Опыт переговоров и международных совещаний 1960 — 1970-х годов.
Переговоры по разоружению — причины и опыт переговоров
- После провала парижского совещания в верхах в мае 1960 года.
- В следствии политики США против Советского Союза.
- После роспуска Комитета 10 государств по разоружению в июне 1960 года.
- Начались поиски новых путей переговоров по международному вопросу.
Программа всеобщего и полного разоружения, выдвинутая Советским Союзом на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 году, завоевала широкую поддержку.
Учитывая всё нарастающее давление мирового общественного мнения, Правительство США встало на путь переговоров прежде всего с Советским Союзом, чтобы выявить возможности достижения такого соглашения.
Опыт переговоров США и СССР
- В результате договоренности между правительствами США и СССР двусторонние переговоры были проведены в Вашингтоне, Москве и в Нью-Йорке летом и осенью 1961 года.
Ко дню открытия XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН правительствами США и СССР было подготовлено «Совместное заявление о согласованных принципах для переговоров по разоружению».
Заявление было представлено 20 сентября 1961 года постоянными представителями СССР и США на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.
Этот документ был единогласно одобрен 20 декабря 1961 года Генеральной Ассамблеей как основа для переговоров о разоружении.
В состав комитета для переговоров вошли представители 18 государств
Представители пяти социалистических государств — Болгарии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии.
Представители пяти капиталистических государств Запада — Италии, Канады, Великобритании, США, Франции.
Представители восьми развивающихся стран — Бирмы, Бразилии, Индии, Мексики, Нигерии, Египта, Швеции и Эфиопии.
Этот комитет, известный под названием Комитета 18-ти, начал работу в Женеве 14 марта 1962 г.
Было признано целесообразным, чтобы постоянное руководство работой Комитета осуществлялось его двумя постоянными сопредседателями — СССР и США.
Равенство сил
Выделение двух сопредседателей, представляющих, с одной стороны, группу социалистических стран, а с другой— группу западных капиталистических стран, явилось прямым показателем равенства сил двух лагерей и признанием необходимости равноправного их сотрудничества в решении вопросов разоружения.
Опыт переговоров дополнялся установленным порядком работы
23 марта Комитетом был утвержден подготовленный двумя сопредседателями порядок его работы.
Порядок устанавливал, что «на пленарных заседаниях Комитет должен незамедлительно приступить к выполнению своей главной задачи — достижения соглашения о всеобщем и полном разоружении»
Проекты договора
- В качестве основного документа для рассмотрения фактически был представлен лишь один проект договора о всеобщем и полном разоружении.
- Он был внесён 15 марта министром иностранных дел СССР А. А. Громыко на втором заседании Комитета.
- Представленная США в сентябре 1961 года программа всеобщего и полного разоружения в условиях мира во всем мире не могла служить должной основой для конкретного обсуждения, ибо носила слишком общий характер.
- Вследствие чего делегация США вынуждена была через месяц после начала работы Комитета представить 18 апреля 1962 года свой новый документ. Схему основных положений договора о всеобщем и полном разоружении в условиях мира во всем мире, построенный по типу советского проекта договора.
Комитет 3-х
В дальнейшем три ядерные державы — СССР, США и Англия составили специальный комитет — Комитет 3-х, который обсуждал вопрос о прекращении ядерных испытаний, докладывая периодически пленуму Комитета о результатах своей работы.
- Франция уклонилась от участия как в этом Комитете 3-х, так и в Комитете 18-ти.
Опыт переговоров включал — критику
В ходе работы Комитета выявилась тенденция западных держав уклоняться от конкретного рассмотрения проекта договора о всеобщем и полном разоружении.
- Ограничиваться обсуждением некоторых общих принципов будущего договора, хотя основные принципы переговоров уже были согласованы и одобрены Генеральной Ассамблеей ООН.
СССР и другие социалистические государства исходили из того, что главной задачей первого этапа всеобщего разоружения является ликвидация возможности возникновения ядерной войны.
- В соответствии с чем в советском проекте договора первый этап предусматривал ликвидацию всех средств доставки ядерного оружия, иностранных военных баз и решительное сокращение вооруженных сил и вооружений великих держав — США, СССР и других.
Вся программа не была рассчитана на ликвидацию опасности ядерной войны.
Становилось ясно, что при таком подходе западных держав нельзя будет добиться соглашения о прекращении всех испытаний и что надо искать возможности заключения хотя бы частичного соглашения, что и было сделано в результате инициативы Советского Союза.
- В Комитете 18-ти вследствие негативной позиции западных держав по ряду основных вопросов разоружения не удалось достичь каких-либо соглашений по главным вопросам.
Ход переговоров позволил выявить позиции сторон, предварительно согласовать некоторые общие положения проекта договора и показать Генеральной Ассамблее ООН.
Расхождения по ряду вопросов. Опыт переговоров и международных совещаний 1960 — 1970-х годов.
На XVII и XVIII сессиях Генеральной Ассамблеи ООН советская делегация показала свою готовность устранить выявленные в ходе переговоров в Комитете 18-ти расхождения по ряду вопросов.
В частности, в вопросе о сохранении в процессе разоружения так называемого «ядерного зонтика» из ограниченного числа ракет у СССР и США для известной гарантии взаимной безопасности, а также в вопросе о методике сокращения обычных вооруженных сил и вооружений.
- Однако западные делегации такой готовности не проявили. Это является лишним доказательством действительных намерений каждой из сторон.
Опыт многосторонних переговоров в Комитете 18-ти может оказаться полезным на последующем этапе развития международных отношений.
Заключение Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
- После длительных переговоров СССР с США, Англией и Францией о прекращении испытаний ядерного оружия, после переговоров по этому вопросу в 1962—1963 годах в Комитете 18 государств по разоружению — выяснилось, что ввиду позиции западных держав невозможно заключить соглашение о запрещении всех испытаний ядерного оружия.
