Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (август 1963)

Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (август 1963)

Заключение Договора об ограничении испытаний

  • Изменение соотношения сил в мире в пользу «сил мира и прогресса», духом искренней восторженной веры в которое пропитана новая программа КПСС 1961 г., перестало казаться Никите Сергеевичу Хрущеву бесспорной истиной и основанием, чтобы говорить с США языком революционного натиска.
  • Идея динамичной конкуренции с США начинает отступать на задний план, и советское руководство постепенно обращается к логике признания глобального статус-кво.

 

Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (август 1963). Из истории

  • Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия. Применительно к переговорам о запрете испытаний признание статус-кво означало фиксацию соотношения переговорных позиций, достигнутых сторонами за несколько предшествовавших лет диалога.
  • СССР стало понятно: ни при каких обстоятельствах Запад не согласится отказаться от совершенствования ядерного оружия и не пойдет на полный запрет ядерных испытаний. Следовательно, требовалось пойти на компромисс.
  • Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия. Вопрос о договоре обсуждался со второй половины 1950-х годов.

 

В мае 1955 г. СССР выступил с инициативой прекращения ядерных испытаний вообще.

  • Страны НАТО сочли эту идею слишком радикальной. Они не собирались отказываться от проведения испытаний в принципе, поскольку без испытаний было невозможно проводить работы по совершенствованию ядерных вооружений.
  • Но западные государства соглашались говорить о введении частичных запретов на испытания таким образом, чтобы вывести из-под ограничений подземные взрывы. 
  • СССР продолжал настаивать на запрете всех взрывов. Запад возражал, указывая на невозможность контролировать исполнение запрета на проведение подземных взрывов без проверок в районах, относительно которых могут появляться подозрения о скрытном проведении там подземных испытаний.
  • Советский Союз был против иностранных инспекций на своей территории и считал возможным отслеживать соблюдение запрета подземных испытаний национальными сейсмическими средствами. В ответ раздавались ссылки на несовершенство аппаратуры улавливания подземных взрывов.
  • Пытаясь найти компромисс, СССР согласился было на проведение на своей территории трех инспекций в год. Но американская сторона требовала не менее семи (американские военные настаивали даже на 20 ежегодных проверках).
  • Между тем атомные взрывы в атмосфере, на поверхности земли и под водой, как было установлено, вызывали радиоактивное заражение воздушных масс, почв и вод мирового океана.
  • Это наносило ущерб окружающей среде и представляло опасность для жизни и здоровья людей, которые могли подвергнуться воздействию радиоактивности в результате миграции зараженных частиц из мест проведения взрывов в любые районы мира.
  • Международное общественное мнение, пацифистские организации, широкие круги избирателей в западных странах были обеспокоены угрозой распространения радиации и оказывали давления на свои правительства в интересах взаимоприемлемого решения проблемы.
  • Несмотря на разногласия, в октябре 1958 г. в Женеве переговоры о запрете испытаний начались. Они были перенесены в Комитет 18 государств по разоружению, где протекали очень трудно.

 

Резолюция ООН с призывом прекратить испытания атомного оружия с 1 января 1963 г.

Осенью 1961 г. XVI сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию с призывом прекратить испытания атомного оружия с 1 января 1963 г.

Однако на переговорах возник тупик, выйти из которого без дополнительного стимула было трудно. Карибский кризис стал таким стимулом.

  1. Во-первых, потому что события 1962 г. всколыхнули страхи по поводу разрушительных последствий войны для ее непосредственных участников и третьих стран, которым в случае ядерного конфликта была уготована роль жертв радиоактивного заражения.
  2. Во-вторых, сверхдержавы нуждались в крупном шаге, который мог символизировать их решимость снизить вероятность всеобщей войны. Ограничение гонки ядерных вооружений, а запрет испытаний был одним из его инструментов, являлось в этом смысле подходящим средством предоставить друг другу взаимные заверения в отсутствии враждебных намерений.
  3. В-третьих, не заявляя о том открыто, Советский Союз фактически пришел к параллельному с США пониманию перспектив развития ситуации в сфере гонки ядерных вооружений и отказался от демонстративных попыток ее остановить. Кроме того, в начале 60-х годов была уже освоена технология проведения атомных взрывов в специально сооружаемых подземных шахтах, радиоактивные выбросы от которых были многократно меньше по сравнению с испытаниями под водой, на поверхности земли и в атмосфере. Новация позволяла вытеснить ядерные испытания под землю, изменив технические параметры гонки вооружений. Обе державы согласились с переносом испытаний под землю, получив возможность продолжать осуществление своих ядерных программ, снизив ущерб от их реализации для гражданского населения и природной среды.
  4. В-четвертых, к 1963 г. державы усовершенствовали средства сейсмической разведки. Перевод испытаний в скрытый режим перестал пугать Советский Союз. Обе державы уже могли вести мониторинг подземных испытаний, проводимых соперником, со своей национальной территории с высокой степенью достоверности.

 

К началу 60-х годов 20 века в мире существовало четыре ядерные державы.

  1. США испытали атомную бомбу в 1945 г.,
  2. СССР – в 1949,
  3. Великобритания – в 1952,
  4. Франция – в 1960.
  • Китай работал над созданием атомной бомбы, но смог провести ядерное испытание только в 1964 г.
  • Для того чтобы ограничения на испытания атомного оружия приобрели всеобъемлющий и комплексный характер, в переговорный процесс следовало вовлечь все ядерные державы и КНР.
  • Но Франция отказывалась принимать на себя ограничения в вопросах ядерного строительства, ссылаясь на свое отставание от других стран.
  • Китайская Народная Республика рассматривала приобретение атомной бомбы как важнейшее средство обеспечения своей национальной безопасности в условиях высокой, как утверждали китайские руководители, вероятности войны с внешним врагом (в начале 1960-х годов под ним подразумевались Соединенные Штаты).

 

В июле 1963 г. СССР снял возражения против предложений об исключении из проекта договора пункта о запрете подземных испытаний.

5 августа в Москве Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой был подписан.

10 октября он вступил в силу после его ратификации тремя первоначальными участниками – СССР, США и Великобританией.

  • Договор был бессрочным и носил открытый характер: к нему могли присоединяться другие государства.
  • В дальнейшем число участников превысило 100 государств. Франция и КНР Договор не подписали.
  • Участие в договоре ущемляло бы и права Франции, ориентированной на создание независимого ядерного потенциала.

 

Ядерное оружие в 2021 году имели 10 стран

  1. Россия
  2. США
  3. Франция
  4. Китай
  5. Великобритания
  6. Пакистан
  7. Индия
  8. Израиль
  9. КНДР
  10. Иран

История международных отношений

История дипломатии

Карта сайта – список статей  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *