Конституционные ограничения прав главы государства во внешних сношениях

В ряде конституционных стран капиталистического мира, где законами установлена безответственность главы государства, участие этого лица во внешней политике и его роль в международных сношениях носят главным образом представительский характер. Так, например, объявление войны и заключение мира обыкновенно сводятся для главы конституционного государства к автоматическому утверждению и прокламированию от своего имени уже принятого правительством или Парламентом решения. То же самое относится к назначению и отзыву дипломатических представителей, а также к ратификации и денонсации международных договоров, ибо глава государства лишь оформляет своей подписью или декретом решение правительства. Приём иностранных дипломатических представителей ограничивается более или менее пышной церемонией, во время которой они вручают главе государства свои верительные грамоты. На их речи, если таковые имеют место, глава государства отвечает речью, текст которой заранее заготовлен или одобрен правительством. В ряде государств официальные и даже полуофициальные аудиенции иностранных дипломатических представителей у главы государства происходят обязательно в присутствии главы правительства или министра иностранных дел; таким образом, они несут ответственность за всё сказанное «безответственным» главой государства. Все внешнеполити-ческие выступления, речи и интервью главы государства также подлежат предварительному одобрению правительства. Истории известны случаи, когда глава правительства публично дезавуировал главу государства по поводу несогласованного с ним выступления. Так было с германским канцлером фон Бюловым. Он подал в отставку после интервью Вильгельма II, данного английской газете «Daily Telegraph» 28 октября 1908 г. После того как эта отставка не была принята, канцлер не побоялся сказать в Рейхстаге, что кайзер сам сожалел о впечатлении, произведённом интервью, и понял его серьёзность. При этом Бюлов добавил: «Это твёрдое убеждение, составившееся у императора в эти тягостные дни, заставит монарха впредь соблюдать в своих частных беседах ту сдержанность, которая необходима столько же для последовательной политики, сколько и для авторитета императорской власти. Если бы это было иначе, ни я и никто из моих преемников не мог бы вынести тяжести подобной ответственности». Понятно, что в странах абсолютной монархии или в тех государствах, где глава государства является одновременно и главой правительства (США), обычно имеет место иное положение.

И всё же даже в тех конституционных странах Европы, где правительство или традиция поддерживают строгий принцип безответственности главы государства (Англия, Франция и т. д.), этот последний имеет значительное влияние на руководство внешней политикой. Прежде всего наиболее важные заседания правительства, где решаются серьёзнейшие внешнеполитические вопросы, происходят под его председательством. Далее, правительство ставит главу государства в курс всех важнейших вопросов внешней политики либо путём систематических докладов, либо препровождая ему наиболее важные донесения дипломатических представителей, свои указания последним, а также главные ноты иностранных представителей и свои донесения о их демаршах. Хотя конституция и лишает главу государства права навязывать своё решение правительству, всё же его авторитет, а в некоторых случаях и прямое давление угрозой отречения (монарх) или ухода в отставку (президент) и открытия, таким образом, опасного государственного кризиса, заставляют правительство считаться с его мнением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.