Внутренняя дипломатия

Внутренняя дипломатия

  • Самостоятельный раздел античной дипломатии представляет внутренняя дипломатия.
  • Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигает в период Римской империи.

Внутренняя дипломатия

 

Внутренняя дипломатия.

При неопределенности отношений между отдельными частями и центром в Римской империи невозможно установить точную грань ни между ее внутренней и внешней политикой, ни между внутренней и внешней дипломатией.

  • Переход от Республики — города-государства — к мировой Средиземноморской державе был длительным процессом.
  • Римская абсолютная монархия в собственном смысле, или Доминат, сложилась лишь в III веке нашей эры.
  • Предшествующие два столетия могут быть рассматриваемы, как переходный период от Республики к Доминату.

 

Римская империя при Принципате.

В отличие от Домината первые века (I век) носят название времен Принципата.

При Принципате Римская империя представляла сложный мир самых разнообразных политических единиц — провинций, муниципий, всевозможных союзов и корпораций. Правильнее всего Принципат рассматривать как федерацию более или менее самостоятельных городов (муниципиев).

  • С точки зрения государственного права Рима каждый муниципий и даже более мелкие единицы рассматривались, как самостоятельные политические тела, как бы государства в государстве.
  • Посольства при Империи играли большую роль, чем при Республике. Они связывали центр с провинциями, а провинции — друг с другом и со всем миром.
  • Дипломатические нити протягивались по всему «кругу земель» и выходили далеко за его пределы.
  • Посольства отправлялись по самым разнообразным поводам: по случаю какого-либо важного события в императорской фамилии, со всякого рода просьбами, жалобами и судебными спорами.

При Калигуле, например, в Рим прибыло греческое посольство, чтобы поздравить нового императора со вступлением на престол.

Через послов города и корпорации добивались снижения налогов, денежной помощи фиска — на постройку общественных зданий, храмов в честь императора, бань и дорог, гимназий и т. д.

  • Всякого рода конфликты, судебные процессы и жалобы на неправильные действия центральных и местных властей также доводились до сведения высшей власти при помощи посольств.

 

Обмен посольствами происходил не только между провинциями и центром, но и между отдельными муниципиями и корпорациями.

Связь между христианскими общинами тоже поддерживалась при посредстве посольств. Этим объясняется тот на первый взгляд странный и интересный факт, что почти вся христианская терминология — апостол (посланник), пресвитер (пресбейс — посол), символ (symbola) и т. д. — заимствована из дипломатического языка Римской империи.

 

В своем развитии внутренняя дипломатия Рима прошла несколько этапов.

В республиканский и ранний императорский период посольства были сравнительно редким делом. Послом мог быть всякий гражданин, который обладал необходимыми для этого средствами и досугом.

  • Никаких специальных знаний от него не требовалось. Участвовать же в посольской делегации, посетить Рим и быть на приеме у самого императора считалось величайшей честью для всякого провинциала.
  • Лица, успешно выполнившие возложенные на них миссии, становились патронами данного города, пользовались почетом и уважением. В честь их устраивались празднества, воздвигались памятники и статуи.

Избрание в посольскую делегацию рассматривалось как начало большой карьеры данного лица. Главами провинциальных посольств обычно бывали члены муниципальных курий (городских сенатов), которые впоследствии становились имперскими сенаторами, членами римского Сената.

  • Все расходы, связанные с посольством, возлагались на самих делегатов; поэтому естественно, что послами могли быть лишь самые богатые люди, принадлежавшие к первому классу муниципальных курий.

Первые императоры, которые еще не особенно прочно чувствовали себя на троне, охотно принимали провинциальные делегации, поощряя их, и расходы на содержание делегатов в Риме брали на свой собственный счет или на счет государства.

С течением времени, однако, щедрость императоров к притекавшим в Рим со всех сторон легатам стала ослабевать. Это объяснялось двумя главными причинами: увеличением расходов императорского фиска (государственной казны) и чрезвычайным возрастанием числа посольств.

 

О посольствах.

  • При реконструкции сгоревших во время гражданской войны 68 — 69 гг. зданий на Капитолии Веспасиан извлек три тысячи бронзовых досок, на которых были записаны государственные документы.

Большую их часть, несомненно, составляли договоры (foedera) и всякого рода другие дипломатические акты.

Три тысячи бронзовых таблиц составляли лишь незначительную часть колоссального государственного архива Рима, помещавшегося на Капитолии.

Ввиду огромного наплыва посольств императоры вынуждены были изыскивать меры сокращения расходов фиска на приемы и содержание послов.

Начало этому положил эдикт Флавия Веспасиана, ограничивавший число членов посольства тремя лицами.

  • Последующие императоры продолжили и расширили ограничительные меры Веспасиана. Постепенно начали не только регулировать число членов посольства, но и ограничивать самое «право посольства» муниципий и других общественных корпораций.
  • Отчасти это делалось в интересах самих названных организаций, главным же образом по соображениям экономии императорского фиска.

Так, Траян освободил все муниципии провинции Мезии от необходимости снаряжать поздравительные посольства к наместнику названной провинции. «Пусть, — пишет он в одном из своих писем Плинию, — начальник Мезии (Moesiae praeses) извинит, если его будут почитать с меньшими расходами».

 

Важнейшую дату в истории римской дипломатии и провинциального управления составляет Эдикт Феодосия I.

  • Феодосии ответственность за посылку легаций возложил на префекта претория. В столицы Империи, Рим и Константинополь, допускались лишь те посольства, которые были достойны внимания императора.
  • Ограничение права посольства наносило удар автономии местных общественных мирков, превращало легации в колеса государственной машины, а легатов — в государственных чиновников.
  • В соответствии с этим изменялся и личный состав посольств. По мере увеличения числа посольств и охлаждения к ним императоров участие в посольской делегации из права превращалось в обязанность.
  • Богатые люди, сенаторы первого ранга местных курий (priores) под различными предлогами уклонялись от высокой чести участвовать в посольской миссии.
  • При Доминате в связи с повышением государственных налогов и поборов легации превратились в одну из наиболее тяжелых повинностей римских граждан.

 

Личный состав посольств.

Личный состав посольств менялся и потому, что при массе и разнообразии вопросов от него требовались профессиональные качества, знание законов, посольской техники и красноречие.

Всем этим требованиям лучше всего могли удовлетворить лица с юридическим образованием (адвокаты), окончившие юридические школы и школы красноречия.

Муниципии и корпорации ставили адвокатов и риторов (профессоров красноречия) во главе посольств и поручали им ведение дел.

Все расходы по снаряжению посольств и оплате адвоката падали на муниципальные курии и корпорации.

Многие из адвокатов на посольских делах наживали большое состояние и удостаивались высокого почета.

 

 

Литература

  • Потемкин Владимир Петрович. Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. Внутренняя дипломатия.

 

Дипломатия Древнего Рима

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *