Рерих Н.К. и Россия

Рерих Николай Константинович — человек мира, мыслитель, художник, путешественник. Николай Рерих писал научные статьи, очерки, эссе, рассказы, повести, философские притчи, сказки, стихи.

Рерих Н.К. и Россия

Николай Рерих 1874-1947

«Знающий ищет. Познавший — находит. Нашедший изумляется легкости овладения.» — Николай Рерих, — 1921 г. – Ловцу, входящему в лес

  • Тема «Рерих Н.К. и Россия» очень значимая, благодаря могучему и многостороннему таланту Николая Рериха и великой России, которая была ему Родиной по рождению и по убеждению.
Содержание скрыть

Почему Николай Рерих оказался вне России и почему умер в Индии.

  • Если посмотреть на 73 года жизни Николая Константиновича Рериха с 1874 до 1947, становится понятно, что исторические события революций, войн, финансовый кризис США в 1929 году — не могли не сказаться на его судьбе и на отношениях с Родиной.
  • Так случилось, что Николай Рерих умер в Индии.
  • С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину. Каждому из нас, это может послужить уроком, о том, что уехать из России можно, а забыть её и вернуться никак не получается.
  • В 1938 году нарком НКИД СССР М. М. Литвинов докладывает И. В. Сталину о желании Рериха вернуться с семьёй в СССР. Даёт Рериху положительную характеристику. Сталин пишет резолюцию: «Не отвечать».
  • До команды Сталина — «Не отвечать», были у Николая Рериха молодые годы возможностей, политические преграды и снова возможности 1926 года и лишь позже наступила переписка, в ответ на которую звонкая – тишина.

«Что я в жизни хотел и что достигнуто мною?» — Николай Рерих

Начало. Рерих Николай Константинович с рождения и до первого вынужденного расставания с Россией.

  • «Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Петербурге, на Васильевском острове, на Университетской набережной, в доме № 25, на котором теперь установлена мемориальная доска.
  • Предки Н.К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века.
  • Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции.
  • Н.К. Рерих учился в известной своими гуманитарными традициями гимназии К.И. Мая, в те же годы у него проявились способность к рисованию и интерес к археологическим раскопкам.» — Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов roerich.spb.ru/page/nikolay_konstantinovich_rerih – узнайте больше.
  • С раннего детства Николай Рерих проявлял способности к рисованию. Отец настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам. Осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский университет.
  • С 1894 года Николай Рерих много путешествует по историческим местам России.
  • С 1895 года Николай Рерих становится учеником Архипа Ивановича Куинджи, который дал основной урок: «Способность изображать грязь на дороге ещё не будет реализмом».

Также Рерих вспоминал, когда Куинджи слышал оправдания какой-то неудачи, он внушительно замечал: «Объяснить-то всё можно, а вот ты пойди, да и победи». — Рерих Н.К. Куинджи, — Листы дневника. Т. 2. С. 289.

Семья и дела Николая Рериха

  • Летом 1899 года Рерих приехал в Бологое Новгородской губернии по делам раскопки курганов. Там он увидел Елену Шапошникову, которая отдыхала в это время в Бологое в имении князя Путятина. Красота, тонкость, ум и такт Елены произвели на Рериха глубокое впечатление.
  • Она была дочерью архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и племянницей композитора Модеста Мусоргского. Елена родилась в 1879 году в Петербурге и по линии матери, Екатерины Васильевны, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых. Детство и юность Елена провела в Петербурге, в доме на Лиговке. Она получила хорошее образование, в восемнадцать лет свободно говорила на четырех иностранных языках. Елена была талантливой пианисткой: окончив высшую музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории, давала сольные концерты в дворянском собрании.
  • В 1900 году Рерих делает Елене предложение и получает согласие.
  • Несмотря на сопротивление всего клана Голенищевых-Кутузовых, недовольных скромным финансовым положением художника, Николай и Елена твердо решили связать свои судьбы. 28 октября 1901 года состоялось их венчание.
  • В августе 1902 года родился их первенец Юрий, в октябре 1904 года родился второй сын, Святослав. С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев, Серов. 
  • В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника, около 90 этюдов, коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря, и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь.» — Рерих Н. К., — По старине, 1903 г.

  • Николай Рерих с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря.
  • Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
  • В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России.
  • В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Проект данного Положения станет прообразом будущего международного Пакта о защите культурных ценностей.

Русь верит и ждёт. — Рерих Н. К. Не отпитая чаша, Сменцово, 1916 г.

Революцией отрезанный от Родины

  • В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера.
  • С 1916 до 1918 года Рерихи жили в Карелии, здесь семья встретила Октябрьскую революцию.
  • После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Николай Константинович Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
  • Именно в это время Рерихи задумали большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию, чтобы подтвердить свою гипотезу о глубинном родстве индийской и русской культур.

Заграничный успех Николая Рериха

  • В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919 году — в Копенгагене и Хельсинки.
  • В 1920 году Николаю Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать трёхлетнее выставочное турне по США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи переезжают в Америку.
  • В октябре 1920 года Рерихи прибыли в США, а в декабре в Нью-Йорке состоялась первая из запланированных выставок Николая Константиновича.
  • На ней экспонировались привезенные из Европы работы: «Сокровище ангелов» (1905), «Вечер» (1907), «Варяжское море» (1910), «Ангел последний» (1912), «Экстаз» (1917), «Дочь викинга»(1917), «Зов солнца» (1918), «Еще не ушли» (1917), «Дочери земли» (1919), эскизы из серий «Героика» и «Сны Востока», эскизы декораций к «Принцессе Малэн», к «Снегурочке» и многие другие — всего 115. Выставка прошла с большим успехом.
  • В 1920–1922 годах после Нью-Йорка выставки работ Николая Константиновича Рериха прошли по 28 городам Америки, где сам автор многократно выступал с лекциями о русском искусстве.

Не внимай часам утомления. В эти часы ты не ловец. Ты — добыча! … Если в первый день лова ты не встретишь добычу. Не сокрушайся. Добыча уже идет для тебя. — Николай Рерих, — 1921 г. – Ловцу, входящему в лес

Первое гималайское путешествие по Центральной Азии

  • В 1923–1928 гг. Николай Рерих вместе с женой и обоими сыновьями совершил свое первое гималайское путешествие по Центральной Азии. Трудно даже представить, как тяжело было им без опыта высокогорных путешествий пройти путь в тысячи километров.
  • В ноябре путешественники покинули Марсель и достигли Бомбея. Уже в декабре начались научные работы в княжестве Сикким, между Непалом и Бутаном.
  • В марте 1925 г. исследователи перебрались в Сринагар, столицу Кашмира, оттуда в августе двинулись по караванной дороге до Лэ через перевал Зоджила (3529 м) и добрались до Ладака.
  • Преодолев хребет, а затем один из самых труднодоступных перевалов – Сасэр (5364 м), вышли на Даксангское плато и поднялись к перевалу Сугет (5285 м).
  • Отсюда Рерих и его спутники через Хотан, Кашгар, Аксу, Карашар добрались до Синьцзяна и прожили там целый год.

Поездка в Москву в 1926 году

  • Весной 1926 г. экспедиция пересекла советскую границу возле оз. Зайсан. Вместе с семьей Николай Константинович совершил поездку в Москву.
  • На родину он привез письмо индийских Учителей, ларец с гималайской землей «на могилу нашего брата Махатмы Ленина» и серию картин «Майтрейя».
  • Однако Луначарский, Чичерин, Крупская, принявшие путешественников, не придали этому жесту должного значения, проявив лишь вежливое любопытство.
  • Пробыв некоторое время на Алтае, Рерихи продолжили путешествие по Тибету. Однако, как стало ясно впоследствии, визит в Москву имел большое значение для судьбы экспедиции и, к сожалению, для оценки личности ученого-художника.
  • Приезд в 1926 году Николая Константиновича Рериха в Москву был связан не только с получением разрешения на продолжение экспедиции по территории Советского Горного Алтая, но и еще с одним щекотливым делом, о котором, возможно, догадывалась английская разведка, теперь с трудом контролировавшая Тибетские монастырские общины.

Г. В. Чичерин — В. М. Молотову

  • 11 июня 1926 года нарком иностранных дел Г. В. Чичерин после встречи с Н. К. Рерихом писал к секретарю ЦК ВКП(б) В. М. Молотову: «Уважаемый товарищ. Приехавший в Москву художник Рерих, большой знаток буддизма, только что объехал значительную часть Тибета и Китайского Туркестана. Он проник также в некоторые области северной Индии. Там имеются буддийские общины, отвергающие официальный ламаизм и стоящие на точке зрения первоначального учения Будды с его примитивным потребительским коммунизмом. Это способствует их симпатии к коммунистической программе и к СССР. Это обстоятельство связывается с их борьбой против поддерживающих ламаизм официальных верхов буддийских государств.
  • Эти буддийские общины поручили Рериху возложить на гробницу Владимира Ильича небольшой ящик с землей того места, откуда происходил Будда.
  • Рерих привез этот ящик и спрашивает, что с ним делать. Он предполагает передать его в Институт Ленина.
  • Буддийские общины прислали письмо с приветствиями Советскому государству.
  • В этих приветствиях они выдвигают мысль о всемирном союзе между буддизмом и коммунизмом.
  • Рерих предлагает передать эти письма точно так же в Институт Ленина.

Прилагаю переводы этих двух писем.

  • Если бы с Вашей точки зрения было признано допустимым опубликование этих писем, то нужно будет еще выяснить у Рериха, возможно ли это с конспиративной точки зрения, ввиду крайне деспотических методов английских властей в этих местах. С коммунистическим приветом Г. В. Чичерин».
  • В письмах говорилось о том, что Николай Константинович Рерих является официальным представителем тибетских буддистских кругов, готовых начать переговоры с Советской Россией об освобождении Лхасы от почти оккупировавшей ее Англии и восстановлении на всей территории Тибета и Китайского Туркестана буддийского правления.
  • При этом идеи коммунизма, отказавшегося от христианской религии, были ближе по своим идеям тибетским монахам, большей частью поддерживавших Таши-ламу как духовного правителя Тибета, вынужденного бежать из Лхасы от проанглийски настроенного светского правителя — Далай-ламы.
  • Вместе с письмами Николай Рерих привез шкатулку со священной землей Тибета как великий дар тибетских иерархов.

Первое письмо

  • «Только глубокое осознание коммунизма даёт полное благосостояние народам. Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма. Необходимо новое обстоятельство, которое введёт их в русло истинной общины. Таким всемирным обязательством будет принятие коммунизма Буддийским сознанием.
  • Если Союз Советов признает буддизм учением коммунизма, то наши общины могут подать деятельную помощь, и сотни буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности.
  • Доверяем посланному нашему Акдордже передать подробности нашего предложения — можем утверждать, что неотложно нужны меры для введения мирового коммунизма как ступени неотложной эволюции.
  • Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина.
  • Примите совет и привет наш».
  • Возможность получить новых союзников в Тибете очень заинтересовала наркома Г. В. Чичерина, но та форма, в которой подавалась идея объединения многих народов Востока, все-таки шла вразрез с основной линией партии.

Второе письмо

  • Во втором тибетском письме, которое Николай Рерих вручил Чичерину, были такие слова:
  • «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами.
  • Вы упразднили церковь, ставшую рассадником суеверия.
  • Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков…

Г. В. Чичерин проявил неподдельный интерес к словам Н. К. Рериха и просил всех оказывать содействие этому странному «полу буддисту — полу коммунисту».

  • Предложение наладить связь с тибетскими иерархами, пусть даже посредством русского эмигранта, выступавшего некогда против советской власти, было заманчивым, и Г. В. Чичерин принял его без колебаний.

 «Гр. Рериху, с семьей едущему в Америку по транзитной визе, разрешено временное пребывание в городе Москве на срок 14 дней до 29 июня 1926 г. без права выезда в другие города и местности Союза ССР. 15 июня 1926 г. № 6-р г. Москва»

Что делает Николай Рерих в Москве в 1926 году?

  • Николай Константинович вместе с приехавшим к нему из Ленинграда братом Борисом ходил по всевозможным инстанциям, оформляя документы для получения концессий на разработку месторождений в Алтайском крае. Н. К. Константинович хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений.
  • У Н. К. Рериха состоялись встречи с руководством ОГПУ и Концессионного комитета, а потом с начальником горного отдела Главного экономического управления ВСНХ В. М. Свердловым, он побывал дома у жены Л. Д. Троцкого, возглавлявшего тогда концессионный комитет, у наркома иностранных дел Г. В. Чичерина, у наркома просвещения А. В. Луначарского, у Л. Б. Каменева и даже у Н. К. Крупской. Стоило только назвать имя Николая Рериха, и все двери открывались.
  • Хлопоты не помешали Рерихам увидеться со старыми друзьями: К. С. Станиславским, А. В. Щусевым, А. А. Бахрушиным, И. Э. Грабарем.

Картины Рериха

  • Картины, переданные Николаем Рерихом Луначарскому, так и не были определены в государственный музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и несколько декадентскими.
  • После долгих споров отданы А. М. Горькому, на даче которого они и висели до самой его смерти.
  • По этому поводу Николай Константинович с некоторой досадой записал в дневник: «Грабарь пишет много о благоустройстве жизни художества.
  • Между прочим, он сообщает, что моя серия „Красный Всадник“ (привезенная нами в Москву в 1926 году) находится в Музее Горького в Горках, где он жил и скончался. Вдвойне я этому порадовался.
  • Во-первых, Алексей Максимович выказывал мне много дружества и называл великим интуитивистом.
  • Во-вторых, восемь картин „Красного Всадника“ — гималайские, и я почуял, что в них Алексей Максимович тянулся к Востоку. Не забуду его рассказ о встрече с факиром на Кавказе»

История о необходимости принятия Рерихом советского гражданства

  • Еще в Урумчи Николай Рерих уговорил консула А. Е. Быстрова сделать вид, что вторая телеграмма, присланная наркомом иностранных дел Чичериным, о необходимости принятия Рерихом советского гражданства, пришла в посольство якобы уже после того, как экспедиция покинула Синьцзян.
  • А. Е. Быстров, рискуя многим, даже ценой своей жизни, выполнил просьбу мастера, поскольку стал поклонником философского творчества Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Когда Николай Рерих покинул Москву и уже не вернулся 

  • Рерихи покидали Москву 22 июля спешно, в день похорон Феликса Эдмундовича Дзержинского, занимавшегося вопросами госбезопасности СССР, Председателя ОГПУ СССР при СНК СССР, скоропостижно скончавшегося от сердечного приступа в 48 лет 20 июля 1926 года после пленума ЦК, посвящённом состоянию экономики СССР.

Финансовый кризис США и дела Николая Рериха

  • В январе 1929 года предстояло платить по кредитам, а инфляция обесценивала все доходы.
  • Банкиры полагали, что произведения искусства и культуры всегда будут в цене и дали кредит под арендный договор музея «Мастер-дом».
  • Проблема, возникшая у Н. К. Рериха, была связана с финансовым кризисом в США, он ударил не только по рериховским учреждениям, но и по личным сбережениям.
  • Ходили слухи, что Святослав к тому времени увлекся игрой на бирже и в момент кризиса потерял немалые суммы.

Книги Николая Рериха

  • В 1929 г. был создан знаменитый Институт Урусвати для изучения индийской и тибетской культур, который в течение ряда лет проводил изыскания в Западных Гималаях и прилегающих частях Тибетского нагорья. Здесь же родился и знаменитый Пакт Рериха.
  • Путешествия Рерихов по Центральной Азии описаны Николаем Константиновичем в книге «Сердце Азии» и очерке «Азия».

Книга, как в древности говорили, — река мудрости напоящая мир!.. О достоинстве книги именно сейчас пробил час подумать. Не излишне, не по догме, но по неотложной надобности твердим сейчас. Любите книгу!», — Николай Рерих, — Келанг Лахуль. 1931 г.

  • Николай Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России.

Вторая экспедиция

  • Новая экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих со старшим сыном отбыли в Киото. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне.
  • 30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоявшая из двух маршрутов. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая.
  • Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года. Лишение поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.
  • С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии — Северные Гималаи, долина Кулу, Наггар.

Завешаю всем, всем. Любите Родину.

  • В 1939 году 24 октября Николай Константинович Рерих написал завет:
  • «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу.
  • Но вот что завешаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам.
  • Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные.
  • Доверены пространства, полные всяких богатств.
  • Даны дарования ко всем областям искусства и знания.
  • Дана мысль об общем благе.
  • Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни.
  • Народы поют и способны к украшению жизни.
  • Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений.
  • В мирном труде познается и мир всего мира.
  • В мире идет строительство и светлое будущее.
  • А где постройка идет, там все идет.

Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский! Николай Рерих. Гималаи…»

Растёт народ русский и качеством, и количеством

  • «Растёт народ русский и качеством, и количеством. Отпустила ему судьба несметные богатства – пусть возьмёт из недр всё скрытое.
  • Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни.
  • За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский Корсаков, Репин, Толстой, Павлов – и не перечесть!
  • И народ русский воздаёт поклон своим героям.» — Николай Рерих, — Русскость, март 1940 г. Источник: Архив Рерихов roerichsmuseum.ru

Служение на пользу Родине

  • «Мы все трудимся на благо Родины. Пишем везде о русском народе, о русских сокровищах. В феврале будет наша выставка в пользу русского воинства. В прошлом году моя картина «Александр Невский» дала хорошую сумму в пользу военного фонда. Моя картина «Эверест» и «Гималаи» Святослава были полезны Красному Кресту.» — Николай Рерих, Письмо Лю Сергею Ивановичу (Лю Цзехуну), преподавателю русского языка в Пекинском университете и Юго-западном университете в Китае от 4 января 1943 года, Индия, Наггар, Кулу.
  • Позже Николай Рерих в письме Майскому Ивану Михайловичу, академику, послу СССР в Англии от 24 июля 1944 года, Индия, Наггар, Кулу —  уточняет, что от картин Русскому Красному Кресту пошли 500 английских фунтов и 7000 рупий на военные цели. Источник: Архив Рерихов на сайте roerichsmuseum.ru

Накануне нового 1946 года в Индию Н. К. Рериху пришло особое письмо из Нью-Йорка, которое вселило в Николая Константиновича новую надежду на скорое возвращение в Советскую Россию.

  • «Дорогой мистер Рерих! — писал советский чиновник. — Комитет по делам искусств Советского Союза интересуется Вашими картинами, находящимися в настоящее время в коллекции м. Хорша в Нью-Йорке. Комитет запрашивает Вас о возможности покупки всей коллекции. Мы будем Вам очень признательны, если Вы выскажете свое мнение по вопросу покупки Ваших картин Комитетом по делам искусств СССР для советских музеев. В надежде на ответ от Вас. Искренне Ваш, Начальник отдела искусств и ремесел Амторга Гусев»
  • Ответ Николай Константинович отправил в первый день нового 1946 года: «Уважаемый гр. Гусев, Ваше письмо от 7 декабря дошло в наши снежные Гималаи 27-го. Вы уже имеете мою телеграмму, и я могу лишь подтвердить, что решение Художественного Комитета в Москве меня очень тронуло. Мы никогда не порывали отношений с нашей Родиной и там могли знать о моей художественной деятельности. Я всегда мечтал привезти на Родину плоды моей работы, включающей серии картин Гималаев, Монголии и Тибета, а также мои картины, посвященные русскому народу — „Александр Невский“, „Святогор“, „Настасья Микулична“, „Новая Земля“, „Партизаны“, „Мстислав Удалой“, „Ярослав“, „Богатыри проснулись“, „Победа“ и др. Мысленно я видел эти картины как русское достояние.

«Вы запрашиваете мое мнение касательно картин моих, находящихся в Нью-Йорке. Конечно, я мечтал бы, чтобы всё мною сделанное принадлежало русскому народу.» — Николай Рерих

Долгие годы Николай Константинович стремился на родину.

  • В 1947 г. он запросил визу на въезд в Советский Союз. Уже был упакован багаж, в том числе рукописи и коллекции, куплены билеты.
  • Но в начале лета Рерих тяжело заболел, а 13 декабря 1947 г. его не стало. По индийскому обычаю его прах был предан огню, а пепел рассеян с вершины горы.

Отшельник и его гости – притча Николая Рериха

  • Три льва пришли к отшельнику. Он сказал каждому:
  • — Ты только что умертвил путника, спешившего к семье.
  • — Ты похитил единственную овцу у слепой.
  • — Ты уничтожил коня у вестника важного.
  • Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы.

В Советском посольстве обещали

  • 17 января 1948 года жена Николая Рериха — Елена Ивановна вместе с Юрием уехали из Кулу. В Нью-Дели они остановились в доме своего давнего друга Махараджи Манди.
  • Теперь Елена Ивановна уже точно решила, что картины, все материалы и архив Николая Константиновича Рериха необходимо отвезти на родину, в Россию. В Дели Юрий встретился с советским послом, который пообещал полное содействие в их возвращении.
  • В Советском посольстве также пообещали, что вскоре будет специально выслан из России пароход, на котором доставят на родину бесценный груз — картины и архивы Николая Константиновича Рериха.
  • 9 апреля 1948 года Елена Ивановна писала:
  • «Мы все еще в неведении не только об отходе, но и приходе нашего парохода. Все твердят об оказании нам стопроцентной кооперации всеми консульствами и посольствами, согласно указаниям из центра, но сам пароход все еще плавает где-то, окутанный непроницаемым туманом»

Мотивационные статьи и цитаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *