Василь Быков. За счастье надо бороться: в наше время впервые за свою историю человечество получило реальную возможность навсегда устранить угрозу войны и жить в мире, который, как никогда, нужен сейчас…
- Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в Витебской области в Белоруссии.
- Василь Быков — советский и белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны.
Василь Быков. За счастье надо бороться
Давно и хорошо известно, что мир не утверждается сам собой, что за него надо бороться, потому что существуют человеконенавистники всех мастей, которые готовы ввергнуть человечество в пучину новой, невиданной по своим разрушительным последствиям войны.
Вместе со всеми честными людьми мира писатели должны решительно возвысить свой голос во имя защиты жизни на земле. — Василь Быков. За счастье надо бороться. (1977)
Прочного мира невозможно добиться без полного взаимопонимания между людьми. На путях к мирному сосуществованию все еще стоит множество различных предрассудков… — Василь Быков. За счастье надо бороться. (1977)
Василь Быков. Наша сила и воля
Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам, уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное.
- Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа. — Василь Быков. Наша сила и воля (1985)
На войне место в боевом строю не выбирают. Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом. — Василь Быков. Наша сила и воля
Василь Быков. Колокола Хатыни (фрагмент)
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя этих побед.
Символ безмерных испытаний белорусов — Хатынь, представляющая 186 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями…
- Кровавая трагедия этого лесного поселища в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню.
- Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.
Василь Быков. Во имя жизни
- Осенью сорок первого года, когда вермахт приступил к ликвидации еврейского населения в малых городах Белоруссии, один старый сельский учитель, человек очень воспитанный и интеллигентный, знавший немецкий язык и читавший Шиллера в оригинале, потрясенный трагедией уничтожения тысяч безвинных жителей местечка, отправился к немецкому коменданту с целью открыть ему глаза на всю бесчеловечность действий властей.
- В противоположность учителю комендант оказался невежественным солдафоном из тех немцев, которые до 33-го года были представителями люмпен-пролетариата, а с приходом Гитлера к власти сделали военную карьеру.
- Комендант долго не мог взять себе в толк, чего хочет этот старик белорус.
- Его, конечно, удивило, что тот неплохо говорит по-немецки, но — культура?.. Традиции — христианские и гуманистические? Гете и Гейне?
- Коменданта, конечно же, не слишком заботили проблемы культуры, — он был поглощен выполнением приказа командования относительно «окончательного решения еврейского вопроса».
- Ему очень досаждали эти местечковые евреи, которые бесконечно изворачивались, лгали и не подчинялись его требованию дружно и организованно идти в яму, и его солдатам приходилось немало поработать, чтобы добиться повиновения.
- Что же касается Гейне, то тот — «сам жид», об этом ясно было написано в газете «Дас шварце корпус», которую регулярно читал комендант, так кого же защищает этот взволнованный и плохо одетый интеллигентишка из местных?
- Уж не шпион ли он, подосланный комиссарами?
- И чтобы разом разрешить сомнения и покончить с «заумной болтовней», комендант приказывает пристрелить и учителя.
- Благо тот не убегает и не сопротивляется.
- В еврейской шеренге, уже уложенный для расстрела в яму, он лег последним, с самого края.
- Да, война и культура — несовместимы, они существуют в различных сферах и разговаривают на разных языках.
В течение тысячелетий выработанные общечеловеческие истины чужды для войны и непостижимы ею.
- – Василь Быков, из интервью «Во имя жизни» для газеты «Дойче Фольксцайтунг ди тат» (1985)
Василь Быков. Свидетельство эпохи
- За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Это и понятно, потому что война, как известно, всегда была продолжением политики военными средствами и служила интересам власть предержащих.
- Наша же большая война, на полях которой решались судьбы планеты, имела другой характер и другие, отличные от предыдущих, цели.
- Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам ее жертв, так и по отношению к будущему.
- Люди земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой целой досталось им это избавление. — Василь Быков. Свидетельство эпохи (1981)