Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.)

Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.). Экономический кризис обострил империалистическую борьбу за господство на морских путях сообщения.

Вашингтонские решения ограничивали строительство линкоров и авианосцев, С тем большей силой разгоралось соперничество в сооружении военно-морских судов всех остальных категорий.

Особенно широкую программу военно-морского строительства осуществляли США.

Англия не имела достаточно сил средств, чтобы угнаться за этим соперником. Она становилась сторонницей дальнейшего ограничения военно-морского строительства.

Британская дипломатия начала блокироваться в эти вопросах с Японией. Англия обещала Японии свою поддержку в ряде международных вопросов, при условии, что за это Япония предоставит ей свою помощь в борьбе за ограничение морского строительства Соединённых штатов Америки.

С целью обсуждения вопроса о возможном регулировании строительства военно-морского флота была созвана конференция заинтересованных держав в Лондоне.

Участниками конференции явились те же пять государств, которые участвовали в заключении Вашингтонского военно-морского соглашения, а именно — Англия, США, Япония, Франция, Италия.

Разумеется, ни одна из держав не собиралась добиваться ограничения вооружений, хотя все они и декларировали эту цель.

Заседания конференции продолжались с 21 января по 22 апреля 1930 г.

Противоречия между участниками конференции выявились в полной мере в процессе её работы.

Особенно острым явился франко-итальянский конфликт. Италия категорически настаивала на том, чтобы её флот по всем видам судов не уступал французскому.

Франция решительно возражала. Англия пыталась примирить противников.

Она была заинтересована в соглашении между ними, так как отказ Франции и Италии ограничить свои морские вооружения мог привести к быстрому их росту, опасному для английских позиций в Средиземном море.

Но все усилия англичан оказались тщетными. Итало-французское соглашение не состоялось. Решения конференции были приняты только тремя участниками и относились лишь к Англии, США и Японии.

Лондонская морская конференция дополнила Вашингтонский договор пяти держав.

Был установлен для каждой из трёх стран предельный тоннаж её флота в категориях крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Размеры предельного тоннажа были утверждены следующие:

Предельный тоннаж военных судов США, Англии и Японии согласно решениям Лондонской морской конференции

СтраныСуммарный тоннаж (в тысячах тонн)
 крейсеров эсминцевподводных лодок
Англия
США
Япония
339
323
209
150
150
105
52,7
52,7
52,7

Решения Вашингтонской конференции не дали Англии существенного выигрыша.

Уже в 1922 г. ей пришлось согласиться на равный с США тоннаж линкоров.

Но тогда Англия смогла сохранить за собой более сильный крейсерский флот.

Согласно Лондонской конференции превосходство Англии в крейсерах по сравнению с США осталось лишь в размера 16 тысяч тонн, т. е. одного крейсера.

Флот эсминцев и подводных лодок Англии и США был уравнен.

Зато значительного успеха на Лондонской морской конференции добилась Япония.

Она в полной мере использовала поддержку Англии и англо-американские противоречия.

По крейсерам была принята «вашингтонская» пропорция 5:5:3.

Норма больших крейсеров была установлена для США — 18, Англии — 15 и Японии — 12.

Но по эсминцам Япония сумела отстоять для себя в Лондоне более выгодное соотношение 3,5 : 5.

По подводным же лодкам решения Лондонской морской конференции предоставили Японии равные возможности с Англией и США.

Сразу же по окончании морской конференции в Лондоне Япония приняла программу «пополнения флота», расширив масштаб своего военно-морского строительства.

С этого момента вооружения Японии на море стали расти самыми ускоренными темпами.

Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.). – 

Мировой экономический кризис и крушение планов экономического оздоровления Европы (1929-1931 гг.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *