Либерализация национальной экономики в развивающихся странах

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах

  • Колонизация страны, находящейся под властью какого-либо государства, означает ее экономическую и политическую зависимость.
  • К концу XIX в. был завершен территориальный раздел мира и сложилась колониальная система империализма.

 

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах — из истории

  • Перед первой мировой войной в колониях Англии проживало 393,5 млн. человек; во Франции — 55,5 млн. человек; в Германии — 12,3 млн. человек.
  • После первой мировой войны и национально-освободительных войн колониальные захваты стали прикрываться мандатом Лиги Наций.
  • Например, Англия получила мандат на Ирак и Палестину; Франция — на Сирию и Ливан.
  • После второй мировой войны, когда от колониального ига освободилась примерно половина населения земли, возникла система опеки под наблюдением ООН.

 

  • К началу 1980-х гг. масштабы заграничного производства транснациональных монополий превысили объем экспорта товаров у США в 5,3 раза.
  • Под их контролем находится около 60% внешнеторгового оборота. Их ликвидные ресурсы превысили в 2 раза объемы валютных резервов капиталистических государств.

 

Бразилия 

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах. После второй мировой войны в Бразилии создается крупный государственный сектор.

Являясь крупным импортером нефти, Бразилия из-за повышения учетных ставок в США была вынуждена интенсивно использовать иностранные кредиты в середине 1970-х гг.

К 1980-м гг. резко увеличивается ее внешний и внутренний государственный долг.

Уровень инфляции в 1983 г. превысил 100%.

Совместно с МВФ в 1983-1984 гг. разрабатывается программа финансовой стабилизации, усиливающая зависимость Бразилии от иностранного капитала.

В конце 1980-х гг. в Бразилии наблюдаются низкие темпы экономического роста, увеличение дефицита бюджета, замораживание цен и заработной платы, увеличение импорта для поддержки внутренних цен. Вынужденной экономической стратегией Бразилии становится рост внешних заимствований и согласование национальной экономической политики с МВФ.

  • В 1990-х гг. в стране проводится денежная реформа с замораживанием цен, повышаются налоги, отменяются субсидии, осуществляется приватизация государственного сектора и либерализуется внешняя торговля.
  • За годы реформ значительно выросла безработица, на 1 /4 снизилась покупательная способность заработной платы и увеличилось социальное расслоение. На долю 10% самых богатых приходится 51% национального дохода Бразилии.

 

Чили

В 1970 г. с избранием Альенде быстрыми темпами стала осуществляться национализация собственности на средства производства, на долю которой стало приходиться до 70% ВВП.

За этот период большой урон был нанесен ее природным ресурсам — исчезла морская фауна, нерационально использовался лес.

Уменьшились конкурентные сезонные преимущества Чили из-за прогресса генной инженерии и биотехнологии по производству синтетических продуктов и укрепления способности развитых стран к самообеспечению сельскохозяйственной продукцией.

Автоматизация производства в развитых странах уменьшает преимущества недорогой рабочей силы Чили на внешнем рынке. За счет отчуждения национальной собственности осуществляется выплата процентов по иностранному долгу.

Иностранные капиталы не гарантируют повышения эффективности экономики, так как они сводятся к приобретению уже существующих предприятий.

Опыт применения стратегии показал, что недоразвитый капитализм сохраняется между двумя полюсами — международной интеграцией и социальной дезинтеграцией внутри страны, выразившейся в углублении неравенства, росте бедности, извращении ценностей, подъеме своекорыстной конкуренции и эгоизма.

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах. Корректировка экономического курса Чили началась в 1980-х гг. Был введен государственный контроль на товары первой необходимости, за движением капиталов, внешней торговлей, и стали оказывать поддержку сельскому хозяйству.

В 1990-х гг. в результате повышения координирующей деятельности государства уменьшилась безработица. По мнению ряда чилийских сенаторов, «следует перестать бояться таких слов, как планирование, приоритеты государства».

Целями правительства Фрэя, взявшего курс на национальное примирение, провозглашено достижение большей демократии, большей справедливости, большей эффективности труда.

Чили входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции. Ее участие в Андской корпорации развития, созданной согласно Андскому пакту в 1973 г. совместно с Боливией, Колумбией, Перу и Эквадором для стимулирования процесса экономической интеграции в субрегионе посредством распределения инвестиций, было прекращено в 1976 г. из-за военного режима и нанесло большой вред стране.

В 1996 г. было подписано соглашение о присоединении Чили к МЕР-КОСУР в качестве ассоциированного члена.

 

Мексика 

В 1950-х гг. экономисты Мексики ориентировались на латиноамериканскую теорию экономического роста, согласно которой индустриализация способна обеспечить независимость Латинской Америки.

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах. В соответствии с этой теорией расширялось государственное влияние на экономику и в 1960-е гг. Мексика из отсталой аграрной страны превратилась в аграрно-индустриальное государство.

После обнаружения в 1977 г. новых нефтяных месторождений страна стала экспортером нефти.

Начиная с 1986 г. Мексика проводит политику открытой экономики и приватизации государственного сектора.

В результате импортной экспансии с национального рынка вытесняется отечественная продукция, что неблагоприятно сказалось на производстве.

Падение курса доллара в 1994 г. вызвало крах на американском рынке облигаций. Учреждение на рынке долгосрочных выгодных ставок побудило ранее выгодные мексиканские вложения устремиться в США. Кризис оказался неожиданным для Мексики.

Поддержка фиксированного курса мексиканского песо стала невозможной. Боясь угрозы сокращения притока иностранных инвестиций, правительство повысило процентные ставки по государственным облигациям.

Для создания видимости благополучия США открыли кредит и на выборах победил кандидат от правящей партии, что означало продолжение курса реформ.

После этого банкиры объявили о значительном снижении уровня валютных резервов и банк Мексики, прекративший интервенции на валютном рынке, провел девальвацию песо почти на 50%.

 

Индия. Либерализация национальной экономики в развивающихся странах

В 1947 г. Индия получила статус независимого государства. Под руководством Неру приступила к индустриализации экономики за счет укрепления государственного сектора и применения перспективного планирования.

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах. Под контролем государства оказались все ключевые отрасли, находившиеся в собственности монополий. Социалистический подход по Неру означал плановое развитие экономики с опережающим развитием госсектора для целей индустриализации.

В течение этапа стабилизации, продолжившегося до середины 1950-х гг., иностранный капитал в Индии был взят под контроль.

Интенсивный этап индустриализации продолжался с середины 1950-х до середины 1960-х гг. В течение этого периода, благодаря политике протекционизма, были созданы импортозамещающие отрасли, продукция которых сокращала импорт.

Далее начался этап подтягивания сельского хозяйства и мелкого производства к крупному.

Начиная с 1985 г. приоритетной целью экономической политики Индии становится развитие инфраструктуры. Нехватка внутренних накоплений определила рост внешней задолженности Индии.

В 1989 г. Индия становится одним из самых больших из развивающихся стран получателем иностранной помощи.

С 1991 г. в стране взят курс на либерализацию национальной экономики, сохраняя при этом валютное и импортное регулирование, контроль за иностранным капиталом для уменьшения его влияния на национальную экономику и ограничения прибыли, уходящей за рубеж.

Большинство крупных предприятий Индии продолжает оставаться в госсекторе. Для их развития используются методы планирования, осуществляются государственные ассигнования через бюджет.

Индия входит в Азиатский клиринговый союз, в котором часть валютных расчетов с Бангладеш, Бирмой, Ираном, Пакистаном и Шри-Ланкой осуществляется на условиях клиринга.

Индия производила двусторонние клиринговые расчеты в индийских рупиях с рядом социалистических стран и с Непалом (по резидентским счетам в индийских рупиях).

 

Южная Корея

Сегодня эта страна относится к числу индустриальных. Однако, учитывая ее колониальное прошлое и рост зависимости от иностранных инвестиций, логично рассмотреть развитие этой страны в данном разделе.

Либерализация национальной экономики в развивающихся странах. На рубеже 1950-60-х гг. Южная Корея находилась на одном из последних мест в списке беднейших стран мирового сообщества. Дефицит торгового баланса ложился тяжелым бременем на национальную экономику, ставя ее в зависимость от иностранной помощи из ООН и США. Безработица охватывала почти половину населения.

После военного переворота в 1961 г. к власти приходит генерал Пак Чжон Хи, который выбирает стратегию быстрого повышения темпов экономического роста за счет централизованного экономического планирования. Главной задачей генерала было заставить бизнес работать на план.

Поэтому свои преобразования генерал начал с ареста ведущих бизнесменов страны и угрозы суда над ними с конфискацией имущества.

Часть средств самых крупных финансовых магнатов генерал конфисковал в пользу государства. Частное предпринимательство было поставлено системой государственного планирования в жесткие рамки, содействующие экономическому прогрессу страны, а не самовозрастанию капитала.

Взамен прежних компаний были учреждены новые, в которых государство получило значительную долю акций.

Весь приток иностранного капитала был поставлен под контроль правительства.

Планирование в Южной Корее включало не только выбор приоритетов экономического развития, но и детализированный инструментарий для своевременного перераспределения ресурсов между отраслями.

Планирование опиралось на жесткую централизацию в руках государства финансовых ресурсов, жесткое налоговое законодательство и жесткий контроль за банковской системой со стороны государственных органов. Судьба каждого предприятия могла решаться из центра.

