Предпосылки мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
Глобальность кризисных явлений 1929-1933 гг. была обусловлена распространением волн депрессии из Северной Америки и Западной Европы на все государства мира, хотя и в неодинаковой степени.
Предпосылки мирового экономического кризиса. Из истории 1929 — 1933 гг.
Согласно статистике, наибольший ущерб понесли США, Канада, Германия и Польша (падение объемов производства в нижней «точке» по сравнению с 1928 г. более чем на 50%); ощутимый — Австрия, Нидерланды и Чехословакия (соответственно — на 30-40%); сравнительно небольшой — Великобритания, Япония, Дания, Румыния (около 20%).
Тяжело переживали кризис аграрно-индустриальные страны Латинской Америки. С этим безрадостным фоном, по официальным заявлениям Москвы, контрастировали высокие темпы роста экономики СССР, переведенной к 1929 г. на плановую основу.
Однако сокращение сельскохозяйственного производства, голод на селе и восстановление карточной системы свидетельствовали о влиянии кризиса и на советскую экономику.
Кризис охватил традиционные и новые отрасли хозяйства, хотя последние — в меньшей степени, что объяснялось сравнительно высоким удельным весом государственного сектора в «молодых» отраслях.
Более, чем вдвое сократился выпуск средств производства. Примерно на такую же величину упал объем торговли, транспортных перевозок и фрахта.
Продукция сельского хозяйства не могла найти сбыта на рынках из-за уменьшения платежеспособности населения, вызванной массовыми увольнениям работников нерентабельных предприятий, а также возникновения значительной разницы между ценами на промышленные и сырьевые товары, то есть «ножниц цен».
В финансовой сфере на протяжении 1929-1933 гг. отмечались всплески инфляции, падение стоимости акций, дестабилизация ситуации на валютных биржах, заставившая США, Великобританию и Францию окончательно расстаться с планами восстановления «золотого стандарта».
Никогда прежде экономические потрясения не сопровождались такими масштабными социально-политическими последствиями.
Высокий уровень безработицы, характерный для разгара кризиса (к концу 1931 — началу 1932 г. насчитывалось более 26 млн. безработных), падение уровня жизни среднего класса — служащих, интеллигенции, мелких предпринимателей, разорение фермеров — не полный перечень факторов, которые уничтожили надежды на преодоление трудностей.
Была существенно подорвана вера в традиционные ценности либерализма, которые в сочетании с успехами науки обещали открыть дорогу к благоденствию.