О истинном благополучии – фрагменты из статьи Дашковой Екатерины Романовны.
Дашкова Екатерина Романовна — Княгиня Российской империи. Она была директором Санкт-Петербургской Императорской академии наук в период с 24 января (4 февраля) 1783 до 12 (23) ноября 1796. Председателем Императорской Российской академии с 30 сентября (11 октября) 1783 до 12 (23) ноября 1796.
Академии под руководством Дашковой
О истинном благополучии – из статьи Дашковой Е. Р.
Люди обыкновенно заключают благополучие в богатстве, чинах и могуществе, в роскоши, сладострастии и в прочем, что относится к удовольствию чувств.
- Оставим человека быть человеком, но только рассмотрим богатство, власть, чины и все другое могут ли составить для него истинное и с существом его согласное благополучие.
- Те люди, кои богатство почитают благополучием, столько же ошибаются, как если бы они лекарство почитали здравием; лекарство не есть здравие, но при пристойном употреблении служит способом к оному; равным образом и богатство само по себе не есть благополучие …
Дашкова Екатерина Романовна: богатство есть вещь не только непостоянная, но часто и ко вреду служащая, то несправедливо будет заключать в нем истинное человеческое благополучие.
- Чины и могущество суть предметы, к коим самолюбие и любочестие влекут людей непобедимо.
- Естественное желание распространить благосостояние своё заставляет их искать ведущих к тому способов, а оные способы обыкновенно в чинах и власти найтить они уповают и в том не ошибаются, когда расположения их бывают праведны и клонятся к прямой пользе …
- Сладострастие и роскошь, обманчивыми своими прелестьми услаждая чувства, владычествуют над людьми неумеренно; но происходящие от них удовольствия сколь восхитительны, столь скоро и преходчивы.
- Неосторожное их употребление, истощевая тело и расслабляя душу, влечет обыкновенно за собою болезни и позднее раскаяние.
- Сии страсти не только пагубны частным людям, но приключали падение великим государствам: следовательно, как же можно поставлять их целью благополучия?
Где же искать благополучие?
Но когда ни богатство, ни могущество, ни чины, ниже роскошь и сладострастие не могут составить человеческого благополучия, то где же искать его должно?
В добродетели. Вот единственный источник не только благополучия всякого человека, но и народного блаженства.
Вот та прекрасная и редкая роза без шипов, которая не колется!
- Правила её состоят не в истреблении естественных человеческих желаний, но в научении употреблять получаемое добро согласно с рассуждением в пользу себе и обществу.
- Она не воспрещает желать богатства, чинов, власти и прочего; но воспрещает только делать из них злоупотребление.
Что такое добродетель?
- А дабы яснее показать, что без добродетели нет истинного благополучия, посмотрим, что такое добродетель?
Добродетель вообще есть то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям полезным нам самим, ближним нашим и обществу.
- По сему изъяснению усматриваем, что добродетель не что иное, как истинный долг доброго гражданина, который не только для общей, но и для собственной своей пользы всеми силами обязан споспешествовать частному и общему добру.
- Итак, не исполняя сего долгу, можно ль быть совершенно благополучным!
Екатерина Дашкова: Богатство полагает не в том, чтоб иметь всяких сокровищей много, но в том, чтоб уметь быть довольным тем, что имеешь.
- Знатность, могущество и чины желательны только потому, что дают способ благодетельствовать человечеству, защищать притесненные, отирать слезы вдов и сирот и распространять усердие свое к Отечеству.
- Будущим утешается он, воображая, что, может быть, предстанут ему случаи принесть обществу пользу или сделать какое-либо добро своему ближнему. Вот истинное человеческое благополучие, которое единою только добродетелию сооружено быть может и которое люди, не познавая прямо своей пользы, редко снискивают.
Епиктет: О безумный! Что ты делаешь?
- Епиктет, один из греческих мудрецов, видя распутного и непотребного человека, рассуждающего о учении и любомудрии, воскликнул:
- «О безумный! Что ты делаешь?
- Осмотрел ли ты чистоту твоего сосуда, прежде нежели влить в него что-нибудь?
- Без сего все то, что ты в него ни вольешь, обратится в дурное и неприятное».
- Сие самое можно отнесть к добродетели и сказать: человек! добродетель для благополучия твоего необходимо тебе нужна; если ты желаешь, чтобы она в тебе обитала, то прежде очисти себя от пороков, кои безобразят ее и оскверняют.
Благополучны ли вы?
- О Вы, кои верховною властию возводитесь на вышние чины степени и коим вверяется жребий человеков.
- Обращая мысленные взоры ваши на важность вашего долга, любите добродетель.
- С сею любовию сопрягается любовь к Отечеству вашему.
- С сею любовию сопряжено точное исполнение вашей к обществу обязанности.
Добродетельные деяния ваши, украшая вас самих, послужат для других подражанием.
Взирайте на порядок природы, которая являет вам ежедневно пример долгу вашего.
С каким намерением облака благотворительным светилом из недр земных на высоту подъемлются? С тем, чтоб, преобратяся в дождь, орошали и оживляли землю.
Равным образом и вы, с каким намерением из недр общества подъемлетесь властию государей на высокие степени?
С тем, чтоб изливать на человеков правосудие, милость и благодеяние. Вот истинный долг ваш, без исполнения которого совершенно благополучны быть вы не можете.