Дипломатические представительства СССР и других стран социализма за границей
Из истории: Дипломатические представительства СССР
- Осуществление задач внешней политики Советского государства, как и других социалистических государств, являлось функцией не только центральных органов внешних сношений.
- Задачи внешней политики осуществлялись также и зарубежными органами внешних сношений государства.
Центральное место среди зарубежных органов внешних сношений занимает дипломатическое представительство в виде посольства или миссии.
Основные дипломатические функции посольства и миссии
Одной из основных функций посольства и миссии является повседневная связь с ведомством иностранных дел, с правительством, парламентом и общественными кругами страны пребывания, а также с иностранными представительствами в данной стране.
- Эта связь имеет определенную направленность.
- Она заключается в изучении политического и экономического положения страны пребывания.
- В информировании своего правительства об экономическом и политическом положении данной страны.
- В изучении ее внешней политики с целью возможного развития сотрудничества с этой страной, а также в защите прав и интересов граждан и юридических лиц своего государства.
- Для стран, в которых существует государственная монополия внешней торговли, а такими странами являлись СССР и другие социалистические страны, характерно наличие за границей торгового представительства.
- Торговое представительство представляет государство в такой важной области внешних экономических сношений, как торговля.
Поскольку в СССР существовала государственная монополия внешней торговли, Советское государство было представлено перед иностранным государством в лице торгпредства.
В Советском Союзе, где действовала монополия внешней торговли, никакому отраслевому министерству, никакому предприятию или местному хозяйственному органу не могло быть поручено ведение торговых операций.
Поэтому работал единый централизованный аппарат— Министерство внешней торговли СССР, которое имело непосредственную связь с отдельными хозяйственными объединениями, участвующими во внешней торговле.
- В странах, с которыми торговые отношения СССР находились в самой первоначальной стадии, Советский Союз имел торговых агентов, торговых атташе.
Весь персонал дипломатического представительства СССР, как и других социалистических стран, можно разделить на две основные категории работников — дипломатический состав и технический состав.
Дипломатический состав посольства и миссии — это посол (посланник), советник-посланник и другие дипломатические работники.
Советник-посланник в крупных советских посольствах — это второе лицо после посла, который имеет ранг посланника и является первым советником посла.
Советский Союз имеет советников-посланников в наиболее крупных, а также имеющих важное значение странах, например в США, Англии, Франции, ФРГ, КНР, ГДР и др. Затем идут советники по отдельным вопросам.
Это — дипломатические советники, непосредственно ведущие дипломатическую работу. В ряде стран имеются также советники по вопросам культуры, науки и техники. Они подразделяются иногда по специальностям; есть советники по промышленности, по сельскому хозяйству.
- Дальше идут первые, вторые, третьи секретари и атташе посольства или миссии.
Атташе имеют различные функции.
Пресс-атташе, например, занимается вопросами прессы и связан с отделами печати соответствующих МИД и корреспондентами местных и иностранных газет.
Иногда обязанности пресс-атташе выполняет более старший дипломатический работник — в ранге первого или второго секретаря.
Торговые атташе — младшая должность в торговых делах, если нет торгового представительства и если нет торгового советника.
Наконец, может быть военный атташе, военно-морской и военно-воздушный атташе, или военный атташе с двумя помощниками: по военно-морским и военно-воздушным делам.
Во всех посольства имеются соответствующие отделы.
Внутри дипломатического состава имеется известное распределение обязанностей, и почти во всех посольства имеются соответствующие отделы.
Почти во всех посольствах можно найти два отдела — консульский отдел и отдел печати.
- Консульский отдел при отсутствии консульства, как такового, исполняет его обязанности внутри посольства с несколько меньшими правами.
- Отдел печати (или информации) посольства ведет повседневное наблюдение за печатью страны пребывания.
- Поддерживает контакт с прессой, с корреспондентами, с редакторами крупнейших газет.
В больших посольствах имеются также отделы науки ( и техники, в которых работают советники по науке и, технике, а также прикомандированные к отделу дипломатические работники.
- Для изучения внутренней и внешней политики, для повседневного наблюдения за внутренней политикой государства в посольстве организуется обычно группа дипломатических работников, занимающихся вопросами внутренней и внешней политики, работающая под руководством советника посольства.
- Выделяется один или два человека для организации протокольных мероприятий (визиты, приемы, поддержание контакта с МИД по протокольным делам).
- В этой области требуется соблюдение известной системы, единообразия, чтобы приемы и визиты устраивались в определенном порядке и не вызывали никаких нежелательных трений.
- Обычно выделяется один из секретарей посольства, который знает протокольные правила и порядки, существующие в данной стране, следит за их выполнением и осуществляет организационную работу по подготовке всякого рода протокольных мероприятий.
В посольстве имеется административно-хозяйственный отдел во главе с заведующим хозяйством.
- Обычно кто-нибудь из секретарей посольства либо даже определенный советник наблюдает за всеми административно-хозяйственными делами, ибо в этой области возникает много вопросов.
- Например по заключению договоров по ремонту, по доставке покупок и т. д., что требует наблюдения со стороны дипломатического работника, поскольку приходится иметь дело с официальными учреждениями данного государства и нередко обращаться в МИД страны пребывания.
- Для примера можно привести следующую структуру одного из крупных советских посольств в капиталистической стране.
Дипломатические представительства СССР. Структура посольства
- Отдел печати консульский отдел
- Хозяйственная группа (ведает вопросами охраны, транспорта, уборки и др.)
- Секретариат посла (ведает протокольными вопросами)
Кроме перечисленных штатных должностей в составе посольства работают и другие должностные лица, представляющие различные учреждения и организации, ведущие определенную работу в стране пребывания.
Таковы, например, представители Союза обществ дружбы с зарубежными странами, которые организуют читальные залы, выпускают периодически журналы и литературу, организуют распространение правдивой информации об СССР.
Во многих странах имелись корреспонденты ТАСС и центральных советских газет и журналов.
Например, в крупных странах были корреспонденты «Правды», «Известий».
- Общее направление деятельности советских представительств соответствовало общим для всех социалистических стран задачам их внешней политики.
Политики мира, мирного сосуществования, политики братского сотрудничества на основе принципов социалистического интернационализма в отношениях между социалистическими государствами.
Внутренняя организация, содержание, формы и методы работы посольства (миссии)
Для обеспечения всех сторон деятельности дипломатического представительства требуются соответствующая внутренняя организация его работы, соответствующая расстановка сил внутри посольства (миссии) и определенные мероприятия вне посольства (миссии).
- Изучение страны пребывания, сбор необходимой информации о политическом и экономическом положении, об актуальных событиях в ней и правильная их оценка являются первостепенной задачей каждого посольства (миссии), ибо без своевременного получения и обработки такой информации невозможна серьезная и осмысленная работа каждого дипломатического представительства.
- Эта задача в современной международной обстановке имеет особо важное значение, поскольку изменения в мире происходят в последний период особенно быстро и нередко радикально, что требует своевременного учета для правильной реакции и соответствующих шагов со стороны заинтересованных правительств.
Что следует изучать, какую информацию следует собирать?
На этот счет у советской дипломатии уже был богатый опыт и некоторые исходные позиции, которые были сформулированы еще В. И. Лениным.
Так, на основе ленинских указаний нарком иностранных дел СССР Г. В. Чичерин в 1920-х годах в одном из своих циркулярных писем полпредствам предлагал советским дипломатическим представителям.
Руководствоваться в этом вопросе тем, что содержание информационной работы полпредов должно выходить далеко за пределы просто передачи событий дня.
Эта работа должна давать исчерпывающий анализ действующих исторических сил с точной конкретизацией политических и экономических факторов каждого момента.
