Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира.
Парижская мирная конференция (1919-1920)
- Парижская конференция, это международная конференция, созванная державами-победительницами в Первой мировой войне (1914-1918) для выработки и подписания мирных договоров с побеждёнными государствами.
- Проходила Парижская конференция в несколько этапов в период с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года при участии 33 государств.
Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира.
В ходе Парижской конференции были подготовлены мирные договоры с
- Германией (Версальский договор).
- Австрией (Сен-Жерменский договор).
- Болгарией (Нёйиский договор).
- Венгрией (Трианонский договор).
- Османской империей (Севрский мирный договор).
- Основные проблемы послевоенного устройства мира на конференции решали лидеры Великих держав, в которую входили:
- Президент США Вудро Вильсон.
- Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.
- Премьер-министр Франции Жорж Клемансо.
- Премьер-министр Италии Витторио Эмануэле Орландо.
За время конференции они провели 145 неформальных встреч и приняли все ключевые решения, которые впоследствии были утверждены остальными участниками.
Ни одно из правительств, претендовавших в тот период на статус законной всероссийской власти, не было приглашено на конференцию. Германия и её бывшие союзники были допущены на конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договоров с ними.
На конференции был одобрен устав Лиги Наций.
Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира на Парижской конференции
В ходе войны возникло несколько новых обстоятельств, которые усугубляли трудности урегулирования.
В Европе обнаружилась нежизнеспособность Австро-Венгрии в качестве многоэтнического государства. Процесс этно-национального размежевания серьезно затронул Россию.
Между тем обе эти страны выполняли очень важные функции в обеспечении общеевропейского порядка, а теперь на сотрудничество с ними не приходилось рассчитывать.
Напротив, вместо двух старых и опытных партнеров державы-победительницы имели более десяти мелких новообразований, а то и просто национально-патриотических движений, каждое из которых претендовало на независимость и создание независимого государства.
Такие государства по определению не могли быть сильными и устойчивыми. В Лондоне и Париже это понимали, по всей видимости, конкретнее, чем в США.
Но все три основных союзника понимали и другое: заблокировать процессы самоопределения невозможно, опасно даже пробовать это делать.
Возникала сложная задача — выработать основополагающие правила международного порядка.
Этим определялась перспективная задача версальского мироустройства как ее понимали прежде всего в США.
В ближайшем практическом плане цель Антанты была ни сколько не проще. Предстояло геополитически разукрупнить Германию и определить меры контроля над ее экономическим и военным потенциалом.
Страх перед возрождением германской мощи, для обуздания которой потребовалось соединение ресурсов коалиции стран Антанты и США, оставался действенным фактором международной жизни.
- Союзники рассчитывали изменить политическую карту Европы таким образом, чтобы ослабить Германию и заполнить образовавшееся после распада России, Австро-Венгрии и Оттоманской империи пространство новыми дружественными Антанте государствами.
Основными партнерами держав-победительниц в этом вопросе были националистические организации разных народов, борьбу которых против Германии, Турции и Советской России союзники поддерживали на завершающем этапе войны.
- Парижская конференция была самым значительным дипломатическим форумом со времени Венского конгресса 1814-1815 гг.
70 известных государственных деятелей и дипломатов имели статус официальных делегатов и представляли 35 государств-победителей, присоединившиеся и нейтральные страны.
Россия и Германия (хоть и по разным причинам) не были приглашены на Парижскую конференцию.
- В делегации США, Британской империи и Франции были включены сотни чиновников и экспертов.
- Британская делегация насчитывала 207 человек и занимала два отеля в центре Парижа — «Мажестик» и «Астория».
По воспоминаниям британского дипломата Роберта Сесиля, делегации стран-участниц были очень озабочены соблюдением режима секретности.
Поэтому, например, весь французский обслуживающий персонал отеля «Мажестик», где расположилась британская делегация, был замещен подданными Великобритании, и, к огорчению дипломатов, мечтавших отведать французской кухни, даже поваров выписали из Лондона.
На работу конференции также влияла и бушевавшая в Европе эпидемия гриппа-«испанки», превратившая многие отели, где жили делегаты, в подобие госпиталей.
В представлениях современников конференция казалась настоящим всемирным съездом, способным обеспечить чрезвычайно прочный и длительный мир.
Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира.
На конференции тон задавала «большая тройка» — В.Вильсон, Ж.Клемансо и Д.Ллойд Джордж, представлявшие США, Францию и Великобританию.
Все трое имели устойчивую репутацию либеральных политиков. Все трое хотели решить одну задачу — построить мир, основанный на безопасности для своих стран. Все они придерживались взглядов, так или иначе отражавших общественные настроения в своих странах.
Французская делегация выступила на конференции с программой «карфагенского мира», предложив полное разоружение и раздел Германии. Французская делегация поставила вопрос об отделении от Германии Баварии, Рейнской области, Саара и о выплате германской стороной огромной суммы репараций. Клемансо стремился сделать восстановление военной мощи Германии полностью невозможным.
Для французского премьера проблема стабильности и безопасности послевоенного порядка сопрягалась почти исключительно с ослаблением Германии и закреплением неоспоримого превосходства Франции.
Кроме того, на востоке Европы Клемансо добивался создания «санитарного кордона» из новообразуемых государств, которые могли бы и противостоять Германии, и служить барьером для проникновения революционных идей из Советской России.
Глава французского кабинета не возражал против проекта Лиги наций, но относился в нему несерьезно. «Мне нравится Лига наций, но я в нее не верю», — говорил он.
В.Вильсон был избран президентом США от демократической партии. Он прибыл на конференцию.
- Из всех идей, которые Вильсон привёз в Европу, концепция «самоопределения народов» — Четырнадцать пунктов Вильсона.
- Вильсон оставался в Париже в течение большей части решающего полугодия, с января по июнь 1919 года.
- Поведение и вся политика Вильсона в тот период означали решительный разрыв со старой американской традицией изоляционизма и неучастия в европейских делах.
Эта линия президента отнюдь не встречала внутри США безоговорочной поддержки.
- Накануне Парижской конференции в ноябре 1918 г. в США прошли выборы в Конгресс, принесшие победу республиканской партии.
Теперь Конгресс стал открыто оппозиционным по отношению к администрации демократов. Лидер республиканского большинства в конгрессе Генри Кабот Лодж постоянно подвергал внешнюю политику Вильсона суровой критике, выступал против «втягивания» США в европейские проблемы.
Поскольку по конституции США право ратификации международных договоров принадлежит Конгрессу, наличие в нем республиканского большинства подрывало позиции Вильсона, способность администрации которого обеспечить одобрение подписанных в Париже документов оказывалась под вопросом.
Американский президент представил в Париже специальную доктрину мирового порядка, основанную на политической теории, которая до того не признавалась школой европейской дипломатии.
Вильсон приехал на конференцию, надеясь на реализацию принципов, изложенных в «14 пунктах».
Он добивался создания в Европе системы коллективной безопасности, основанной на предупреждении конфликтов, а не на регулировании посредством ведения периодически повторяющихся малых войнах в интересах корректировки европейского равновесия в соответствии с традицией политики «баланса сил».
Система коллективной безопасности виделась Вильсону основанной на сочетании верности принципу самоопределения наций с наличием сильного механизма международного управления в лице Лиги наций.
При этом принцип самоопределения Вильсон объяснял отнюдь не как предоставление всем народам, которые того требовали, суверенитета и независимости, а как ограниченное правило, касавшееся только тех случаев, которые получали поддержку мирового сообщества.
То есть американский президент придерживался ограничительной и избирательной трактовки самоопределения, хотя и относил решение об оказании или неоказании поддержки тем или иным добивающимся его силам к компетенции представительного международного органа, а не узкой группы нескольких самых сильных держав.
В политике великих держав четко проявился двойной стандарт. Принцип самоопределения в той или иной мере считался применим только в Европе и Америке, и, с оговорами, в отношении Китая в Азии.
В отношении огромного большинства других территорий и народов речь о самоопределении не шла. Для них была уготована так называемая мандатная система, в соответствии с которой великие державы устанавливали на определенный, довольно продолжительный срок свою опеку над соответствующими территориями (см. ниже).
Тем не менее, главным вопросом урегулирования оставался германский. Вильсон считал, что Германия заслуживает сурового, но вместе с тем справедливого отношения, он не полностью разделял концепцию «наказания Германии» в духе предложений Клемансо.
Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира — из истории обсуждения вопросов
Дипломатическая тактика британской делегации заключались в лавировании. Великобритания не имела никаких территориальных притязаний в Европе, ее прежде всего занимала возможность добиться закрепления своего военно-морского превосходства.
Поэтому во всем, что касалось морских вооружений глава британского кабинета был предельно тверд, а в вопросах безопасности на материке и в зоне границ Германии с ее соседями — скептичен в отношении французских требований и терпим к германским отговоркам.
Ллойд Джордж полагал, что если условия мира с Германией окажутся чрезмерно тяжелыми, это может спровоцировать радикализацию германской революции по большевистскому сценарию. Проект Лиги наций Британия поддерживала, хотя и считала его не первостепенным.
Не хотели отставать от участников «большой тройки» и другие страны. Италия требовала для себя присоединения части альпийских районов Австро-Венгрии, а также некоторых территорий Оттоманской Порты.
Япония стремилась захватить германские владения в Китае (Шаньдунский полуостров), а также острова в Тихом океане.
Британские доминионы Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия так же высказывали требования присоединить к ним бывшие островные германские колонии в Тихом океане.
Основные составляющие Версальского порядка и их формирование