предложение не создает спрос, а само регулируется спросом.

 

Предлагаемые услуги и товары являются функцией спроса (Keynes, 1936: 21 и далее; ср. также Drucker, [1981] 1984), и поэтому спрос может быть недостаточным.

  • В связи с этим Кейнс, вопреки положениям неоклассической теории, как она представлена, например, в работах Фридриха Хайека и других представителей так называемой австрийской школы политической экономии, приветствовал государственные меры по поддержанию потребительского спроса в период низкой конъюнктуры.

 

  • Деньги Кейнс уже не рассматривает как нейтральное средство взаимодействия.
  • В своей теории он пытается соединить теорию стоимости и теорию денег.
  • Так, например, процентные ставки национальной экономики того или государства определяется отношением денежного спроса и предложения для спекулятивных целей.

 

 

Предложение и спрос на товары и услуги были, так сказать, независимыми переменными экономического цикла.

  • Кейнс (Keynes, 1936: VII) сам указывает на это радикальное отличие.
  • Он подчеркивает, что его теория, в отличие от неоклассической теории, изучает «монетарную» или символическую экономику, т. е. в первую очередь предложение денег, кредиты, дефициты и превышение доходов над расходами в бюджете, процентные ставки и т. д.
  • Это дает основание утверждать, что кейнсианская интерпретация экономических фактов представляет собой новую, оригинальную точку зрения: «Вместо товаров, услуг и труда – реалий физического мира или ’’вещей” – у Кейнса в качестве экономических реалий выступают символы: деньги и доверие» (Drucker, [1981] 1984: 6).

 

  • Разумеется, подобный теоретический проект имеет смысл только тогда, когда монетарная экономика уже стала достаточно самостоятельной и, соответственно, способна оказывать существенное влияние на экономический процесс.
  • Монетаристы (например, Милтон Фридман) утверждали, что со временем эта тенденция только усиливалась, монетарная экономика является единственно реальной.
  • Как бы то ни было, теория Кейнса отражала структурные изменения в капиталистической экономике.

Движение капиталов и инвестиционные решения превращаются в особый рынок, где действуют свои законы, а не законы товарной экономики (ср. Drucker, 1971: 56–59). (2).

 

Литература

  1. Маргания Отар. Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара. — Лондон: диалог с Кейнсом.
  2. Райнер Грундманн. Власть научного знания. — Экономическая теория.

 

История международных отношений

 

Новое на сайте

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *