Россия и Запад, это дипломатический и исторический взгляд Федора Тютчева на вечные вопросы, которые волнуют многие поколения.
Федор Иванович Тютчев: человек в конечном итоге зависит только от самого себя — в управлении как своим разумом, так и своей волей. – Россия и Запад, — Положение дел в 1849 году.
Фёдор Иванович Тютчев
- Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии, сейчас это Брянская область России. Зимой Тютчевы часто уезжали в Москву — там у семьи был особняк.
- Фёдор Иванович Тютчев происходил из старинного русского дворянского рода. Ему было суждено прожить жизнь, наполненную любовью, поэзией и разными другими делами, включая дипломатию.
- Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе, похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Мир фактов и общественное мнение
- Федор Тютчев: Для нас, смотрящих со стороны, несомненно, нет ничего легче, чем отличать в Западной Европе мир фактов, исторических реальностей от огромного и навязчивого миража, которым революционное общественное мнение, вооруженное периодической печатью, как бы прикрыло Реальность.
- И в этом-то мираже уже 30—40 лет живет и движется, как в своей естественной среде, эта столь фантастическая, сколь и действительная сила, которую называют Общественным Мнением. — Россия и Запад
Западные люди, судящие о России
- Западные люди, судящие о России, немного похожи на китайцев, судящих о Европе, или, скорее, на греков (Greculi), судящих о Риме. Это, видимо, закон истории: никогда то или иное общество, цивилизация не понимает тех, кто должен их сменить. — Федор Тютчев, — Россия и Запад
Запад, поныне видящий в России лишь материальный факт, материальную силу. … Для него Россия — следствие без причины. То есть, являясь идеалистами, они не видят идеи. — Федор Тютчев, — Россия и Запад
- Россия, истинная Империя, превратив их в своих союзников, усыпила враждебное соперничество, но не уничтожила его. …
Как только Россия устраняется, война возобновляется. — Федор Тютчев, — Россия и Запад
Что же такое Россия? Федор Тютчев. Россия и Запад
- Что она представляет из себя? Две вещи: славянское племя, Православную Империю.
- Племенной вопрос имеет лишь второстепенное значение, он заключает в себе, скорее, среду, а не принцип. Формирующий принцип — это православная традиция.
- Россия гораздо более православная, чем славянская. Именно как православная она заключает в себе и хранит Империю.
Что такое Империя?
- Идея Империи была душой всей истории Запада. Карл Великий. Карл V. Людовик XIV. Наполеон.
- Именно в качестве Императора Востока царь является Государем России.
- Империя едина: Православная Церковь — ее душа, славянское племя — ее тело. Если бы Россия не пришла к Империи, она не доросла бы до себя. Восточная Империя: это Россия в полном и окончательном виде.
Имперская власть: это единая связка прутьев. … Империя предполагает законность. — Федор Тютчев, — Россия и Запад
Россия и Наполеон
- Революция убила Карла Великого, он захотел его повторить. — Но с появлением России Карл Великий стал уже невозможен…
Отсюда неизбежный конфликт между Наполеоном и Россией. Его противоречивые чувства по отношению к России, влечение и отталкивание.
- Он хотел бы поделить Империю, но не смог бы этого сделать. Империя — принцип. Она неделима. …
- Поразительно: личный враг Наполеона — Англия. И тем не менее <разбился-то> он об Россию. Ибо именно Россия была его истинным противником — борьба между ними была борьбой между законной Империей и коронованной Революцией.
- Наполеон — это серьезная пародия на Карла Великого… Не чувствуя за собой собственного права, он всегда играл роль, и нечто суетное в нем лишает его величие всякого величия. Его попытка возобновить дело Карла Великого стала не только анахронизмом, как у Людовика XIV и Карла V, его предшественников, но и постыдной бессмыслицей. Ибо она делалась от имени Власти, Революции, взявшей на себя миссию стереть с лица земли все следы деятельности Карла Великого.
- Революция 1789 года стала разложением Запада. Она развалила самостоятельность Запада.
- Наполеон ознаменовал последнюю безнадежную попытку Запада создать себе местную Власть, она закономерно потерпела неудачу. Ибо невозможно было бы извлечь Власть из Революционного Принципа. Наполеон же не был и не мог быть ничем иным.
- Таким образом, начиная с 1815 года Западная Империя уже более не находится на Западе. Империя полностью ушла с него и сосредоточилась там, где всегда сохранялась законная традиция Империи. — 1848 год стал началом ее окончательного воцарения… Тем не менее необходимо, чтобы она помогла себе самой в двух великих делах, которые уже идут по пути свершения.
Между Францией, нависающей над Рейном, и Восточной Европой, тяготеющей к России, есть место для независимости, но не для главенства. — Федор Тютчев, — Россия и Запад
О политическом призвании России
- Знакомясь после кончины поэта (Фёдора Тютчева) с его архивом, И. С. Аксаков замечал: Немало удивятся многие, когда узнают, что в бумагах Тютчева, уже после его смерти, отыскана черновая Французская рукопись, содержащая план целого обширного сочинения, преимущественно о политическом призвании России …
- Источник: Россия и Запад. Автор Федор Иванович Тютчев. Опубликовано в 1849 г.
Фёдор Иванович Тютчев, — Славянам
- Они кричат, они грозятся:
- «Вот к стенке мы славян прижмем!»
- Ну, как бы им не оборваться
- В задорном натиске своем!..
- Да, стенка есть — стена большая, —
- И вас не трудно к ней прижать.
- Да польза-то для них какая?
- Вот, вот что трудно угадать.
- Ужасно та стена упруга,
- Хоть и гранитная скала, —
- Шестую часть земного круга
- Она давно уж обошла…
- Ее не раз и штурмовали —
- Кой-где сорвали камня три,
- Но напоследок отступали
- С разбитым лбом богатыри…
- Стоит она, как и стояла,
- Твердыней смотрит боевой:
- Она не то чтоб угрожала,
- Но… каждый камень в ней живой…
- Так пусть же бешеным напором
- Теснят вас немцы и прижмут
- К ее бойницам и затворам, —
- Посмотрим, что они возьмут!
- Как ни бесись вражда слепая,
- Как ни грози вам буйство их —
- Не выдаст вас стена родная,
- Не оттолкнет она своих.
- Она расступится пред вами
- И как живой для вас оплот
- Меж вами станет и врагами
- И к ним поближе подойдет.
- (11–16 мая 1867 г.)
- Написано в связи со Славянским съездом, проходившим с 8 по 15 мая 1867 года в Петербурге, с 16 по 27 мая в Москве. Идея — продвижение русского языка как языка межславянского общения, укрепление культурного единства.