Мотивационный успех. Как эффективно направлять свои усилия и других, когда вы выступаете в роли менеджера? Какие базовые мотивационные теории помогают выстроить поступательный эффективный план действий и осуществить задуманное в более короткие сроки с улучшающими составляющими.
Термин «мотивация»
Термин «мотивация» происходит от латинского слова movere, что означает «двигаться».
Мотивацию можно в широком смысле определить, как силы, действующие на человека или внутри него, которые вызывают возбуждение, направление и настойчивость целенаправленных добровольных усилий.
- Мотивационный успех включён в сам термин мотивация.
- Мотивационный успех приходит быстрее, когда знаем теории мотивации.
Иерархия потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая предполагает, что индивидуальные потребности существуют в иерархии, состоящей из физиологических потребностей, потребностей в безопасности, потребностей принадлежности, потребностей в уважении и потребностей в самоактуализации.
Теория усвоенных потребностей Макклелланда
Теория Макклелланда предполагает, что люди учатся потребностям своей культуры.
Три из основных потребностей в этой теории — это:
- Потребность в принадлежности — это желание установить социальные отношения с другими.
- Потребность во власти отражает желание контролировать свое окружение и влиять на других.
- Потребность в достижении — это желание брать на себя ответственность, ставить сложные цели и получать отзывы о производительности. С него начинается мотивационный успех.
Суть теории усвоенных потребностей состоит в том, что, когда одна из этих потребностей сильна в человеке, она может мотивировать поведение, которое приводит к ее удовлетворению.
Таким образом, менеджеры должны попытаться понять, есть ли у их сотрудников одна или несколько из этих потребностей, и в какой степени, а также в какой степени их рабочие места могут быть структурированы для их удовлетворения.
Основные теории процессов. Мотивационный успех
Процессные — или когнитивные — теории мотивации сосредотачиваются на сознательных процессах принятия решений человеком как на объяснении мотивации.
- Мотивационный успех базируется на теории ожидания, теории справедливости, теории постановки целей, теории подкрепления.
Теория справедливости
Теория справедливости предполагает, что люди участвуют в социальном сравнении, сравнивая свои усилия и награды с усилиями других соответствующих людей. Восприятие людьми справедливости их вознаграждений по сравнению с другими влияет на их уровень мотивации.
Справедливость существует, когда люди понимают, что соотношение усилий и вознаграждений для них такое же, как и для других, с которыми они сравнивают себя.
Неравенство существует, когда люди понимают, что соотношение усилий и вознаграждений для них иное (обычно отрицательное), чем для других, с которыми они сравнивают себя.
Есть два типа неравенства — недостаточное вознаграждение и чрезмерное вознаграждение.
- Недостаточное вознаграждение возникает, когда человек считает, что он или она либо прилагает больше усилий, чем другой, но получает такое же вознаграждение, либо прилагает те же усилия, что и другой, за меньшее вознаграждение. Например, если сотрудник работает дольше, чем его коллега, но получает такую же зарплату, сотрудник будет воспринимать несправедливость в виде недооценки.
- И наоборот, с чрезмерным вознаграждением человек будет чувствовать, что его отношение усилий к вознаграждению выше, чем у другого человека, так что он получает больше, приложив те же усилия или получая такое же вознаграждение даже с меньшими усилиями.
Теория постановки целей
Теория постановки целей утверждает, что цели являются наиболее важными факторами, влияющими на мотивацию и поведение сотрудников.
- Эта теория мотивации была разработана в первую очередь Эдвином Локком и Гэри Лэтэмом.
Теория постановки целей подчеркивает важность конкретных и сложных целей в достижении мотивированного поведения. Конкретные цели часто включают количественные цели для улучшения интересующего поведения. Исследования показывают, что конкретные цели производительности намного более эффективны, чем те, в которых человеку просто говорят делать все возможное.
Сложные цели трудно, но возможно достичь. Эмпирические исследования подтверждают предположение, что цели, которые являются одновременно конкретными и сложными, более мотивируют, чем расплывчатые цели или задачи, которые относительно легко достичь.
Несколько факторов могут влиять на взаимосвязь между конкретными и трудными целями и высоким уровнем мотивации. Первым из этих факторов является приверженность цели, что означает, что чем больше человек посвящает себя достижению цели, тем больше он будет мотивирован прилагать усилия для достижения цели.
Исследования показывают, что участие сотрудников в постановке целей повысит их уровень приверженности целям.
Второй фактор, имеющий отношение к теории постановки целей, — это самоэффективность, то есть уверенность человека в том, что он или она может успешно выполнить определенную задачу.
Если люди обладают высокой степенью самоэффективности, они, вероятно, будут более позитивно реагировать на конкретные и сложные цели, чем если бы у них была низкая степень самоэффективности.
- Источник: encyclopedia.com