Понятие государственных органов внешних сношений, их виды и функции

Понятие государственных органов внешних сношений, их виды и функции

Министерство иностранных дел РФ — орган государственного управления России, ведавший вопросами внешней политики.

Из истории МИД

Согласно информации, изложенной на idd.mid.ru:

  • В 1902 г. спустя 100 лет после образования Министерства иностранных дел за границей насчитывалось 173 штатных российских представительства – 8 посольств (в Берлине, Вене, Лондоне, Мадриде, Париже, Риме, Константинополе, Вашингтоне), 25 миссий, 3 дипломатических и политических агентства, 29 генеральных консульств, 69 консульств, 39 вице-консульств. Кроме того, действовало более 300 нештатных консулов, вице-консулов и консульских агентов.
  • К концу октября 1917 г. Россия имела за границей следующие дипломатические представительства: посольства (6) в Лондоне, Мадриде, Париже, Риме, Токио, Вашингтоне; миссии (19) в Аддис-Абебе, Афинах, Бангкоке, Белграде, Берне, Брюсселе, Бухаресте, Буэнос-Айресе, Гааге, Копенгагене, Лиссабоне, Мехико, Пекине, Рио-де-Жанейро, Стокгольме, Тегеране, Христиании, Цетинье, а также при Святейшем престоле в Риме. В Бухаре Россию представлял политический агент, в Танжере, Каире и Урге – дипломатические агенты и генеральные консулы.

 

Информационно – справочные материалы Историко-документального департамента МИД России помогают в изучении достоверной информации по вопросам дипломатии и международных отношений.

 

Понятие государственных органов внешних сношений

Дипломатия как деятельность по осуществлению внешней политики государства немыслима и непонятна без уяснения того, кто действует, какие органы государства и должностные лица осуществляют эту деятельность.

Дипломатическая служба представляет собой служебную деятельность совершенно определенных государственных органов и должностных лиц.

 

Понятие государственных органов внешних сношений, их виды и функции

  • Система органов внешних сношений, исторические типы 

Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы:

  1. центральные органы внешних сношений государства;
  2. зарубежные органы внешних сношений государства.

Группа центральных (внутренних) органов внешних сношений государства, в свою очередь, распадается по характеру их функций и правовому основанию их существования еще на две группы:

  1. органы общеполитического руководства, установленные и определенные, как правило, конституциями государств; эти органы выполняют общеполитические функции;
  2. органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) отношений с другими странами.

 

Из истории: Определения функций в области внешних сношений

Осуществление определенных функций в области внешних сношений законодательными органами власти восходит еще к древним рабовладельческим государствам.

  • Решение вопроса о войне и мире, ведение переговоров с иностранными государствами и окончательное суждение по вопросам этих переговоров, назначение дипломатических миссий и послов в иностранные государства. В Древнем Риме входило в функции римского Сената.
  • В период средневековья в тех государствах, в которых существовала республиканская форма правления, основные вопросы внешних сношений входили в функции представительных законодательных органов власти.
  • В период феодализма осуществление высших функций в области внешних сношений представительными государственными органами — явление нетипичное, поскольку типичной формой феодального государства была монархия.
  • С приходом буржуазии к власти в большинстве европейских государств устанавливалась республиканская форма правления.
  • Тем не менее конституционно парламенты во всех современных государствах с республиканской формой правления решают такие кардинальные вопросы внешних сношений, как вопросы войны и мира, а в ряде стран — даже утверждение послов, направляемых в иностранные государства. 
  • В государствах с монархической формой правления высшим государственным органом внешних сношений формально является монарх — король, император.

 

Повседневная оперативная деятельность

  • Повседневную оперативную деятельность по осуществлению внешних сношений государства осуществляет ведомство иностранных дел.

Ведомство иностранных дел, возглавляемое министром иностранных дел, осуществляет руководство и зарубежными дипломатическими представительствами данного государства.

Министерство иностранных дел является основным звеном, непосредственно осуществляющим внешнюю политику иностранных дел государства.

  • Министерство иностранных дел повседневно представляет правительство и государство за границей во внешних сношениях и в центре страны.
  • То есть в своих отношениях с послами, представителями иностранных государств, которые либо аккредитуются в данной стране, либо прибывают в страну по тому или иному поводу.

Министерство иностранных дел ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики государства.

 

Зарубежные органы внешних сношений

Обратимся теперь ко второй группе государственных органов внешних сношении — к зарубежным органам.

Их можно подразделить на две категории:

  1. Постоянные органы — это те органы, которые изо дня в день ведут работу за границей, представляя интересы своего государства. Речь идет о посольствах и миссиях, о представительствах в международных организациях и т. п.
  2. Временные органы — это различные делегации, отдельные представители, посылаемые за границу, а также так называемые наблюдатели на международных конференциях, съездах, в международных комиссиях, наконец, отдельные представители на государственных юбилеях, коронациях и т. п.
  • Иногда, когда специальный представитель в таких случаях не посылается, тот посол, который постоянно находится в стране пребывания, уполномочивается присутствовать на церемонии в качестве чрезвычайного посла.

Постоянные зарубежные органы внешних сношений по характеру своей деятельности, по функциям, которые они выполняют, могут быть дипломатическими органами, например посольства, миссии, представительства при Организации Объединенных Наций.

Международно-правовое положение консульств близко к международно-правовому статусу дипломатических представительств, но не идентично ему.

  • Представительства на различных технических или специализированных, отраслевых выставках и конгрессах тоже не носят дипломатического характера.
  • Члены этих представительств не имеют дипломатического паспорта, а выезжают с общегражданскими или служебными паспортами.
  • Такие представительства могут носить как постоянный, так и временный характер.
  • Таким образом, по функциям среди зарубежных государственных органов внешних сношений различаются дипломатические и недипломатические органы.

Карта сайта – статьи по истории дипломатии и международным отношениям. Основы дипломатической службы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *