Заключение о всеобщем и полном разоружении (1963год)

Заключение о всеобщем и полном разоружении (1963год)

После длительных переговоров СССР с США, Англией и Францией о прекращении испытаний ядерного оружия, выяснилось, что ввиду позиции западных держав невозможно заключить соглашение о запрещении всех испытаний ядерного оружия, Советское правительство напомнило о своей готовности заключить договор о прекращении ядерных испытаний в трёх средах — в атмосфере, в космосе и под водой.

Переговоры ведись по этому вопросу в 1962—1963 годах в Комитете 18 государств по разоружению.

При этом было подчеркнуто, что, поскольку западные державы заявляли неоднократно о ненужности какой-либо инспекции для контроля за прекращением этих испытаний, имеется возможность без промедления заключить соглашение на этот счет.

Одновременно была выдвинута идея о том, чтобы вместе с заключением соглашения о прекращении испытаний был заключён пакт о ненападении между странами Варшавского Договора и странами, входящими в НАТО.

В результате переговоров по дипломатическим каналам было согласовано, что для обмена мнениями по этим вопросам в Москву прибудут специальные представители правительств США и Великобритании.

14 июля 1963 г. эти представители: заместитель Государственного секретаря США А. Гарриман и министр по вопросам науки Великобритании лорд Хейлшем — прибыли в Москву.

15 июля они были приняты Председателем Совета Министров, который изложил А. Гарриману и лорду Хейлшему соображения Правительства СССР относительно договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трёх средах, а также договора о ненападении между НАТО и странами Варшавского Договора.

В дальнейшем почти каждый день в МИД СССР происходили встречи министра иностранных дел СССР А. А. Громыко с А. Гарриманом и лордом Хейлшемом.

В этих встречах, которые носили неформальный характер (без протоколов и т. п.) с обеих сторон, участвовали советники.

После каждой встречи публиковалось краткое коммюнике, которое отражало определенные этапы обмена мнениями между участниками встреч.

Так, после второй встречи 17 июля в коммюнике говорилось, что её участники «достигли прогресса в подготовке некоторых положений соглашения о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой».

О встрече 20 июля – говорилось уже, что министры и их советники «обсуждали проект соглашения о запрещении ядерных испытаний».

Другими словами, если при первых встречах имел место общий обмен мнениями и обсуждались отдельные положения будущего возможного соглашения, то через несколько дней речь шла уже о конкретном проекте соглашения.

Действительно, Советское правительство уже в самом начале переговоров внесло свой проект договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, а представители США и Великобритании — свой проект такого договора.

В ходе переговоров был выработан текст договора, который включал положения как одного, так и другого проектов, причем появились и некоторые новые статьи и положения.

По настоянию советской стороны, например, в преамбулу договора была включена фраза: «Провозглашая своей главной целью скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении», что подчеркивало дальнейшее направление и главную задачу борьбы в интересах укрепления мира.

В преамбуле и ст. 1 было также указано на то, что участники договора будут стремиться «к запрещению навечно всех испытательных ядерных взрывов, включая все такие взрывы под землей», что имело важное значение для последующих усилий государств с целью полного запрещения всех ядерных испытаний.

Немаловажное значение имело и то положение ст. 3 договора, в котором говорилось, что он будет «открыт для подписания его всеми государствами».

Эта формула впервые в послевоенное время была внесена США и Великобританией в международный договор, ибо, как правило, западные державы не допускали подписания договоров государствами, которые ими не признавались или которые не были членами ООН и специализированных учреждений ООН.

Благодаря такой формуле Германская Демократическая Республика, например, получила законное право подписать этот важный международный документ, что она и сделала уже 8 августа, то есть в первый день открытия договора для подписания.

Наряду с работой над договором о запрещении ядерных испытаний на встречах министров и их советников шло обсуждение вопроса о заключении пакта о ненападении, проект которого был представлен советской стороной.

В результате обсуждения было согласовано положение совместного заключительного коммюнике от 25 июля, в котором говорилось: «Главы трёх делегаций обсудили советское предложение относительно Пакта о ненападении между участниками Организации Североатлантического Договора и участниками Варшавского Договора.

Три Правительства согласились полностью проинформировать своих соответствующих союзников в двух организациях относительно этих переговоров и проконсультироваться с ними о продолжении обсуждения этого вопроса с целью достижения удовлетворительного для всех участников соглашения».

Таким образом, США и Великобритания взяли на себя обязательство вернуться к обсуждению вопроса о пакте после консультации со своими союзниками по НАТО, чтобы завершить его удовлетворительным для всех соглашением.

После выработки приемлемого для трёх держав текста договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах он был парафирован (т. е. на тексте договора были поставлены инициалы представителей государств — его участников) 25 июля представителями СССР (А. Громыко), США (А. Гарриманом) и Великобритании (лордом Хейлшемом), после чего последние вылетели в свои столицы, чтобы доложить о результатах переговоров своим правительствам.

После докладов А. Гарримана и лорда Хейлшема правительства США и Великобритании одобрили текст договора и командировали соответственно Государственного секретаря США Д. Раска и министра иностранных дел Великобритании лорда Хьюма для подписания договора в Москву.

5 августа 1963 г. в Кремле состоялось подписание договора министрами СССР, США и Великобритании в присутствии руководителей партии и Советского правительства.

На подписании присутствовал также специально приглашенный тремя правительствами Генеральный секретарь ООН У Тан.

Оценивая значение подписанного договора, следует подчеркнуть, что этот договор представляет собой документ большого международного значения, и заключение его означает крупный успех всех людей доброй воли, которые на протяжении многих лет вели активную борьбу за прекращение ядерных испытаний, за разоружение, за мир и дружбу между народами.

В то же время прекращение ядерных испытаний не означает разоружения и даже не может остановить процесс накопления государствами все больших запасов ядерного оружия, но заключенный договор оказал положительное воздействие на международный климат, на отношения между государствами, ибо появились первые ростки доверия и сделан первый шаг в направлении ослабления международной напряженности.

С положительной оценкой договора выступили руководители почти всех государств мира, и его подписали в 1963 году 107 государств.

Договор был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, Сенатом США и королевой Великобритании, после чего 10 октября одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне произошел обмен ратификационными грамотами. С этого дня договор вступил в силу.

Против этого договора выступили, с одной стороны, так называемые «бешеные» в США, западногерманские реваншисты и официальное агентство Франции — Франс Пресс, которое заявило еще 19 июня, будто цель Московского договора «увековечить атомную монополию некоторых держав». Французское правительство отказалось подписать договор.

Коллективное мнение социалистических стран относительно значения заключенного договора было выражено в Решении Совещания первых секретарей Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий и глав правительств государств — участников Варшавского Договора в Москве от 25 июля 1963 г.

В этом Решении говорилось: «Достижение договоренности по вопросу о запрещении ядерных испытаний является результатом последовательного миролюбивого внешнеполитического курса Советского Союза и всех социалистических стран, успехом ленинской политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Совещание считает, что этот договор будет способствовать разрядке международной напряженности и явится положительным фактором в борьбе народов за мир и против угрозы новой мировой войны».

Эта оценка полностью подтвердилась всем последующим ходом международных событий.

Опыт переговоров по подготовке этого важного международного документа, ставшего определенной вехой в развитии к улучшению международных отношений, является блестящей иллюстрацией плодотворности политики мирного сосуществования и решения спорных международных вопросов путем переговоров.

История Дипломатии – список статей

История Международных отношений – статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *