Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.). Экономический кризис обострил империалистическую борьбу за господство на морских путях сообщения.
Вашингтонские решения ограничивали строительство линкоров и авианосцев, С тем большей силой разгоралось соперничество в сооружении военно-морских судов всех остальных категорий.
Особенно широкую программу военно-морского строительства осуществляли США.
Англия не имела достаточно сил средств, чтобы угнаться за этим соперником. Она становилась сторонницей дальнейшего ограничения военно-морского строительства.
Британская дипломатия начала блокироваться в эти вопросах с Японией. Англия обещала Японии свою поддержку в ряде международных вопросов, при условии, что за это Япония предоставит ей свою помощь в борьбе за ограничение морского строительства Соединённых штатов Америки.
С целью обсуждения вопроса о возможном регулировании строительства военно-морского флота была созвана конференция заинтересованных держав в Лондоне.
Участниками конференции явились те же пять государств, которые участвовали в заключении Вашингтонского военно-морского соглашения, а именно — Англия, США, Япония, Франция, Италия.
Разумеется, ни одна из держав не собиралась добиваться ограничения вооружений, хотя все они и декларировали эту цель.
Заседания конференции продолжались с 21 января по 22 апреля 1930 г.
Противоречия между участниками конференции выявились в полной мере в процессе её работы.
Особенно острым явился франко-итальянский конфликт. Италия категорически настаивала на том, чтобы её флот по всем видам судов не уступал французскому.
Франция решительно возражала. Англия пыталась примирить противников.
Она была заинтересована в соглашении между ними, так как отказ Франции и Италии ограничить свои морские вооружения мог привести к быстрому их росту, опасному для английских позиций в Средиземном море.
Но все усилия англичан оказались тщетными. Итало-французское соглашение не состоялось. Решения конференции были приняты только тремя участниками и относились лишь к Англии, США и Японии.
Лондонская морская конференция дополнила Вашингтонский договор пяти держав.
Был установлен для каждой из трёх стран предельный тоннаж её флота в категориях крейсеров, эсминцев и подводных лодок.
Размеры предельного тоннажа были утверждены следующие:
Предельный тоннаж военных судов США, Англии и Японии согласно решениям Лондонской морской конференции
Страны | Суммарный тоннаж (в тысячах тонн) | ||
крейсеров | эсминцев | подводных лодок | |
Англия США Япония | 339 323 209 | 150 150 105 | 52,7 52,7 52,7 |
Решения Вашингтонской конференции не дали Англии существенного выигрыша.
Уже в 1922 г. ей пришлось согласиться на равный с США тоннаж линкоров.
Но тогда Англия смогла сохранить за собой более сильный крейсерский флот.
Согласно Лондонской конференции превосходство Англии в крейсерах по сравнению с США осталось лишь в размера 16 тысяч тонн, т. е. одного крейсера.
Флот эсминцев и подводных лодок Англии и США был уравнен.
Зато значительного успеха на Лондонской морской конференции добилась Япония.
Она в полной мере использовала поддержку Англии и англо-американские противоречия.
По крейсерам была принята «вашингтонская» пропорция 5:5:3.
Норма больших крейсеров была установлена для США — 18, Англии — 15 и Японии — 12.
Но по эсминцам Япония сумела отстоять для себя в Лондоне более выгодное соотношение 3,5 : 5.
По подводным же лодкам решения Лондонской морской конференции предоставили Японии равные возможности с Англией и США.
Сразу же по окончании морской конференции в Лондоне Япония приняла программу «пополнения флота», расширив масштаб своего военно-морского строительства.
С этого момента вооружения Японии на море стали расти самыми ускоренными темпами.
Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.). —
Мировой экономический кризис и крушение планов экономического оздоровления Европы (1929-1931 гг.)