- Информация должна разоблачать и фиксировать закулисные силы, влияющие на политические события.
- Анализировать экономические факторы политической жизни, изображать роль действующих в каждой стране лидерских и парламентских группировок и их воздействие на политические события.
- Информация полпредов, по мнению Г. В. Чичерина, должна была давать возможность предвидеть дальнейший ход политического развития.
- Полпреды должны уметь пользоваться оружием марксистского метода в столкновении с окружающей действительностью. Таковы исходные позиции для изучения страны.
Дипломатические области изучения
- Во-первых, необходимо серьезно изучать экономику и тенденции экономического развития. В современной обстановке, разумеется, особого внимания заслуживают кризисные явления, их анализ и перспективы.
- Во-вторых, требуют внимательного изучения внутренняя политика, социально-экономические мероприятия правительств, расстановка классовых сил, борьба политических партий, положение в парламентах, позиции массовых организаций — профсоюзных, крестьянских организаций, учащихся вузов, интеллигенции, обстановка в армии, устойчивость правительственных учреждений и, конечно, влияние внутренней политики на внешнюю.
- В-третьих, — внешняя политика, ее основные направления, взаимоотношения данной страны с соседними, с великими державами, с основными группировками государств.
Дипломатические вопросы. Каковы же источники информации?
Опыт подсказывает, что, для того чтобы успешно организовать сбор информации о политическом и экономическом положении страны пребывания, необходимо так организовать работу, чтобы каждый дипломатический работник посольства имел базу для сбора информации.
- Этой базой может быть прежде всего печать, пресса данной страны.
Пресса — первый источник информации и постоянная база для сбора информации.
С другой стороны, личное общение позволяет путем бесед с отдельными лицами разных слоев населения получать представление о тех политических и экономических вопросах, которые интересуют население данной страны, а также позволяет составить более конкретное представление об отдельных сторонах жизни этой страны.
Как же может быть организована работа по сбору информации внутри посольства?
Первое, что обычно практически делается, — это выделяются определенные люди, которые должны внимательно следить за прессой и наладить связи с корреспондентами местных газет, редакторами газет и видными журналистами.
Эти связи позволяют получать дополнительно живое представление о вопросах, которые волнуют общественность данной страны.
Известно, что пресса знакомит с различными вопросами, интересующими общественность данной страны, и с точками зрения различных политических группировок, различных прослоек населения.
Однако из одной только прессы нельзя собрать правильную информацию, ибо в любой капиталистической стране пресса направляется господствующими группировками, господствующими классами и характер прессы в значительной мере определяется сверху.
Поэтому наряду со знакомством с прессой нужны личные наблюдения, личное общение с людьми, ибо без этого информация не будет полной, не будет правильно отражать действительное положение вещей.
- Соответственно этим двум источникам информации в посольстве выделяются две группы работников, занимающихся вопросами информации.
- Как правило, в дипломатическом составе имеется пресс-атташе, который является фактическим руководителем пресс-отдела, состоящего из группы работников, хорошо знающих языки и могущих внимательно и систематически просматривать прессу; с другой стороны.
- Выделяется группа дипломатических работников, которые, изучая внутреннюю политику страны, поддерживают контакт с политическими партиями (с правящими партиями и оппозиционными), с теми лицами, взгляды и деятельность которых имеют важное значение для понимания основных тенденций политического развития в стране.
- Обычно группу по политическим вопросам возглавляет кто-нибудь из советников посольства или первый секретарь. Внутри этой группы выделяются отдельные работники, занимающиеся вопросами экономики страны.
В некоторых посольствах практикуется такая система работы с прессой: ежедневно с утра работники пресс-отдела просматривают основные газеты, которые отражают политическое направление в развитии страны, и из статей, помещенных в них, отбирают все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения оценки положения внутри страны.
