Владимирская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери — византийская по своему происхождению, представляет определенный иконографический тип.

  • На подобных иконах Богоматерь держит на коленях младенца Иисуса, а тот прижимается щечкой к щеке матери, обнимает её… И не нуждается в дополнительной расшифровке название этого типа икон — «Умиление».
Владимирская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери — нужно всего лишь посмотреть в ее глаза… Это глаза матери, которая безмерно любит своего ребенка. Это глаза Богородицы, которая любит все человечество. И в глазах этих — боль и сострадание всему человечеству. Что она может сделать для него? Что может отдать, чтобы хоть как-то помочь людям, утешить их, утолить печали этого мира? У нее ничего нет, у нее есть только ее дитя.

 

 

Владимирская икона Божьей Матери — дар из Константинополя.

  • Подлинное изображение было создано в XII веке неизвестным константинопольским мастером.
  • Такой однажды увидел её наследник киевского великокняжеского престола Андрей Боголюбский.
  • Это произошло в соборном храме «девича монастыря» в Вышгороде — туда поместил ее великий князь Юрий Долгорукий, получив в дар из Константинополя.

 

 

Почему Андрей, прозванный Боголюбским, ушёл с иконой из Киева?

Очень уж тяжело было в Киеве посреди родственных распрей и кровавой борьбы вокруг престола.

  • Андрей тайком от отца, великого князя киевского, ушёл в Ростовские земли, править там по собственному разумению. Там, в родных Залесских землях, никто не будет указывать, завидовать, подсиживать.

 

 

В ту же ночь со своими чадами и домочадцами, со своей свитой — и с чудотворной иконой наследник престола покинул Киев.

  • Путь его лежал в Ростов Великий, столицу Залесских земель, но под городком Владимиром, у переправы через Клязьму, лошади вдруг стали. Запрягли новых, но и эти не пошли. Икону поместили на сани, но и сани не сдвинулись с места. Делать нечего — пришлось остановиться на ночлег. А ночью князю во сне-видении явилась сама Богоматерь и наказала образ ее никуда не везти, а возвести для него храм и оставить во Владимире.
  • Андрей, прозванный Боголюбским, ослушаться не мог. На месте памятной переправы через Клязьму поставили храм Рождества Богородицы и основали княжескую резиденцию-замок, а через десять лет неподалеку, у слияния Клязьмы и Нерли, возникла знаменитая церковь Покрова Богородицы. Венчал же всю плеяду владимирских богородичных храмов Успенский собор, вставший в центре Владимира на высоком берегу. Там и поместили икону, которая с тех пор стала Владимирской.

 

 

 

Владимирская икона Божьей Матери 26 августа 1395 года прибыла спасать Москву.

  • В августе 1395 года от Рождества Христова страшно было на Москве.
  • Стало известно, что некоторый царь, именем Темир-Аксак, уже одержавший многие победы и многие города разоривший, движется на Москву.
  • А ведь только-только пережили и Мамаево нашествие, и Тохтамышево разорение, только-только отстроились, залечили раны, только начали жить… Где искать спасения?

 

Великий князь Василий Дмитриевич повелел послать во Владимир за чудотворной иконой.

  • 26 августа она была торжественно принята в Москве.
  • Навстречу вышли духовенство, князья, бояре, мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, нищие и убогие — «все многа множства безсчислена народа людей». В тот же день безо всякой видимой причины Тамерлан оставил пределы России.

 

 

 

Когда ещё Владимирская спасала Россию?

  • Благополучное избавление Москвы от татарских войск Ахмата, покинувших в 1480 году берега Угры, недаром прозванной «поясом Богоматери», уход в 1521 году войск Махмет-Гирея — все приписывается чудесному заступничеству иконы.
  • В начале XVII века войска народного ополчения, освобождая Москву от поляков, борются за Московский Кремль и за Владимирскую икону как за величайшую народную драгоценность и за национальное знамя: «яко уне есть нам умрети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы образ Владимирския».

 

 

 

Владимирская икона Божьей Матери прошла через все испытания русской истории.

  • Перед её ликом прошли великие и малые мира сего, возникали и рушились целые государства.
  • А она смотрела на все это — как-то по-особому. И сам начинаешь как-то по-особому смотреть и на свою жизнь, и на историю: что во всем, что с нами происходит, может сопоставиться, сравниться с тем, что отражается в ее глазах? Немногое.
  • Но зато ты начинаешь ценить немногие священные мгновения твоей жизни, немногие моменты жертвенности, любви. Такой любви, которая выше человеческих сил. Такой любви, которая рождает великую силу.

 

 

 

Местонахождение Владимирской иконы Божьей Матери

  • Москва, храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

 

 

Литература

  • Александр Иванович Анисимов – историк. Владимирская икона Божьей Матери. Прага, 1928.
  • Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы… Сборник материалов. М., 1995.
  • Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XX: Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия. — С. 8—38.
  • Петров Дмитрий. Сборник статей. Тайнопись искусства. Владимирская икона Божьей Матери.

 

Все статьи.

Новые статьи

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *