Александр I Российский император

Александр I Павлович Благословенный (1777—1825) — император Российской империи в 1801—1825 годах. 

  • Какой он был?
  • Чего достиг?
Александр I

Император Александр I

 

Содержание скрыть

Александр I Российский император в глазах своих современников:

  • Наполеон: Александр умён, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он неискренен: это — истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый.
  • Шведский посол Лагербильке: в политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская.
  • «Благодушие» и «приветливость» Александра покорили известного прусского государственного деятеля барона Ф. Штейна. Однако от прусского министра не укрылась присущая российскому императору черта: «Он нередко прибегает к оружию лукавства и хитрости для достижения своих целей».

 

Александр I стал Всероссийским императором после трагедии.

  • В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота был убит его отец Павел I.
  • Александр I Всероссийский император, был старшим сыном Павла I и внуком Екатерины II
  • Александр I Всероссийский император родился 12 декабря 1777 года. Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского — покровителя Петербурга. Александр был ее любимым внуком, и она сама руководила его воспитанием.

Кто учил Александра I

  • Русскую словесность и историю ему преподавал М. Н. Муравьев — писатель, один из просвещенных людей своего времени, – отец будущих декабристов.
  • Естественные науки — известный ученый и путешественник П. С. Паллас.
  • Законоучителем и духовником был протоиерей А. А. Самборский. Он долго жил в Англии, был страстным англоманом; ему было поручено, помимо духовных наставлений, обучать Александра английскому языку.
  • По рекомендации публициста и дипломата Ф. Гримма, с которым Екатерина вела дружескую переписку, в 1782 г. в Россию был приглашен швейцарец Ф. П. Лагарп — человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам — состоять «кавалером» при Александре и обучать его французскому языку.

 

Почему Александр I не получил основательного образования?

  • Несмотря на подбор блестящих преподавателей, Александр не получил основательного образования. Учителя отмечали в своем ученике нелюбовь к серьезному учению, медлительность, леность, склонность к праздности.
  • Он не умел сосредоточиться. Мало читал; обладая незаурядным умом, быстро схватывал всякую мысль, но потом так же быстро ее забывал.
  • В 1793 году, когда Александру еще не исполнилось и 16 лет, Екатерина II женила его на 14-летней принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной. Женитьба положила конец учебным занятиям Александра.

 

Как сказались на Александре I отношения между Екатериной II и Павлом?

  • Действенной школой его воспитания была атмосфера отношений между собою «большого двора» Екатерины II в Петербурге и «малого» — Павла Петровича в Гатчине.

Необходимость лавировать между ними приучила Александра, по выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность и лицемерие.

 

Какие эпитеты дополняли образ Александра I

Современники говорили о таких чертах его характера и поведения, как скрытность, лицемерие, непостоянство:

  • «сущий прельститель» (М. М. Сперанский),
  • «властитель слабый и лукавый» (А. С. Пушкин),
  • «сфинкс, не разгаданный до гроба» (П. А. Вяземский),
  • «коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» (А. И. Герцен).

 

Александр I – принципы прирожденного самовластия

Отмечали в нем и «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия».

  1. Друг его юности Чарторыйский впоследствии отзывался о нем: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… но кроме форм и внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность».
  2. Генерал П. А. Тучков отметил в воспоминаниях, что уже «при начале вступления на престол» Александра «из некоторых его поступков виден был дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов».
  3. А. И. Тургенев (брат декабриста Н. И. Тургенева) называл Александра «республиканцем на словах и самодержцем на деле» и считал, что «лучше деспотизм Павла, чем деспотизм скрытый и переменчивый» Александра.

 

Как Александр I строил свои успехи?

  • Александр I отличался поистине виртуозной способностью строить свои успехи на чужой доверчивости.
  • Обладая «врожденным даром любезности», мог ловко расположить к себе людей различных взглядов и убеждений: с «либералами» говорить о «либерализме», с ретроградами — о «незыблемых устоях», проливать «обильные слезы» с религиозной фанатичкой баронессой В. Ю. Крюденер, беседовать о спасении души и веротерпимости.

М. А. Корф вспоминал, что Александр, подобно Екатерине II, «в высшей степени умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы».

 

Система надзора и сыска при Александре I

  • Александр никогда не забывал событий марта 1801 года, не столько из-за «угрызения своей совести», сколько как предостережение. Подозрительность, унаследованная от Павла I, с годами возрастала.
  • Отсюда система надзора и сыска, особенно развившаяся в последние годы его царствования. Сам он охотно слушал доносы и даже поощрял их, требуя от своих сотрудников, чтобы они следили друг за другом.

Во время Венского конгресса, куда съехались монархи Европы велась закулисная дипломатическая игра, и Александр, как и французский министр иностранных дел Талейран, от нее не уклонялся.

 

Портрет императора

  • С юности Александр был близорук, но предпочитал пользоваться не очками, а лорнетом.
  • Был глух на левое ухо, поврежденное еще в детстве, когда он во время стрельбы оказался рядом с артиллерийской батареей.
  • С юности он закаливал свое здоровье, ежедневно принимая холодные ванны.
  • В повседневном быту жил относительно скромно.
  • С весны до глубокой осени обычно проживал в Царском Селе, занимая там малые комнаты дворца.

Ранним утром, в любую погоду, прогуливался по Царскосельскому парку.

  • С 1816 г. постоянным спутником его прогулок стал Карамзин. Император и придворный историограф беседовали по самым острым политическим вопросам. Зимой император переезжал в Петербург, где по утрам бывал на разводе караула, затем на воинских экзерцициях.

 

Александр I его дела и помыслы

Законность, просвещение, реформа образования, преобразования органов центрального управления

Александр I говорил о приоритете законности

  • Вступая на престол, Александр I публично и торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.
  • В манифесте от 2 апреля 1801 г. об уничтожении Тайной экспедиции говорилось, что отныне положен „надежный оплот злоупотреблению“, что „в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона“.

При каждом удобном случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.

  • Переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей — философов, экономистов, социологов, юристов.
  • По инициативе Александра за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей — философов, экономистов, социологов, юристов — А. Смита, Дж. Бентама, Ч. Беккариа, Ш. Делольма, Ш. Монтескье.

 

Реформа народного образования была проведена в 1803 — 1804 годах.

Отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях училищ обучение было бесплатным. Вводилась преемственность учебных программ.

  • Низшей ступенью являлось одно классное приходское училище, второй — уездное трехклассное училище, третьей — шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей — университет, который был поставлен и во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей.

Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета, в 1802 — 1804 гг. были открыты еще Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, а также на правах университета Петербургский педагогический институт (преобразован в университет в 1819 г.).

  • Университеты призваны были готовить кроме учителей для гимназий кадры чиновников для гражданской государственной службы и специалистов-медиков. Университетам предоставлялась довольно широкая автономия.
  • К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения — Демидовский (в Ярославле) и Царскосельский лицеи.

Основанием в 1801 г. Института путей сообщения и в 1804 г. Московского коммерческого училища было положено начало высшему специальному образованию.

 

Преобразования органов центрального управления

Все важные законы 1802 — 1812 гг. (а позже при Николае I) составлялись или редактировались Сперанским,

Александр I и Сперанский

  • Сперанский занимал посты товарища (заместителя) министра юстиции, государственного секретаря, директора Комиссии составления законов и Комиссии финляндских дел, ведал подготовкой финансовых реформ.

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России.

  • К октябрю 1809 г. проект под названием „Введение к уложению государственных законов“ был им представлен царю.
  • Реформы должны были проводиться сверху, в интересах укрепления самодержавия, придавая ему „законную форму“.
  • В своем проекте Сперанский теоретически оправдывает и закрепляет неравенство сословий, привилегии дворянства и отсутствие политических и гражданских прав у „народа рабочего“, куда зачислялись помещичьи крестьяне, рабочие по найму и домашние слуги.
  • Вводимому „среднему состоянию“ (купцы, мещане, государственные крестьяне) предоставлялись „гражданские“, но не политические права. Проект проводил принцип „разделения властей“ — законодательной, исполнительной и судебной, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эта система давала доступ к управлению страной лишь помещикам и верхам нарождавшейся буржуазии, нисколько не нарушая абсолютной власти царя.

Александр I признал проект „удовлетворительным и полезным“, однако проведение его в жизнь встретило сильное противодействие со стороны высших сановников.

Дело свелось к учреждению в 1810 году Государственного совета — законосовещательного органа при императоре.

  • Новый орган, централизуя законодательное дело, обеспечивал единообразие юридических норм» предотвращая появление противоречий в законодательных актах, но сама законодательная инициатива и окончательное утверждение законов оставались всецело прерогативой царя. Члены Государственного совета не избирались, а назначались императором.
  • В 1811 г. было обнародовано подготовленное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое увенчало реформу, начатую в 1802 году, когда старые петровские коллегии были заменены новой, европейской формой высшей исполнительной власти — министерствами.
  • Теперь дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором.
  • Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала недовольство в реакционных придворных кругах; вокруг него плелись интриги.
  • До Александра I доходили слухи, муссируемые придворной средой, о «неблаговидных» отзывах о нем Сперанского. Самолюбивый император почувствовал себя оскорбленным, но не подавал виду, более того, стал демонстративно оказывать Сперанскому знаки своей «благосклонности», а это, как знали по собственному опыту придворные, служило верным признаком приближавшейся опалы.
  • 1 января 1812 г. Сперанский был удостоен ордена Александра Невского.
  • 17 марта 1812 г. его вызвали на аудиенцию к императору. После двухчасового конфиденциального разговора он вышел из кабинета императора «в великом смущении».
  • Дома он застал министра полиции А. Д. Балашова с помощником, которые опечатывали его бумаги.
  • У дома уже стоял возок для отправки Сперанского в ссылку. Сначала Сперанский был доставлен в Нижний Новгород, но вскоре переведен в Пермь.
  • Падение Сперанского вызвало в придворных сферах бурю восторга. Некоторые даже удивлялись «милосердию» царя, не казнившего «этого преступника, изменника и предателя».

Александр был убежден в невиновности Сперанского, но решил принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство.

  • На следующий день после удаления Сперанского Александр говорил А. Н. Голицыну:

«Если бы у тебя отсекли руку, ты наверно кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня прошлой ночью отняли Сперанского, а он был моею правою рукою!». Как вспоминал Голицын, «все это было сказано со слезами на глазах».

  • Позже графу К. В. Нессельроде Александр объяснял;

«Обстоятельства заставили вынудить у меня эту жертву общественному мнению».

  • Через четыре года Сперанский был «прощен», назначен сначала пензенским губернатором, а в 1819 году — генерал-губернатором Сибири, где провел ряд административных реформ.
  • В 1821 году он был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов, получил значительные земельные пожалования.

 

Полоса наполеоновских войн

Начало XIX в. в Европе было ознаменовано полосой наполеоновских войн, в которые были вовлечены все европейские страны и народы, в том числе и Россия.

  • В 1803 г. началась подготовка Наполеона к вторжению в Англию.
  • Военные действия против Франции протекали неудачно для коалиции.
  • После поражения союзных войск 2 декабря 1805 года при Аустерлице Австрия капитулировала и заключила унизительный мир с Наполеоном.
  • Русские войска были отведены в пределы России.

В Париже начались русско-французские переговоры о мире. 8 июля 1806 года был заключен мирный договор между Россией и Францией.

  • Александр I отказался его ратифицировать, и Россия формально продолжала оставаться в состоянии войны с Францией.
  • В середине октября в двух сражениях прусские войска подверглись полному разгрому. Фридрих-Вильгельм III бежал к границам России. Почти вся Пруссия была оккупирована французами.

Русской армии пришлось одной в течение семи месяцев вести упорную борьбу против превосходящих сил французов.

  • Наполеону удалось оттеснить русские войска к Неману, но и французская армия понесла столь значительные потери, что Наполеон не решился тогда войти в пределы России.

25 июня 1807 года в Тильзите между Россией и Францией были заключены мирный и союзный договоры.

  • По настоянию Александра I Наполеон согласился сохранить самостоятельность Пруссии, хотя территория ее была сокращена наполовину.

 

Тильзитский мир

Тильзитский мир наносил серьезный удар по международному престижу России, уязвлял и патриотические чувства.

  • Популярность Александра I резко упала.
  • В 1807 г. распространялся в списках «Проект обращения» дворянства к императору, с требованием проявлять твердость во внешнеполитических вопросах.

Александр I Российский император внимательно следил за настроениями различных кругов и собирал об этом сведения.

  • Еще в 1805 году, уезжая на войну, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением, толками среди публики.
  • После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем.

 

Поход Наполеона на Россию

  • Ни к одной из войн Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию, прекрасно отдавая себе отчет в том, что ему предстоит иметь дело с сильным противником.
  • Под ружье он поставил 1200 тыс. солдат. Около 650 тыс. составивших так называемую Большую армию были двинуты к русским границам.

В России знали о всех деталях подготовки Наполеона к войне.

  • Царский посол в Париже князь А. Б. Куракин начиная с 1810 года регулярно, дважды в месяц доставлял точные данные о численности, вооружении и дислокации французских войск, ценные сведения он за крупные денежные суммы получал от Талейрана — министра иностранных дел в наполеоновском правительстве. – Александр I, Федоров Владимир Александрович

 

Александр I Российский император Основные итоги правления

Основным итогом правления Александра I его царствования можно считать реформирование государственного управления и расширение границ России в Закавказье, на Дунае, на Висле и присоединение Финляндии.

  • При нём впервые было ослаблено крепостное право.

 

При Александре I к России были присоединены территории

  • Восточной Грузии (1801)
  • Финляндии (1809)
  • Бессарабии (1812)
  • Азербайджана (1813)
  • Варшавского княжества (1815).

После Отечественной войны 1812 года и изгнания Наполеона I из России Александр возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав (1813 — 1814).

Войдя на престол, он устранил решения Павла I

  • Вернул на службу всех ранее уволенных отцом.
  • Снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию.
  • Объявил амнистию беглецам.
  • Восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам.
  • Ликвидировал тайную канцелярию.

Как отмечал Ключевский, Александр I Российский император  вынужден был следовать воле дворян, поэтому и ввел в действие Жалованную грамоту дворянству, некогда отмененную Павлом I, и не отменил крепостное право.

  • Александр I Российский император был одним из руководителей Венского конгресса (1814-1815).

 

Александр I Российский император кем был и как умер

  • Александр I, был старшим сыном императора Павла I и его второй супруги императрицы Марии Федоровны, принцессы Вюртембергской.
  • Отец Александра – Павел сын Екатерины II и Петра III.

Александр I родился в Санкт-Петербурге 23 декабря 1777 года.

  • В сентябре 1801 года Александр I был коронован.
  • 1 декабря 1825 года, прожив всего 47 лет умер от брюшного тифа в Таганроге, куда сопровождал свою супругу, императрицу Елизавету Алексеевну, для лечения. В браке они были с 1793 г. до 1825 г.
  • Александр Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге».