Исполнять своё слово, по мнению Никколо Макиавелли важно. Вероятно, так считает и каждый из нас.
- Макиавелли (Niccolò di Bernardo dei Machiavelli) занимал в правительстве Флоренции несколько должностей, самая значимая из которых — секретарь второй канцелярии, отвечавшей за дипломатические связи республики.
- Популярным произведением Макиавелли значится — «Государь».
- Никколо Макиавелли жил давно (1469—1527). Но, то о чём он рассуждает остаётся актуальным и сейчас. Как и любое другое мнение, то что высказал Макиавелли, не является идеальным, справедливым, но возможно – поучительным.
Никколо Макиавелли. Каким образом государь должен исполнять своё слово. (Фрагменты из произведения «Государь»).
Всякий легко поймёт, как похвально, если государь всегда верен своему слову и действует всегда прямо и без лукавства.
- Никколо Макиавелли: в наше время однако же путём опыта можно убедиться в том, что бывали государи, прославившиеся своими делами, которые не придавали никакого значения верному исполнению своих обещаний и умели лукавством затемнять правильную оценку своих действий.
- Случалось, даже, что подобные государи выигрывали более, нежели те, которые основывали свои действия на правде и справедливости.
Два способа действия для достижения целей.
Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных. Но так как первый способ не всегда удаётся, то люди прибегают иногда и ко второму.
- Государи должны уметь пользоваться обоими способами.
- Эта мысль выражена аллегорически у многих древних писателей: Ахиллес и многие другие правители и герои древности воспитывались, по их словам, у центавра Хирона, наблюдавшего за их действиями.
- Мысль этого мифа ясна: учитель получеловек и полузверь показывает, что государи должны развивать в себе, как человеческую, так и животную сторону, без чего власть их не может быть прочна.
- Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен соединять в себе качества льва и лисицы.
- Обладая качествами только льва, он не будет уметь остерегаться и избегать западни, которую будут ему ставить.
- Будучи же только лисицею, он не будет уметь защищаться против врагов, так что, для избежания сетей и возможности победы над врагами, государи должны быть и львами, и лисицами.
- Те, которые захотят щеголять одною только львиною ролью, выкажут этим только крайнюю свою неумелость.
Конечно, если бы все люди были честны.
- Предусмотрительный государь не должен, следовательно, исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредно, и все мотивы, вынудившие его обещание, устранены.
- Конечно, если бы все люди были честны, — подобный совет можно было бы счесть за безнравственный, но так как люди обыкновенно не отличаются честностью и подданные относительно государей не особенно заботятся о выполнении своих обещаний, то и государям относительно их не для чего быть особенно щекотливыми.
- Для государей же не трудно каждое своё клятвопреступление прикрывать благовидными предлогами.
- В доказательство этого можно привести бесчисленные примеры из современной истории, можно указать на множество мирных трактатов и соглашений всякого рода, нарушенных государями или оставшихся мёртвою буквою за неисполнением их.
- При этом станет очевидно, что в больших барышах оставались те государи, которые лучше умели подражать своими действиями лисицам.
- Необходимо, однако же, последний способ действий хорошо скрывать под личиной честности. Государи должны обладать великим искусством притворства и одурачиванья, потому что люди бывают обыкновенно до того слепы и отуманены своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдёт достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману.
- Не могу из множества примеров не привести одного.
- Папа Александр VI во всю свою жизнь только и делал, что лгал и обманывал; мысль его постоянно была занята отыскиванем новых способов и случаев к обману, и между тем не было в мире человека, который умел бы лучше его убедить других в истине того, что он считал выгодным для себя предпринять.
- Чем меньше было у него желания что-либо исполнить, тем более он давал обещаний и клятв, — и, хотя все это знали, — все его предприятия увенчивались успехом. Зная хорошо человеческое сердце, он не сомневался, что всегда найдутся люди, которых ему легко удастся обмануть.
- Государям, следовательно, нет никакой надобности обладать в действительности теми хорошими качествами, которые я перечислил, но каждому из них необходимо показывать вид, что он всеми ими обладает.
- Скажу больше — действительное обладание этими качествами вредно для личного блага государей, притворство же и личина обладания ими — чрезвычайно полезны.
- Так для государей очень важно уметь выказываться милосердными, верными своему слову, человеколюбивыми, религиозными и откровенными; быть же таковыми на самом деле не вредно только в таком случае, если государь с подобными качествами сумеет, в случае надобности, заглушить их и выказать совершенно противоположные.
- Едва ли кто-нибудь станет сомневаться, что государям, особенно только что получившим власть или управляющим вновь возникающими монархиями, бывает невозможно согласовать свой образ действий с требованиями нравственности.
- Весьма часто для поддержания порядка в государстве они должны поступать против законов совести, милосердия, человеколюбия и даже против религии.
Государи должны обладать гибкою способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и, как я сказал выше, если возможно не избегать честного пути, но в случае надобности прибегать и к бесчестным средствам.
- Государи должны усиленно заботиться о том, чтобы каждая фраза, исходящая из их уст, представлялась продиктованной совместно всеми пятью перечисленными мною качествами, чтобы слушающему её особа государя представлялась самою истиною, самим милосердием, самим человеколюбием, самою искренностью и самим благочестием.
Притворятся благочестивыми? Исполнять своё слово?
- Особенно важно для государей притворятся благочестивыми.
- В этом случае люди, судящие по большей части только по одной внешности, так как способность глубокого обсуждения дана не многим, — легко обманываются.
- Личина для государей необходима, так как большинство судит о них по тому, чем они кажутся и только весьма немногие бывают в состоянии отличать кажущееся от действительного; и если даже эти немногие поймут настоящие качества государей, они не дерзнут высказать своё мнение, противное мнению большинства, да и побоятся посягнуть этим на достоинство верховной власти, представляемой государем.
- Кроме того, так как действия государей неподсудны трибуналам, то подлежат обсуждению одни только результаты действий, а не самые действия.
- Если государь сумеет только сохранить свою жизнь и власть, то все средства, какие бы он не употреблял для этого, будут считаться честными и похвальными.
- Толпа обыкновенно увлекается внешностью и успехом, а весь мир представляет толпу и не многих, к мнению которых государи обращаются только тогда, когда сами не умеют выйти из каких-либо затруднительных обстоятельств.
В наше время существует государь, назвать которого я не считаю позволительным (Макиавелли говорит здесь о Фердинанде Католическом.), который на словах — само благочестие и первый друг мира, но на деле давно уже потерял бы своё государство, если бы проводил в жизнь эти убеждения.
Источник
- Государь. Автор Никколо Макиавелли (1469—1527). Перевод — Н. С. Курочкин (1830—1884). Глава XVIII. Каким образом государь должен исполнять своё слово.