Понятие и критерий экономической безопасности

Понятие и критерий экономической безопасности

  • Понятие – экономическая безопасность – употребляется когда процессы в экономике, прямо угрожают безопасности государства.

Понятие

 

Понятие и критерий экономической безопасности

Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной территории.

  • В практической деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько.
  • Исходя из политической стратегии, государство выполняет роль нравственного закона.
  • Поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан, создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого.

 

История демонстрирует возрастающую роль экономики по отношению к политике.

  • Военное противостояние, позиции которого целиком и полностью определяются экономическим потенциалом участвующих в нем сторон.

Расширение военного блока НАТО, в котором членство России и не обсуждается, до границ России, вопреки позиции российского руководства, означает растущую угрозу безопасности России.

  • И здесь мы согласны с теми, кто в качестве основной причины, сделавшей расширение НАТО возможным, называет развал экономики России.

 

Понятие, цели, средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики.

  • Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве.
  • Еще к началу XX в. отечественная экономическая мысль сформулировала важнейшие руководящие принципы экономической политики:
  • принцип эффективности производства 
  • принцип справедливости распределения благ 

 

Принцип эффективности производства

  • Выражается в снабжении граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат, или, что то же самое, в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат.
  • Конечный продукт для граждан государства или конечный продукт непроизводственного назначения, складывается из:
  1. продукта для потребительского рынка;
  2. продукта для развития социальной инфраструктуры (науки, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и связи) и поддержания экологического равновесия;
  3. продукта для содержания институциональной инфраструктуры (органов государственной власти и управления, денежно-кредитной и финансовой систем) и поддержания общественного порядка;
  4. продукта для целей обороны;
  5. продукта для резервов на случай стихийных обстоятельств;
  6. продукта для внешнеэкономической деятельности.

Исходя из государственных приоритетов, определяется распределение национальных ресурсов по каждому непроизводственному направлению конечного продукта.

  • Структуру конечного продукта по каждому непроизводственному направлению определяют эксперты.
  • На потребительском рынке экспертами является все население, «голосующее» за предложенный продукт в рамках своих денежных доходов.
  • Итоги «голосования» выражаются в ценах равновесия, информация по которым используется производителями для оптимизации структуры в направлении роста уровня благосостояния граждан.
  • Однако и здесь государство влияет на определение структуры продукта, чтобы ограничить спрос (например, акцизы на продажу водки, табака и т.д.) и производство некоторых продуктов.
  • В соответствии с принципом эффективности желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, заказанной потребителями.
  • Однако при этом можно нарушить справедливость распределения доходов и стабильность государства.

 

Понятие принципа справедливости распределения благ

Принцип справедливости выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан страны и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства.

  • Страна, в которой быстро увеличиваются темпы экономического роста, но при этом одновременно увеличивается неравенство доходов, неизбежно уходит от справедливости.
  • Усиление социального неравенства внутри государства, способствуя росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности.
  • Поэтому координация роста доходов различных граждан в зависимости от их вклада в рост эффективности производства и сглаживание неравенства доходов граждан страны становятся даже не составной частью внутренней экономической безопасности государства, а ее основой.

В экономической литературе к руководящим принципам экономической политики, помимо эффективности и приемлемого неравенства в распределении доходов, относят еще и стабильность, понимая под нею низкие темпы инфляции, безработицы и экономического роста.

  • Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста начнется резкое их замедление с последующим кризисом перепроизводства.
  • Для гарантии стабильности нужен не быстрый рост, а устойчивое увеличение темпов экономического роста.
  • Это предполагает как развитие отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики.
  • Достижение полной занятости, исходя из динамики структуры конечного спроса.
  • При таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильность национальной валюты.

 

Понятие – Эффективная национальная стратегия.

Эффективная национальная стратегия — это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

  • Специфика климата, природной среды и размещения ресурсов, а также экономической политики государства, ограничивающей мобильность факторов производства за рубеж, определяет существование разницы между международным обменом и обменом внутри одной страны, внутри единого национального рынка.

 

Любое государство стремится извлечь максимальную выгоду от международного обмена.

Исторический опыт свидетельствует, что при неравномерности экономического развития различных государств, более развитая в экономическом отношении страна стремится воспрепятствовать развитию передовых отраслей производства у более слабых партнеров.

  • Сохраняя таким образом источник снабжения дешевым сырьем и рынок сбыта для своих готовых продуктов.
  • Для закрепления существующего международного разделения труда экономически развитая страна поощряет отстающие страны следовать принципу свободы международной торговли, не забывая при этом о защите своего рынка от сильных конкурентов.
  • Наоборот, отстающая страна, пытаясь поддержать неконкурентоспособные производства, обеспечивающие реализацию эффективной национальной стратегии, провозглашает протекционизм, одновременно реализуя принципы свободной торговли для тех товаров, где ей выгодно.

 

Разумная мера открытости или защиты национального рынка зависит от национальной стратегии.

Проводить защиту национальных интересов можно только цивилизованным путем, посредством переговоров, а не оружием или дипломатией кнута.

Понятие национальной стратегии

Россия обладая огромной территорией с умеренным климатом, огромными запасами топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств, высочайшим уровнем интеллектуального потенциала, имеет все необходимое для выбора и реализации эффективной национальной стратегии.

  • Национальные интересы такого крупного государства, как Россия, не могут не учитываться международными партнёрами.

 

Критерии экономической безопасности государства

Критерием экономической безопасности государства, служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней как внутри государства, так и со стороны международных организаций.

  • Несоответствие экономической политики эффективной национальной стратегии, как и потеря доверия к ней внутри или вне государства, служит серьезным сигналом для властных структур об угрозе безопасности государству.

Наиболее важным является соответствие экономического курса эффективной национальной стратегии.

  • Лежащий в ее основе принцип справедливости даст власти нужный кредит доверия для проведения чрезвычайных мер по радикальной смене экономического курса.

 

Понятие и критерий экономической безопасности. Резюме

Введение понятия экономической безопасности государства означает признание экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства.

  • Разумная мера открытости или защиты национального рынка зависит от национальной стратегии.

 

  • Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней, как внутри государства, так и со стороны международных организаций.

История международных отношений

Карта сайта – статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *