Пришвин. Дневники

Пришвин Михаил Михайлович (1873 – 1954) известный русский писатель, наиболее знаком, как автор охотничьих и детских рассказов.

Большая сокровищница – дневники Пришвина  — неиссякаемый родник мыслей.

Михаил Пришвин вёл дневники с 1905 года. Дневники Михаила Пришвина изданы в 17 томах и составляют 16 000 страниц.

Пришвин Михаил Михайлович

Пришвин Михаил Михайлович 1940 год

Пришвин Михаил Михайлович прожил замечательную жизнь во времена больших перемен. Его годы жизни скажут о многом тем, кто знаком с историей.

«В моей борьбе вынесла меня народность моя, – писал М. Пришвин, – язык мой материнский, чувство родины. Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат, только если русский народ кончится, но он не кончается, а может быть, только что начинается» (Пришвин М.М. Собр. соч. М., 1927–1930. Т. 7. С. 134–135).

Кому интересен Пришвин – прочтут. Пришвину принадлежат повести «У стен града невидимого», «Женьшень», «Неодетая весна». Цикл миниатюр «Лесная капель». Роман-сказка «Осударева дорога». Повести-сказки «Кладовая солнца», «Корабельная чаща». Книги «Календарь природы», «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Очерки «Адам и Ева», «Черный араб». Автобиографический роман «Кащеева цепь». Дневники.

Надо мечтать, как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратилось в настоящее. — М. М. Пришвин

Пришвин. Дневники 1914-1917

  • 31 Декабря 1917 года. Пришвин М. М.: Есть люди, которые живут на ходу, — остановился и стал бессмысленным. И есть читатели, которые массу читают, но после прочтения ничего не помнят.
  • Так теперь, похоже, и мы все в государстве Российском в заключение Нового года: испытав такую жизнь, никто не знает, что будет дальше и что нужно делать.

Я вам скажу, что нужно делать: нужно учиться, граждане Российской республики, учиться нужно, как маленькие дети. Учиться!

Пришвин. Дневники 1923-1925

  • 1925 год. Пришвин М. М.: Люди живут не по сказкам, но непременно у живого человека из жизни складывается сказка, и если, пережив, оглянуться на прошлое, то покажется, будто жизнь складывалась сказкою… Вот я свою сказку уже начинаю замечать.
  • — Но зачем это тебе нужно?
  • — Я не знаю зачем: это чувство себя самого, моя жизнь.
  • — Твоя личная жизнь, но кому это интересно?
  • — Это интересно всем, потому что из нас самих состоят «все». А ты как, разве не через себя самого узнаешь людей, общество?

Пришвин Михаил Михайлович, — Дорога к другу. Дневник.

  • Пришвин М. М: Дневник писателя я понимаю, как источник, вытекающий из самой души человека. Человек, который замечает свои поступки и про себя их обсуждает, — это не всякий человек. А человек, который живет и все за собой записывает, — это редкость, это писатель. Так жить, чтобы оставаться нормальным и быть с виду как все и в то же время все за собой замечать и записывать, — до крайности трудно, гораздо труднее, чем высоко над землей ходить по канату…
  • Сила и слава таких дневников в том, что они пишутся по необходимости роста сознания и только для этого…
  • Мыслить — значит, как синичка, бегать по стволу дерева: вверх и вниз головой и прыгать туда и сюда с веточки на веточку.
  • Движение во все стороны есть одно из необходимых условий существа мысли…
  • Дневник, это средство привлечь к себе приток материалов из жизни на помощь всем, кто что-нибудь делает.

Дневник, это способ сосредоточиться на чем-нибудь и привлечь его из жизни к себе на помощь. Старушка сосредоточивается, когда вяжет чулок, писатель — когда пишет дневник.

Дневник — найти смысл проходящему времени

  • Пришвин М. М.: Кто-нибудь со стороны вас спросит:
  • — Ну, что вы об этом скажете?
  • Вы отвечаете:
  • — Позвольте мне об этом немного подумать.
  • И вот этот самый отпуск на время к себе самому, чтобы сосредоточиться, определиться, самому разобраться, найти смысл проходящему времени, — и есть то, что мы называем дневником.

Творческое поведение

  • Пришвин М. М.: Поведение то и есть, что каждый стал на свой путь.
  • …Творческое поведение я понимаю, как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг в этом общем деле оставаться самим собой.

Счастье

  • Пришвин М. М.: Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможность для человека жить прекрасно…
  • Это мое счастье — радоваться солнцу так сильно. А что же есть счастье вообще? Конечно, та же радость бытию (про себя) при всяких, даже ужасных условиях до того, чтобы улыбнуться солнцу при последнем вздохе. Радоваться небу, солнцу, траве, выйти на дорогу, обрадоваться встрече с человеком и разделить с ним путь до его села, и в селе этом чтобы просто обрадоваться всем людям, поговорить, попеть с ними и расстаться так, чтобы дети долго потом вспоминали про веселого странника.
  • Это счастье никак не связано с удачей, но часто удача бывает от счастья; даже напротив, только измерив жизнь в глубину своей неудачей, страданьем, иной бывает способен радоваться жизни и быть счастливым.

«Удача — это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину.» — Пришвин Михаил Михайлович

Мы с тобой. Дневник любви Пришвина

  • В начале 1940 года Михаил Пришвин познакомился, а вскоре и женился на Валерии Дмитриевне Лебедевой.
  • В «Признании» – предисловии к поэме в прозе «Фацелия» Пришвин сознаётся, что он всю жизнь был в одиночестве и всё время обращался «к неведомому другу», «во всех своих книгах я остаюсь автором записок о непосредственных своих переживаниях.
  • Вот пришёл долгожданный друг мой. Мы разглядывали с ним эти пятна – записи, и в них, точно так же как бывает в пятнышках на старых обоях или на замороженных окнах, мы увидели образ моей любви – Фацелию».
  • «Дневники, это самые неверные документы о человеке», — сказала она. «Может быть, и неверные, — ответил я, — если я говорю в них о другом человеке. Но о себе или о человеке любимом — дневники единственный документ». — так заканчивается дневник Михаила Пришвина за 1940-й год — единственный за долгую жизнь целиком посвящённый любви.

Пришвин Михаил Михайлович. Мы с тобой Дневник любви. Глава 20. Остановленное мгновение

  • Пришвин М. М.: Вспоминаю недавнее в Тяжине: мы гуляли в лесу. Над нами летали мельчайшие мошки. Л. спросила:
  • — Эти мошки живут один день?
  • — Меньше, — ответил я, — эти мошки — мгновения.
  • — Взлетят и умрут?
  • — Возможно. Только им эти мгновения как вечность. Если бы удалось осознать всю совокупность сил, определяющих взлёт этой мошки, нам через это раскрылась бы вся тайна Вселенной.
  • — И мы тоже так?
  • — И мы взлетаем на то же мгновение, только у нас есть человеческая задача вспыхнуть мгновением и так остаться: не умереть.

Пришвин Михаил Михайлович – фрагменты биографии

«Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом.» — М. М. Пришвин

  • Родился Михаил Михайлович Пришвин в 1873 году 23 января (4 февраля по новому стилю) – в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье Михаила Дмитриевича и Марии Ивановны Пришвиных, они были из купеческих.
  • Михаил неважно учился в Елецкой гимназии, не давалась математика, латынь, чистописание, в первом и третьем классах оставался на второй год. Он мечтал о далёких сказочных странах.
  • В сентябре 1885 года Пришвин с двоими друзьями решил убежать «в Азию», счастливую неведомую страну, по реке Быстрой Сосне уплыли, но их тут же доставили домой. Было разбирательство в гимназии, за беглецов заступился учитель географии Василий Васильевич Розанов, писатель и философ, и мальчики не понесли никакого наказания, отделались лишь насмешками гимназистов.
  • Переехали в Тюмень, здесь Пришвин продолжил образование в реальном училище, после окончания которого поступил на агрономический факультет политехникума в Риге. И был вовлечён в бурное студенческое движение, стал читать экономическую литературу, переводил на русский язык западноевропейскую литературу, за свободомыслие был на год посажен в Митавскую тюрьму, а потом выслан в Елец.
  • В 1900 году М. Пришвин для продолжения образования поехал в Германию, слушал лекции в Берлине, в Лейпциге, в Йене, читал Спинозу и Канта, познакомился с биологами и философами, слушал лекции социолога Бюхера, бывал на концертах Никиша, увлекался музыкой Вагнера и философией Ницше. Через два года получил диплом агронома в Лейпцигском университете. Вернувшись на родину, Пришвин в качестве агронома начинает свою деятельность в Клину.
  • В Москве под руководством профессора Д.Н. Прянишникова работал в Вегетационной лаборатории Петровской сельскохозяйственной академии. Начал писать агрономические книги – «Картофель в полевой и огородной культуре», «Удобрение полей и лугов», которые спустя годы были высоко оценены специалистами.
  • В Луге под Петербургом, работая на Опытной агрономической станции как научный сотрудник, Пришвин получил распоряжение местного помещика генерала Глазенаппа прислать ему розы к семейному празднику. Но Пришвин розы не послал, сообщив генералу, что «цветы существуют на станции для опытных целей, а не для начальства. Это была недозволенная дерзость. И Пришвина уволили» (Пришвина В. Круг жизни. С. 10).
  • В Клину познакомился с Ефросиньей Павловной Смогалёвой (1883–1953), которая до 1937 года была его спутницей, потом женой. Она знала очень много подробностей деревенского быта, знала много песен, сказок.

Как Пришвин становится известным писателем

  • Михаилу Пришвину захотелось то, что накопилось, передать читателю. Первый рассказ «Домик в тумане» (1904), который был разослан по редакциям, не сохранился. Другие рассказы тоже не принесли явной удачи. Купив ружьё и охотничье снаряжение, Пришвин по совету этнографа Н.Е. Онучкова и с направлением академика А.А. Шахматова отправился собирать сказки, былины, песни и причитания – словом, фольклор в Выговском крае Олонецкой губернии. 38 записанных им сказок, как свидетельствуют исследователи, вошли в сборник Онучкова «Северные сказки» (СПб., 1908. С. 409–469).
  • Первый рассказ Пришвина был напечатан в 1906 году. В следующем году появилась и первая книга писателя, принёсшая ему известность, – «В краю непуганых птиц». Это путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северных народов Карелии. В 1920—30-е годы Пришвин выпускает книги «Родники Берендея», «Башмаки».
  • Михаила Пришвина повлекли путешествия и очерки об увиденном. Так появились книги «За волшебным колобком. Из записок на крайнем севере России и Норвегии» (СПб., 1908), в которой собраны впечатления о поздке в Соловецкий монастырь; «У стен града невидимого» (М., 1909) о знакомстве со староверами и познании их веры и быта.
  • Издательство «Знание» в 1912–1914 годах выпустило в свет три тома Собрания сочинений М.М. Пришвина: «Рассказы» (1912), «Очерки» (1913), «Славны бубны» и другие рассказы» (1914).

С началом войны Михаил Пришвин стал корреспондентом

  • Он работает в газете «Русские ведомости», напечатал статьи «Обрадованная Россия» (1914. 15 августа) – о запрете продажи водки, «Провинциальные картинки» (1914. 31 августа), «Могила-дорога» (1915. 4 марта), «В августовских лесах» (1915. 17 апреля), «Шашлык» (1915. 24 апреля), статья «Власть и пахари» не допущена цензурой к публикации.
  • Ряд статей и очерков М. Пришвин напечатал в газете «Речь», рассказ «Грезица» – в журнале М. Горького «Летопись» (1917. № 2–4), рассказ «Страшный суд» – в первом сборнике «Скифы» (1917).

Февральскую революцию Пришвин встретил как закономерное развитие политических событий.

  • Никто не думал о русском народе, интеллигенция по-прежнему говорила и думала только о философии и искусстве.
  • Михаил Пришвин по воле народных устремлений входит в редколлегию демократической газеты «День», потом становится сотрудником газеты «Новая жизнь» под редакцией М. Горького.

Революционная волна, казалось, полностью подхватила М. Пришвина, но вскоре он одумался и уехал в село Хрущёво, полученное по наследству, начал работать на земле и за письменным столом.

  • В апреле 1918 года, уехав в свой хутор Хрущёво на сельские работы, он посылает в газеты «Жизнь» и «Раннее утро» свои размышления о текущей жизни: «В телячьем вагоне», «В саду (Письмо другу)», «Бумажный змей (Жизнь деревенская)», «Второй Адам», «Распни!», «Красная горка», «Обыск».

Пришвин резко критикует новшества советской власти, вторгшейся в деревенскую жизнь, он остаётся в стороне от Гражданской войны, он ни с красными, ни с белыми.

  • Такая позиция «свободного человека» подвергалась критическому осуждению со стороны большевиков, его выгоняют из Хрущёва.
  • Он уезжает в Елец, преподаёт географию в гимназии, но и тут жизнь сложилась неудачно, и он с семьёй перебирается в глухой Дорогобужский уезд Смоленской губернии, на родину жены, где работает народным учителем, продолжая писать о народном текущем быте: «Школьная Робинзонада» (Народный учитель. 1924.

«Мирская чаша» (1922), считается многими одним из лучших произведений Пришвина.

  • Образ «мирской чаши» возникает от ужасной действительности того времени, когда всё переделывалось и разрушалось, а судьба писателя заключается в том, чтобы правдиво передать переживания человека, утратившего свою самостоятельность.
  • «А нам, писателям, – писал Пришвин, – нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слёзы и новые души, взращённые страданием, нужно понять всё прошлое в новом свете» (Пришвин М.М. Собр. соч. Т. 3. С. 68).

В 1927 году вышел автобиографический роман «Кащеева цепь», в 1930 году – «Журавлиная родина».

  • При поддержке А.М. Горького в 1927–1930 годах М. Пришвин издал собрание сочинений в семи томах, затем в 1929–1930 годах второе издание.
  • В 1933 году в журнале «Красная новь» № 3 была напечатана новая повесть М. Пришвина «Корень жизни», о которой автор написал: «Эта вещь моя коренная» (Там же. С. 361). Отдельное издание повести «Женьшень, корень жизни» вышло в Москве в 1934 году.

Пришвин Михаил Михайлович ушёл из жизни в 1954 году 16 января.

  • Похоронен в Москве на Введенском кладбище, которое основано в 1771 году. На Введенском покоятся многие известные и выдающиеся люди.
  • Среди которых Теодор фон Эйнем, основавший фабрику «Красный октябрь», повар Оливье, давший название одноименному салату, художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы.
  • Всегда цветы у московского доктора Федора Петровича Гааза – главного врача московских тюрем, основателя Полицейской больницы для бедных и беспризорных.

«Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после Октябрьской революции.» — Яна Гришина, ведущий научный сотрудник отдела Государственного литературного музея. Источник — culture.ru/live/movies/2916/tainye-dnevniki-mikhaila-prishvina

Статьи о мотивации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *