История российской дипломатии

История российской дипломатии

  • Древнерусское государство с IX в. выступало в качестве активного участника международных отношений в Европе. Так создавалась история российской дипломатии.

История российской дипломатии

Содержание скрыть

Дипломатия стала частью древнерусской государственности

  • Знаковыми событиями были:
  • Русское посольство в Константинополь в 838 г., где Русь впервые была представлена при дворе византийского императора Феофила как самостоятельное государство.
  • В столицу франкского государства Ингельгейм в 839 г.

 

  • В 860 г. древнерусское государство получило международное признание, заключив Договор «О мире и любви» с Византийской империей. Это первый из известных в истории России договорно-правовых актов.
  • Дипломатия стала органической частью древнерусской государственности, она выражала и защищала геополитические интересы восточнославянских народов. Используя сложившиеся к тому времени торговые речные и морские пути.
  • Известный с древности путь «из варяг в греки», они устанавливали контакты со своими соседями, другими странами и народами.
  • Объектами внешней политики Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств и союзов. Эти отношения особенно расширились и укрепились с принятием христианства на Руси. История российской дипломатии развивалась.

 

  • Со второй половины XI в. вплоть до татаро-монгольского нашествия в связи с раздробленностью государства единство внешней политики и дипломатии Руси было нарушено.
  • Наиболее влиятельные князья сами заключали международные союзы и осуществляли внешнеполитические связи.

 

К XV в. удельная дипломатия уступила место единодержавной.

 

К XV веку, после свержения ордынского ига и укрепления централизованного русского государства со столицей в Москве, удельная дипломатия уступила место единодержавной.

  • Русь становилась все более влиятельным государством. 
  • Московские князья поддерживали регулярные сношения с двумя десятками иностранных государств на Западе и Востоке.
  • Вопросами внешней политики занимались великий князь и Боярская Дума.

 

  • Для решения задач, вставших перед русской дипломатией с конца XV в., потребовалось создание специального ведомства.
  • Им стал один из трёх важнейших приказов государственного управления − Посольский, возглавленный думным дьяком И.М.Висковатым.
  • Структура и функции этого учреждения приобрели законченные формы к 50-70 гг. XVII в. Тогда же были созданы первые постоянные диппредставительства за рубежом.
  • В этот период внешняя политика России заботилась о защите общенациональных интересов, понимаемых как приращение территории, богатств и населения страны.

Во главу угла ставились:

  • Обеспечение безопасности восточных рубежей России.
  • Защита южных границ России от походов крымских татар и Турции.
  • Воссоединение с Россией западнорусских − украинских и белорусских – земель.
  • Обеспечение выхода в Балтийское море.
  • Этапным событием на трудном пути вхождения страны в систему международных отношений после Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII в., поставивших под угрозу саму российскую государственность, стал Вестфальский мир 1648 г. − краеугольный камень в установлении порядка в Европе, одним из гарантов которого выступила Россия.

 

Пётр I и дипломатия

Победа в Северной войне, принятие Петром I императорского титула в 1721 г. знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России.

  • Её утверждение в качестве великой державы сопровождалось расширением сети постоянных дипломатических представительств в ведущих странах мира.

В 1720 г. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД).

  • КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала сношениями России с иностранными государствами.
  • В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период — Г.И.Головкин, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров, А.И.Остерман, А.П.Бестужев-Рюмин, Н.И.Панин, А.А.Безбородко и др.

 

XVIII в. занимает особое место в истории внешней политики России.

Российская государственность поднималась на новую ступень, а сам характер политики страны постепенно менялся, приспосабливаясь к новому положению великой державы.

  • Сформировались главные направления международной активности русского государства, в новых социально-экономических, политических, международных условиях были заложены основы идеологии и традиций, которыми стали руководствоваться правящие круги страны в XIX и начале XX в.

 

Блестящими дипломатическими победами ознаменовался век Екатерины II.

Центр тяжести внешнеполитического курса страны был перенесен на решение черноморской проблемы.

  • В результате двух войн и дипломатической борьбы Россия вышла широким фронтом к Черному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через проливы Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам.

 

Многонациональное государство.

Военные и дипломатические усилия были направлены на создание обширного многонационального государства.

В состав России вошли многие народы Восточной Европы, Кавказа, Средней и Центральной Азии.

Россия укрепила свои позиции в Причерноморье, состоялось присоединение Крыма.

Был завершен процесс воссоединения Украины и Белоруссии с Россией.

  • Важные перспективные направления определились в Азии − движение как на восток (тихоокеанские исследовательские и промысловые экспедиции, основание Русской Америки), так и на юг (присоединение части Казахстана, страдавшего от жестокой агрессии Джунгарии).
  • В Закавказье по Георгиевскому трактату 1783 г. царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II признал покровительство и верховную власть России.
  • Рост влияния империи в Европе и расширение ее владений в Азии и Северной Америке создавали предпосылки для превращения России в державу мирового класса.
  • К концу XVIII в. задачи укрепления связей с государствами Центральной и Западной Европы, выхода к незамерзающим морям, утверждения великодержавного статуса страны были решены.

 

Единая система органов исполнительной власти

В 1802 г. в России была создана единая система органов исполнительной власти − Кабинет министров.

  • Коллегия была заменена Министерством иностранных дел. История российской дипломатии обретала системные институты.
  • Первый министр иностранных дел Александр Романович Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской.
  • Позднее МИД обрел разветвленную и четкую структуру. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815 г.).
  • Принятые в 1815 г. дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 г.

 

Международная обстановка и внутреннее положение страны

Международная обстановка и внутреннее положение страны побудили Александра I к выработке новой внешнеполитической концепции, в основе которой лежало стремление установить в Европе прочное равновесие, базирующееся на принципах легитимизма.

  • В период наполеоновских войн российская дипломатия руководствовалась задачей создания антифранцузских коалиций и сокрушения империи Бонапарта.

Победа России в Отечественной войне 1812 года и ее участие в освобождении европейских стран имели огромное международное значение для укрепления международного влияния нашей страны.

Итог длительному периоду европейских войн подвел Венский конгресс (1814-1815 гг.), заложивший основы новой, «венской системы» международных отношений, ведущую роль в которой, благодаря своим военным и дипломатическим успехам, играла Россия.

  • В последующие годы российская дипломатия приложила большие усилия для поддержания сложившегося баланса сил на европейской арене.
  • С этой целью Александр I инициировал создание в сентябре 1815 г. Священного союза монархов России, Австрии и Пруссии, к которому позднее присоединилось большинство европейских правителей.

 

Восточная политика

Наряду с европейским направлением во внешней политике России в первой половине XIX в. приобретает большой вес ее восточная политика; одной из главных задач становится решение вопроса о черноморских проливах.

  • Это имело для страны большое экономическое, политическое и военно-стратегическое значение и оказывало существенное влияние на отношения не только с Турцией, но и с Англией, Францией и Австрией.
  • Традиционной для России оставалась покровительственная политика в отношении христианского населения Балканского полуострова, находившегося в разной степени зависимости от Порты.
  • Стремясь обеспечить безопасность восточных границ, российская внешняя политика решала задачи по усилению своего влияния в Средней Азии и Китае, прежде всего путем установления дипломатических отношений и развития торговых связей.

 

Присоединение Кавказа

Вторая половина XIX в. была также отмечена усилиями России по присоединению Кавказа, который рассматривался как военно-стратегический плацдарм для всей ее восточной политики.

 

«Немец, финляндец, татарин, грузин − вот что такое Россия.»

  • Основным принципом построения многонациональной российской империи стал национальный универсализм.

Николаю I принадлежали слова: «Немец, финляндец, татарин, грузин − вот что такое Россия».

 

Международные отношения

  • К началу XIX в. относится установление дипломатических отношений с Соединенными Штатами Америки.
  • Крымская война 1853-1856 гг. и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории международных отношений. Окончательно прекратила существование «венская система». Ей на смену пришли другие системы союзов и объединений европейских государств.
  • Одним из важнейших уроков поражения России в Крымской войне явилось осознание необходимости строить внешнюю политику, исходя из учета национальных интересов.
  • Основная задача дипломатии стала формулироваться как создание благоприятных внешних условий для осуществления внутренних реформ во всех сферах, для чего был нужен длительный мир.
  • Для решения этой задачи России требовалось преодолеть международную изоляцию и устранить пагубные для нее последствия поражения в войне.

 

  • Дипломатические усилия на этом направлении министра А.М. Горчакова завершились в 1870 г. важным внешнеполитическим успехом − отменой ограничительных статей Парижского трактата. История российской дипломатии наполнялась успешными фактами.
  • Российская дипломатия продолжала защищать права христианских народов Османской империи, расширяла политическое влияние своего государства на Балканах посредством поддержки борьбы этих народов за освобождение и создание национальных государств.

 

Принцип много-векторности внешней политики России

Во второй половине XIX в. укрепляется принцип много-векторности внешней политики России: усиливается роль среднеазиатского и дальневосточного направлений.

  • На многие годы определяющим фактором становится русско-английское соперничество. Серия договоров с Китаем и Японией в 1850-70-х гг. определила дальневосточные границы государства, дав ему территориальные приращения.
  • Присоединение в 1850-х гг. Приамурья и Приморья, а в 1860-80-х гг. − Средней Азии завершило формирование Российской империи.

 

Проблема европейской безопасности

  • В конце XIX в. особую актуальность для российской дипломатии вновь приобрела проблема европейской безопасности.
  • Рост соперничества за колонии и желание Германии сохранить за собой доминирующее положение в Европе заставили Россию отойти от сложившейся системы союзов и пойти на сближение с Францией.
  • Подписание русско-французского договора в 1893 г. стало первым шагом на пути формирования системы тех взаимных обязательств Петербурга и Парижа, что послужили основой для создания Антанты − альянса России, Франции и Англии, призванного противостоять экспансионистским планам союза Центральных держав − Германии, Австро-Венгрии и Италии.

 

Положение России на Дальнем Востоке

  • На Дальнем Востоке положение России, безрезультатно пытавшейся предотвратить столкновение с Японией, также становилось все более сложным.
  • Поражение страны в русско-японской войне 1904-1905 гг. поставило перед российским МИД новую задачу − восстановление подорванного влияния на Дальнем Востоке.

 

Развитие структуры и организационные основы МИД России.

В XIX и начале XX в. получили дальнейшее развитие структура и организационные основы МИД России.

В 1846 г. было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства.

  • В 1859 г. А.М.Горчаков утвердил «Правила для определения на службу и к должности» в Министерстве иностранных дел. В 1868 г. было введено в действие «Учреждение МИД».
  • В 1906 г. министр иностранных дел А.П.Извольский осуществил модернизацию внешнеполитического ведомства. В частности, был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и «давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».
  • К 1913 г. Россией был заметно расширен круг дипломатических и консульских загранпредставительств.

Если в 1758 г. насчитывалось 11 российских загранучреждений, то в 1868 г. − 102, в 1897 г. − 147, а в 1903 г. – 173.

К началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

 

Антанта

В годы Первой мировой войны перед российской дипломатией встали новые проблемы. Предстояло завершить превращение Антанты в полноценный военно-политический союз, наладить эффективное взаимодействие союзников.

  • Реальность военного времени потребовала от МИД России осуществления информационно-пропагандистских и контр пропагандистских функций, использования внешних рычагов для снабжения армии, заботы о военнопленных и т.д.
  • Все больше заявляли о себе публичная и экономическая дипломатия. Происходила оптимизация структуры внешнеполитического ведомства, в рамках которого были созданы Отдел военнопленных, Особый политический отдел, Правовой и Экономический департаменты.

 

Новый этап в истории отечественной дипломатии

После 1917 г. начался новый этап в истории отечественной дипломатии.

  • В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д. Троцким. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками дал России возможность выхода из Первой мировой войны.
  • В течение 1920-х гг. усилия советской дипломатии были направлены на вывод страны из политической изоляции, восстановление ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений.
  • Россия участвовала в Генуэзской и Лозаннской конференциях, заключила Рапалльский договор с Германией. В 1924 г. началась «полоса признания» СССР, были восстановлены дипломатические отношения со многими странами мира.
  • В 1930-е гг. советская дипломатия выступала за создание системы коллективной безопасности, стремилась предотвратить образование антисоветской коалиции.
  • Стремилась избежать угрозы большого военного конфликта с участием СССР, усиленно работала над укреплением внешнеполитических позиций государства.
  • Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).
  • Бесплодность усилий по созданию союза со странами Запада против фашистской агрессии, провал переговоров с Англией и Францией по этому вопросу и стремление избежать военного столкновения с Гитлером привели к подписанию в августе-сентябре 1939 г. договоров с Германией.
  • В годы войны основные задачи советской дипломатии были связаны с созданием и укреплением антигитлеровской коалиции, открытием второго фронта в Европе, разработкой основополагающих межсоюзнических документов, послевоенным урегулированием. Советский Союз стал одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций.

 

Структура и организационные основы НКИД

  • В межвоенный период и в годы войны отлаживались структура и организационные основы НКИД. В 1923 г. было одобрено «Положение о НКИД СССР».

Для подготовки профессиональных кадров в 1939 г. была учреждена Высшая дипломатическая школа (ныне − Дипломатическая академия МИД России), а в 1944 г. — МГИМО.

  • В 1941 и 1943 гг. для сотрудников НКИД были введены дипломатические ранги и утверждена дипломатическая форма (с 1954 г. повседневная форма была отменена, сохранялась только парадная форма для Чрезвычайных и Полномочных Послов и Посланников).

В марте 1946 г. НКИД был переименован в Министерство иностранных дел СССР.

 

Послевоенный период

  • Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период стали борьба за мир, международную разрядку и разоружение.
  • Многое делалось для упрочения авторитета ООН как универсального инструмента, призванного регулировать международные отношения.
  • Были сделаны основные шаги по налаживанию отношений с освобожденными государствами Европы, восстановлению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • Советскому Союзу и его дипломатической службе принадлежала ведущая роль в политико-правовом обеспечении деколонизации афро-азиатских народов.
  • Биполярный характер установившейся мировой системы, приводя к кризисным ситуациям (Корейская война, венгерские и чехословацкие события 1956 и 1968 гг. соответственно.

Карибский кризис 1962 г., война во Вьетнаме, ввод советских войск в Афганистан и др., ставил отечественную дипломатию перед необходимостью политического разрешения этих конфликтов.

  • Активная деятельность советской дипломатии позволила выйти на практические договоренности в двусторонних отношениях с западными странами (Договор с ФРГ 1970 г., документ «Основы взаимоотношений между СССР и США» 1972 г.).

 

Вклад в общеевропейский процесс

Отечественная дипломатия внесла крупный вклад в общеевропейский процесс, важной вехой которого стало подписание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  • МИД СССР способствовал достижению договоренностей с ведущими западными странами, прежде всего с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения.
  • Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ-I, 1972 г.
  • Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II, 1979 г.).

 

Перестроечные процессы во второй половине 1980-х гг.

Перестроечные процессы во второй половине 1980-х гг. сопровождались коренными сдвигами в советском внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества.

  • На этом историческом отрезке удалось добиться потепления международного климата, вывести из арсеналов целые категории вооружений.
  • Военно-стратегическое противостояние по оси Запад-Восток было минимизировано, урегулирован германский вопрос, нормализованы отношения с Китаем.

 

Становление внешней политики России как нового демократического государства

С 1991 г. происходит становление внешней политики России как нового демократического государства.

  • Россия в сложнейших условиях сумела отстоять свои коренные национальные интересы на международной арене. Ее внешняя политика приобрела системный, прагматический характер. Воссоздан необходимый геостратегический баланс российской внешнеполитической деятельности.

В 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

  • Однако с распадом СССР МВС прекратило свою деятельность.
  • Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое возглавляли:
  1. А.В.Козырев (1990-1996 гг.),
  2. Е.М.Примаков (1996-1998 гг.),
  3. И.С.Иванов (1998-2004 гг.)
  4. С.В.Лавров (с 9 марта 2004 г. по настоящее время).

Источник: mid.ru

Время Владимира Путина

Сводка событий в 2024 году

Все статьи diphis.ru

История Дипломатии – список статей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *