Риторика и красноречие Ломоносова и Сперанского
Осуществляя научную классификацию «словесных наук», Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) провёл чёткое различие между «риторикой» и «красноречием».
Никонов Вячеслав Алексеевич, в книге «Лидерство по-русски», приводит сравнительный пример, что есть риторика и, что есть красноречие.
Ломоносов писал, что:
Риторика, это «наука о всякой предложенной материи говорить и писать».
Красноречие, это «искусство о всякой материи красно говорить и тем других преклонять к своему мнению об оной».
Риторику Ломоносов считал занятием для учёных мужей, а красноречие – искусством, которому может научиться каждый.
Первый риторический трактат на русском языке
Известно, что среди книг, созданных в России в середине XVIII века, «Краткое руководство к красноречию» занимает особое место.
Это первый риторический трактат на русском языке, по своему значению вполне сопоставимый с важнейшими классическими трудами по риторике и оказавший значительное влияние на становление русского литературного языка.
«Краткое руководство к красноречию» — самостоятельное произведение, отличающееся от «Краткого руководства к риторике» композицией, количеством и качеством иллюстративного материала, а также целым рядом концептуальных положений.
Именно «Краткое руководство к красноречию» стало итогом размышлений Ломоносова над риторическими проблемами.
Навряд ли каждому легко разобраться в работах Ломоносова.
Вот фрагмент:
«Тропы речений знатнейшие суть шесть: метафора, синекдоха, метонимия, антономазия, катахресис и металепсис.» — Ломоносов Михаил Васильевич, «Краткое руководство к красноречию» — 7 том АПСС (Академическое Полное Собрание Сочинений), 245
Вам всё в этом фрагменте понятно? Ломоносов объясняет всё подробно, но и подробности требуют определённой подготовленности к пониманию.
Ломоносов считал занятия в области риторики одним из главных направлений своей научной деятельности [АПСС 10, 400, 535].
Для более глубокого изучения темы проработайте совместное исследование Российской академии наук, Института лингвистических исследований, Санкт-Петербургского государственного университета с участием в работе Семинара «Русский XVIII век».
В коллективной монографии «Риторика М.В. Ломоносова» представлены результаты проекта «Исследование риторических трудов М.В. Ломоносова (лингвистический и историко-культурный аспекты)» Читайте в pdf формате и изучайте.
Михаил Михайлович Сперанский — Урок ораторского искусства
Следующим после Ломоносова, по мнению Никонова Вячеслава Алексеевича доктора исторических наук, политолога, изучившего эту тему досконально, — серьезным теоретиком и практиком красноречия – мало об этом известно – стал Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)
Вот урок ораторского искусства от сподвижника Александра I:
«Основание красноречия, государи мои, суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. И как сии дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты.» — Михаил Михайлович Сперанский
Далее Сперанский продолжает:
«В самом деле, примечено, что у самых грубых народов вырывались черты, достойные величайших ораторов.
Поставьте дикого, рожденного с духом патриотизма и независимости, и снабженного сильным воображением, – поставьте его в такое ж сопряжение обстоятельств, в каком стоял Демосфен, – растрогайте его страсти и дайте свободно излиться его душе.
Вы увидите в нём мысли высокие, сильные, поражающие; язык его будет убедителен; страсти, коими сердце его исполнено, разольются в его речи; и образом почти механическим он даст своим слушателям тот же удар, и сообщит то же движение, коим душа его потрясается…
Чтобы целая речь в ушах, просвещенных имела свое действие, мало к сему бросить по местам искры чувствия и силы; надобно сии места связать с другими, усилить мысли, поставить их в своем месте, поддержать выражение выражением и слово утвердить словом.
Вот чему должно обучаться. Итак, места красноречивые вдыхает природа, т. е. надобно иметь сильное чувствие, или, что-то же, надобно иметь живое воображение и огненные страсти. Чтоб их произвести, дать им образ, оправить их, – если можно так сказать, – есть действие науки.
После всех сих замечаний справедливо, кажется, будет с д’Аламбером сказать, что красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.
Первое последствие сего определения есть то, что, собственно говоря, обучать красноречию не можно: ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум.
Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать, позвольте мне сие выражение, каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкою их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что собственно называется Риторикой…
Я представляю божество красноречия обитающим в великолепном храме; на лоне его почивает гений вкуса и дарования; его окружают великие умы древности и времен новейших. Все сильное, все возвышенное, все пленяющее человеческого слова, там иссечено на мраморных досках златыми буквами».
Тему Риторика и красноречие предлагаю дополнить двумя статьями о Ломоносове: