Венская конвенция о дипломатических сношениях

Венская конвенция о дипломатических сношениях (Vienna Convention on Diplomatic Relations) регламентирует основные вопросы дипломатического права:

  • Регламентируются виды и функции дипломатических миссий.
  • Процедура назначения главы дипломатического представительства.
  • Классы глав таких представительств.
  • Раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Венская конвенция о дипломатических сношениях

Содержание скрыть

Венская конвенция о дипломатических сношениях, когда была принята?

Конвенция была оформлена 18 апреля 1961 года на Конференции Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитетам.

 

Когда вступила в силу Венская конвенция о дипломатических сношениях?

Согласно ст. 51 Венской конвенции о дипломатических сношениях, документ вступал в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций.

  • Это произошло 24 апреля 1964 года.

 

Из каких статей и документов состоит Венская конвенция?

Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола.

  • О приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними.
  • Об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.

 

Какова роль Венской конвенции о дипломатических сношениях?

Венская конвенция о дипломатических сношениях имеет основополагающее значение для ведения международных отношений и гарантирует, что дипломаты могут выполнять свои обязанности без угрозы влияния со стороны правительства принимающей страны.

 

Венская конвенция о дипломатических сношениях. (Извлечение)

  • Текст из некоторых статей. Продолжение на официальном сайте ООН.

 

Статья 1. Термины

  • В настоящей Конвенции, приводимые ниже термины имеют следующее значение:
  • а) «Глава представительства» это лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве.
  • b) «Сотрудниками представительства» являются глава представительства и члены персонала представительства.
  • с) «Членами персонала представительства» являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
  • d) «Членами дипломатического персонала» являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг.
  • е) «Дипломатический агент» есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства.
  • f) «Членами административно-технического персонала» являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства.
  • g) «Членами обслуживающего персонала» являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства.
  • h) «Частный домашний работник» это лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства.
  • i) «Помещения представительства» означают здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

 

Статья 2. О взаимном согласии

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию.

 

Статья 3. Функции дипломатического представительства

  1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:
  • а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
  • b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
  • c) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
  • d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них правительству аккредитующего государства;
  • е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
  1. Ни одно из положений настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций.

 

Статья 4. Агреман

Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

  • Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.

 

Статья 5. Аккредитующее государство

  1. Аккредитующее государство может, надлежащим образом уведомив соответствующие государства пребывания, аккредитовать главу представительства или назначить любого члена дипломатического персонала, смотря по обстоятельствам, в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания.
  2. Если аккредитующее государство аккредитует главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания.
  3. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

 

Статья 6. О главе представительства

Два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в другом государстве, если государство пребывания не возражает против этого.

 

Статья 7. Об одобрении членов персонала 

С исключениями, предусмотренными в статьях 5, 8, 9 и 11, аккредитующее государство может свободно назначать членов персонала представительства.

Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.

 

Статья 8. Члены дипломатического персонала представительства

  1. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.
  2. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
  3. Государство пребывания может оговорить за собой то же право в отношении граждан третьего государства, которое не является одновременно гражданами аккредитующего государства.

 

Статья 9.  Государство пребывания не обязано мотивировать своё решение

Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым.

  1. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.
  2. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусматриваемые в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства.

 

Статья 10. Уведомление о прибытии и окончательном отбытии

  1. Министерство иностранных дел государства пребывания или другое министерство, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:
  • а) О назначении сотрудников представительства, их прибытии и об их окончательном отбытии или о прекращении их функций в представительстве.
  • b) О прибытии и окончательном отбытии лица, принадлежащего к семье сотрудника представительства, и, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть членом семьи сотрудника представительства.
  • с) О прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у лиц, упомянутых в подпункте «а» настоящего пункта, и, в надлежащих случаях, об оставлении ими службы у таких лиц.
  • d) О найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников представительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.
  • Уведомление о прибытии и окончательном отбытии, по возможности, должно делаться также предварительно.

 

Статья 11. О численности персонала представительства

  1. При отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства.
  2. Государство пребывания может также, на тех же основаниях и без дискриминации, отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.

 

Статья 12. О согласии государства пребывания

Аккредитующее государство не может, без предварительного определенно выраженного согласия государства пребывания, учреждать канцелярии, составляющие часть дипломатического представительства, в других населенных пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство.

 

Статья 13. Вручение верительных грамот

  1. Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно. Либо с момента вручения своих верительных грамот. Либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
  2. Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

 

Статья 14. Главы представительств подразделяются на три класса

  1. Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:
  • а) Класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга.
  • b) Класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств.
  • с) Класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
  1. Иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.

 

Статья 15. Класс, к которому должны принадлежать главы представительств

Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.

Продолжение  на официальном сайте ООН.

Источник

Карта сайта