В течение трех пятилеток (1961-1976) закладывался фундамент индустриализации и увеличивалась занятость населения.

Для улучшения состояния платежного баланса расширялся экспорт. Но нарушение экономического равновесия в пользу промышленности за счет сельского хозяйства привело к увеличению импорта продовольствия.

Сказалось низкое качество планирования и нехватка внутренних накоплений. Высокие темпы развития экономики требовали инвестиций, значительную часть которых составляли иностранные.

Из-за роста цен на ввозимые товары внешнеторговый дефицит страны продолжал увеличиваться. Резкое повышение цен на нефть нарушило все плановые расчеты и вызвало большой рост внешней задолженности. Южная Корея становится на путь экспорт ориентированной экономики.

Четвертый пятилетний план (1977-1981) проходил в условиях очередного скачка цен на нефть и усиления протекционизма в западных странах.

Убийство президента и неурожай 1980 г. усилили экономический кризис.

Целевыми установками пятого пятилетнего плана (1982-1986) становятся либерализация государственного регулирования сфер торговли и финансов для борьбы с инфляцией, сокращения внешней задолженности, улучшения торгового баланса.

При осуществлении шестого пятилетнего плана продолжилась либерализация внешней торговли, финансовых отношений, облегчен доступ иностранных банков на национальный рынок.

Достигнув в 1988 г. положительного сальдо внешнеторгового баланса, нагрузка на финансовую систему Южной Кореи продолжает оставаться значительной из-за большого размера внешнего долга и уплаты процентов по всем займам и кредитам.

Южная Корея является членом межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданного по инициативе Австралии в 1989 г.

Он насчитывает 18 членов: Австралия, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Южная Корея Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сингапур США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Объемы торговли в регионе оцениваются в миллиарды долларов.

Задача АТЭС — стать крупнейшей в мире региональной экономической группировкой и достижения к 2020 г. свободного движения товаров, капиталов и услуг.

Финансовое неблагополучие Южной Кореи и диспропорциональность в ее развитии сделали ее жертвой финансового кризиса, охватившего летом 1997 г. азиатские страны АТЭС.

Во время кризиса внешний долг Южной Кореи достиг 100 млрд. долл. Своевременная выплата долгов Южной Кореей будет зависеть от эффективности ее сотрудничества с МФВ и выполнения ею условий фонда.

 

Индонезия. Либерализация национальной экономики в развивающихся странах

После получения статуса независимости правительство Индонезии стало предпринимать попытки к обеспечению комплексного развития народного хозяйства.

Экономической стратегией Индонезии становится достижение самообеспечения страны продовольствием для сокращения его импорта.

С этой целью составлялись перспективные планы национального развития.

Однако из-за недостаточного уровня производства и качества планирования планы выполнены не были. Государство было вынуждено продолжать закупать значительные размеры этих продуктов за рубежом.

В 1970-х гг. было принято таможенное регулирование и законодательство, стимулирующее местные капиталовложения и ограничивающее иностранные инвестиции.

Правительство предпринимало меры для увеличения производства экспортной продукции, промышленной продукции, для ослабления проблемы безработицы, а также производства риса, размеры производства которого увеличились, но намного отставали от запланированных. Были приняты меры по развитию импортозамещающих отраслей и поддержке позиций местного частного капитала в национальной экономике.

Чтобы избежать сильной зависимости от экспорта нефти и традиционных сельскохозяйственных товаров, в третьей пятилетке (1979/ 1980 — 1983/1984 гг.) был осуществлен переход к этапу экспорт ориентации производства ряда отраслей обрабатывающей продукции.

С этой целью в 1978 г. была девальвирована на 1/3 рупия по отношению к доллару США, но это подстегнуло темпы инфляции.

В начале 1980-х гг. резко активизировался иностранный капитал в добыче нефти и газа, в результате чего Индонезия вышла на одно из первых мест в мире среди производителей и экспортеров природного газа.

Снижение цен на нефть нанесло сильный удар по платежному балансу страны и государственному бюджету.

В 1982 г. валютные запасы страны упали почти вдвое, правительство девальвировало национальную валюту и резко увеличилась внешняя задолженность Индонезии.

Увеличилось налогообложение, стали сокращаться государственные расходы.

В плане (1984/1985 -1988/1989 гг.) вновь была предпринята попытка усиления экспортной ориентации с предоставлением льгот тем инвесторам, кто работает на внешний рынок.

Спад цен на нефть в 1986 г. вызвал еще одну девальвацию рупии. Сохраняя высокую роль государства в экономике страны, все более активно привлекается в страну иностранный капитал.

Очередной этап в конфронтации Ирака с США помог Индонезии увеличить доходы от вывоза нефти, но среднегодовые темпы прироста импорта почти в два раза превышают темпы экспорта.

История международных отношений

Статьи о международных отношениях на diphis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *