Роль Парламента
В конституционных странах наиболее важные международные договоры после их подписания вносятся на утверждение Парламента.
В некоторых государствах законодательство прямо предусматривает, какие именно соглашения подлежат такому утверждению.
Вопрос этот является вопросом не международного, а внутреннего права.
Обычно такими договорами являются мирные договоры, договоры об уступке территории, а также договоры и соглашения торгового и финансового порядка, поскольку они имеют отношение к бюджету; как известно, Парламент ревниво оберегает свои прерогативы, касающиеся всех вопросов бюджета.
Но в практике зачастую и многие другие договоры вносятся правительствами на утверждение Парламента, даже если об этом нет прямого указания в законодательстве.
В частности это имеет место тогда, когда правительство считает нужным ослабить свою ответственность за заключение серьёзного международного соглашения, либо желает придать ему особый вес, либо, наконец, хочет побудить контрагента к такой же парламентской процедуре, дабы сообщить договору большую устойчивость.
История парламентаризма показывает, что парламенты по мере своего укрепления всегда стремились осуществлять известный контроль над внешней политикой правительства.
С этой целью, во-первых, широко используется практика интерпелляций; во-вторых, в парламентах существуют комиссии по иностранным делам, которые не только рассматривают и обсуждают международные договоры, внесённые правительством на утверждение Парламента, но и занимаются вопросами внешней политики в целом, требуют от правительства объяснений, сообщения известных документов, высказывают своё мнение по поводу тех или иных правительственных акций и т. д.
Однако, поскольку парламентам не принадлежит исполнительная власть, ни комиссии по иностранным делам, ни сами парламенты не могут вмешиваться в оперативную правительственную деятельность в области внешних сношений.
В США особую роль в области внешних сношений играет Сенат, поскольку ему принадлежит право ратификации международных договоров и утверждение назначений должностных лиц, в том числе и дипломатических представителей. Влияние Сената США на внешнюю политику страны определяется также его функциями «административного совета» при президенте.
Современная Россия:
Конституция Российской Федерации
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
История дипломатии – полный перечень статей.
Роль Парламента и другие статьи по теме:
Организационные формы, международно-правовые основы дипломатии