Советское правительство напомнило о своей готовности заключить договор о прекращении ядерных испытаний в трех средах — в атмосфере, в космосе и под водой.
В результате переговоров по дипломатическим каналам было согласовано, что для обмена мнениями по этим вопросам в Москву прибудут специальные представители правительств США и Великобритании.
1963 год
- 14 июля 1963 года представители:
- Заместитель Государственного секретаря США А. Гарриман.
- Министр по вопросам науки Великобритании лорд Хейлшем — прибыли в Москву.
15 июля они были приняты Председателем Совета Министров, который изложил А. Гарриману и лорду Хейлшему соображения Правительства СССР относительно договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах, а также договора о ненападении между НАТО и странами Варшавского Договора.
В дальнейшем почти каждый день в МИД СССР происходили встречи министра иностранных дел СССР А. А. Громыко с А. Гарриманом и лордом Хейлшемом.
- Если при первых встречах имел место общий обмен мнениями и обсуждались отдельные положения будущего возможного соглашения, то через несколько дней речь шла уже о конкретном проекте соглашения.
Действительно, Советское правительство уже в самом начале переговоров внесло свой проект договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а представители США и Великобритании — свой проект такого договора.
- В ходе переговоров был выработан текст договора, который включал положения как одного, так и другого проектов, причем появились и некоторые новые статьи и положения.
По настоянию советской стороны, например, в преамбулу договора была включена фраза:
«Провозглашая своей главной целью скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении», что подчеркивало дальнейшее направление и главную задачу борьбы в интересах укрепления мира.
- В преамбуле и ст. 1 было также указано на то, что участники договора будут стремиться «к запрещению навечно всех испытательных ядерных взрывов, включая все такие взрывы под землей», что имело важное значение для последующих усилий государств с целью полного запрещения всех ядерных испытаний.
Немаловажное значение имело и то положение ст. 3 договора, в котором говорилось, что он будет «открыт для подписания его всеми государствами».
- Эта формула впервые в послевоенное время была внесена США и Великобританией в международный договор.
Благодаря такой формуле Германская Демократическая Республика получила законное право подписать этот важный международный документ, что она и сделала уже 8 августа, то есть в первый же день открытия договора для подписания.
- Наряду с работой над договором о запрещении ядерных испытаний на встречах министров и их советников шло обсуждение вопроса о заключении пакта о ненападении, проект которого был представлен советской стороной.
В результате обсуждения было согласовано положение совместного заключительного коммюнике от 25 июля, в котором говорилось: «Главы трех делегаций обсудили советское предложение относительно Пакта о ненападении между участниками Организации Североатлантического Договора и участниками Варшавского Договора.
- Три Правительства согласились полностью проинформировать своих соответствующих союзников в двух организациях относительно этих переговоров и проконсультироваться с ними о продолжении обсуждения этого вопроса с целью достижения удовлетворительного для всех участников соглашения».
Таким образом, США и Великобритания взяли на себя обязательство вернуться к обсуждению вопроса о пакте после консультации со своими союзниками по НАТО, чтобы завершить его удовлетворительным для всех соглашением.
После выработки приемлемого для трех держав текста договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах он был парафирован.
На тексте договора были поставлены инициалы представителей государств — его участников.
25 июля представителями СССР (А. Громыко), США (А. Гарриманом) и Великобритании (лордом Хейлшемом).
После чего последние вылетели в свои столицы, чтобы доложить о результатах переговоров своим правительствам.
- После докладов А. Гарримана и лорда Хейлшема правительства США и Великобритании одобрили текст договора.
- И командировали соответственно Государственного секретаря США Д. Раска и министра иностранных дел Великобритании лорда Хьюма для подписания договора в Москву.
5 августа 1963 года в Кремле состоялось подписание договора
5 августа 1963 г. в Кремле состоялось подписание договора министрами СССР, США и Великобритании в присутствии руководителей партии и Советского правительства.
На подписании присутствовал также специально приглашенный тремя правительствами Генеральный секретарь ООН У Тан.
Оценивая значение подписанного договора, следует подчеркнуть, что этот договор представляет собой документ большого международного значения.
Заключение его означает крупный успех всех людей доброй воли, которые на протяжении многих лет вели активную борьбу за прекращение ядерных испытаний, за разоружение, за мир и дружбу между народами.
- В то же время прекращение ядерных испытаний не означает разоружения.
- Даже не может остановить процесс накопления государствами все больших запасов ядерного оружия.
Заключенный договор оказал положительное воздействие на международный климат, на отношения между государствами, ибо появились первые ростки доверия и сделан первый шаг в направлении ослабления международной напряженности.
С положительной оценкой договора выступили руководители почти всех государств мира, и его подписали в 1963 году 107 государств.
Договор был ратифицирован и вступил в силу
- Договор был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, Сенатом США и королевой Великобритании.
- 10 октября одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне произошел обмен ратификационными грамотами.
- С этого дня договор вступил в силу.
В решении говорилось: «Достижение договоренности по вопросу о запрещении ядерных испытаний является результатом последовательного миролюбивого внешнеполитического курса Советского Союза и всех социалистических стран, успехом ленинской политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
Совещание считает, что этот договор будет способствовать разрядке международной напряженности и явится положительным фактором в борьбе народов за мир и против угрозы новой мировой войны».
Эта оценка полностью подтвердилась всем последующим ходом международных событий.
- Опыт переговоров по подготовке этого важного международного документа, ставшего определенной вехой в развитии к улучшению международных отношений, является блестящей иллюстрацией плодотворности политики мирного сосуществования.
Решения спорных международных вопросов путем переговоров.