Кто-нибудь из работников отдела или руководитель группы подготавливает краткий обзор печати за текущий день. В большинстве капиталистических стран газет выходит очень много, все их просмотреть невозможно, поэтому, как правило, берется 5—10 газет, наиболее крупных, которые определяют политическое лицо, общественное мнение данной страны.
Затем собирается весь дипломатический состав посольства, это делает либо посол, либо советник, и на этом кратком совещании в пределах 20—30 минут работник пресс-отдела делает обзор того, что имеется заслуживающего внимания на данный день (иногда за 2—3 дня или даже за неделю): передовые статьи, иногда краткие (в две-три строчки) выдержки из иностранных сообщений, имеющие, однако, большое политическое значение.
Затем другие работники посольства, которые к этому времени тоже успевают просмотреть газеты, каждый по тому вопросу, которым он занимается, дополняют сообщение работника пресс-отдела.
Дипломатические работники посольства обмениваются мнениями относительно того, что представляет наибольшую важность из полученных сообщений; посол или советник дает свое заключение, на какие вопросы следует обратить внимание всему составу посольства и в дальнейшем следить, как этот вопрос будет развиваться, указывает, какие вопросы освещены в печати недостаточно, как их изучить дополнительно и т. п.
Он поручает соответствующему работнику, занимающемуся данным вопросом, собрать более обширный материал не только из ежедневной прессы, но из специальных журналов, книг и т. д.
Подобные совещания с обзорами прессы могут происходить два-три раза в неделю или даже раз в неделю.
Могут проводиться также совещания, посвященные определенным вопросам, освещаемым в прессе, например прения по внешней политике в парламенте.
Важно, чтобы весь дипломатический состав посольства был в курсе того, чем живет страна и на что нужно обратить внимание при изучении положения в стране.
При проведении подобных совещаний дипломатического состава руководством посольства даются оперативные указания соответствующим работникам, чтобы они занялись такими-то вопросами и при ближайших встречах с теми или иными деятелями страны выяснили более обстоятельно эти вопросы.
Кроме разбора прессы в посольстве проводятся и другие совещания дипломатического состава, на которых нередко возникают вопросы практического характера.
Например, в связи с тем или иным сообщением, которое появилось в газете, в посольство звонят по телефону и спрашивают, как реагирует посольство на тот или другой вопрос.
Иногда в газетах бывают заметки или статьи, относящиеся непосредственно к посольству.
Нередко такого рода заметки и статьи помещаются со специальной целью посмотреть, как будет реагировать посольство на эту заметку.
Можно обсудить на таком совещании вопрос, как ответить на подобный запрос и на данную заметку или статью, чтобы ориентировать всех работников, как реагировать в подобных случаях в дальнейшем.
Второй источник информации — прием посетителей.
Посетители бывают разные.
Часто приходили люди, которые интересовались Советским Союзом, отдельными сторонами его жизни.
Хотели разобраться в некоторых вопросах, по которым много пишется в иностранной печати, хотели получить правдивую информацию об СССР.
Приему посетителей в посольствах уделяется серьезное внимание.
- Встречающий посетителей дежурный референт, обычно знающий язык страны пребывания, выясняет, какой вопрос их интересует.
- Все дежурные обычно инструктируются для проведения таких разговоров.
- Если приходит в посольство политический деятель, например депутат парламента или видный журналист, то дежурный обычно после выяснения вопроса о том, что нужно такому посетителю, представляет его кому-либо из ответственных работников посольства, советнику или послу, если это будет признано целесообразным.
- Беседа с такими деятелями может быть очень полезна, ибо она позволяет обменяться мнениями по ряду вопросов, разъяснить интересующие собеседника вопросы и получить нужную информацию.
Обычно в посольствах ответственный дежурный записывает в специальном дневнике свои беседы с посетителями, чтобы учесть вопросы, которые ставят они перед посольством, и сделать известные выводы для оперативной работы посольства.
Дипломатические документы. Переписка с МИД страны пребывания
- Внутренняя работа в посольстве состоит также из переписки с МИД страны пребывания, с иностранными посольствами, а также с другими учреждениями и частными лицами. Переписка имеет еще более важное значение, чем устный разговор.
- Переписка посольства даже с частными лицами должна быть хорошо организована, поскольку каждый документ, исходящий из посольства, носит официальный характер.
Официальная переписка с МИД страны пребывания, естественно, осуществляется под руководством посла (посланника).
- За исключением обычных консульских нот (визовых, по легализации документов), которые посылаются с ведома заведующего консульским отделом или советника, которому поручено наблюдение по консульским вопросам.
- Остальная переписка с МИД идет с санкции посла (посланника) или в отдельных случаях с санкции советника.
- Многие письма присылают университеты, библиотеки, различные культурные ведомства, отдельные депутаты парламента, различные фирмы и организации.
- Обычно корреспонденция поступает в канцелярию, и заведующий канцелярией распределяет ее по назначению.
- Руководители соответствующих отделов просматривают направляемую им корреспонденцию.
Если встречаются вопросы, заслуживающие внимания всего посольства, они докладывают об этом послу (посланнику).
Дипломатические успехи и развитие экономических и культурных связей
Развитие экономических и культурных связей ставит перед посольствами задачу изучать отдельные вопросы экономического или культурного развития данной страны.
Помимо ознакомления с литературой большое значение, разумеется, имеет личное общение с теми или иными деятелями, беседы с ними.
- Посольства широко практикуют такую форму общения, как демонстрация кинофильмов в посольстве и вне посольства.
- При этом устраиваются приемы, во время которых идет обмен мнениями как о просмотренном кинофильме, так и по актуальным политическим вопросам.
Обмен культурными ценностями, взаимное ознакомление с достижениями культуры и искусства.
Также одно из важных средств расширения взаимопонимания между народами.
Поэтому посольства широко используют такие формы культурного общения, как устройство концертов музыкантов, артистов в крупнейших городах страны пребывания.
Пресс-конференции, интервью, публичные выступления посла
Важной формой общения дипломатического представительства с общественностью страны пребывания являются также пресс-конференции, интервью, публичные выступления посла, советника, пресс-атташе, торгового советника и т. д.
- Пресс-конференция, устроенная в посольстве для работников соответствующих газет, находит обычно большой отклик в стране пребывания представительства.
- Проведение пресс-конференции обычно приурочивается к приезду какого-либо видного деятеля СССР или того или иного коллектива работников культуры.
- Пресс-конференция проводится с целью сообщить правдивую информацию, о достижениях в различных областях науки и культуры или привлечь внимание к тому или иному крупному политическому шагу
- Используется такое средство информации, как выпуск бюллетеня посольства, журналов и книг.
Дипломатические мероприятия. Проведение за рубежом празднования 50-летия создания СССР
- Опыт проведения за рубежом празднования 50-летия создания СССР и 100-летия со дня рождения основателя Советского государства В. И. Ленина показал.
- Что имеются значительные возможности довести до широких слоев общественности различных стран правдивую информацию об истории и достижениях социалистического государства.
- О ленинских идеях мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, равноправного сотрудничества и интернациональной солидарности народов.
В крупнейшем выставочном зале Парижа (Гранд-Пале) в апреле — мае 1970 года в течение месяца демонстрировалась большая советская выставка о В. И. Ленине.
По французскому телевидению показывался известный фильм «Ленин в 1918 году» с последующим его обсуждением при участии советских и французских историков (включая сенатора Жака Дюкло), чтобы видеть реальность таких возможностей.
Дипломатические документы, документы посольства
В сношениях с иностранными представительствами, с МИД соответствующей страны используются обычно документы которые характерны вообще для дипломатической переписки. Речь идет прежде всего о нотах — вербальных и личных, памятных записках, меморандумах и др.
Меморандум
Меморандум — это обычно более обширный документ, охватывающий целую проблему или даже несколько проблем.
Он не имеет также номера и является в большинстве случаев документом для обсуждения, для дальнейших переговоров.
Дипломатические подходы. Из истории советской дипломатии
- С первых своих шагов советская дипломатия стремилась довести до широких масс своей страны и мировой общественности изложение основных принципиальных позиций во внешней политике Советского государства.
«Наша внешняя политика, — говорил на III съезде Советов нарком иностранных дел Г. В. Чичерин, — имея перед собой как бы мировое общественное мнение трудящихся всех стран.
Стремится к полной прозрачности и ясности в постановке основных проблем и к тому, чтобы основная проблема сохранения мира, упрочения всеобщего мира, стоящая перед нами, была ясна трудящимся всех стран».
Дипломатические документы — ноты, меморандумы, памятные записки, заявления, коммюнике и др. — всегда рассчитаны на возможную публикацию и должны быть скрупулезно обработаны, чтобы успешно служить этой большой цели.
- Другой вид документов — это дипломатические справки по различным вопросам, составляемые работниками посольства, касающиеся той или иной области, например о политических партиях.
Посольства СССР в социалистических странах поддерживали самые дружественные отношения не только с правительствами и руководящими партийными деятелями этих стран, но и с самыми широкими слоями населения и различными общественными организациями, которые, как правило, глубоко интересуются жизнью СССР и связаны с ним многими практическими вопросами своей производственной, культурной и общественной работы.
- Идеологическая общность, единство социально-экономических и политических основ государств, искренние дружественные дипломатические отношения между народами и союзные договоры между государствами дают прочную основу для повседневного контакта посольства СССР с руководящими кругами и широкой общественностью этих стран.
Вся работа посольств в этих странах строилась на основе тех принципов, которые были четко сформулированы в Декларации Советского правительства от 30 октября 1956 г.
Еще раз подтверждены и более широко раскрыты в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957 г., в Заявлениях Совещаний коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 года и в марте 1969 года.
Посольства (миссии) СССР в капиталистических странах
Посольства (миссии) СССР в капиталистических странах строили свою работу с учетом конкретной обстановки в каждой стране и в соответствии с имеющимися договорными и фактическими отношениями между данной страной и СССР.
Исходя из принципа мирного сосуществования государств с различными социальными системами, посольства (миссии) СССР стремились установить нормальные и добрососедские отношения с правительствами, официальными органами и общественностью данных государств, избегая каких-либо шагов, которые моли бы быть расценены как вмешательство во внутренние дела или как нарушающие обычаи и национальные традиции этих государств.
Руководствуясь миролюбивой внешней политикой СССР, советские посольства (миссии) прилагали усилия к установлению вполне дружественных отношений со всеми капиталистическими государствами, в которых они аккредитованы, соблюдая при этом достоинство своей страны и не проходя мимо какой-либо дискриминации или неуважения законных интересов СССР и его граждан.
Посольства (миссии) СССР в развивающихся странах
Посольства (миссии) СССР в развивающихся странах обращали свое внимание на то, чтобы во всех повседневных взаимоотношениях с представителями этих стран сотрудники посольства особенно тщательно следили за соблюдением принципов равноправия и уважения национальных интересов и традиций этих стран.
- Особенно важно было, чтобы все дипломатические работники посольств руководствовались строго и неукоснительно положениями ленинской национальной политики и морально поддерживали представителей тех национальных сил, которые борются за укрепление независимости и национального суверенитета своей страны.
- Укрепление на этой основе дружественных отношений с развивающимися государствами Азии, Африки и Латинской Америки является важной задачей советской дипломатической службы.
- Посольства (миссии) других социалистических стран развертывали свою внутреннюю и внешнюю работу в соответствии с конкретными задачами, которые ставили перед ними их правительства, используя при этом как богатый опыт советской дипломатии, так и накопленный уже значительный опыт своей собственной, национальной дипломатии.