Ключевые понятия исследования

Ключевые понятия исследования в международных отношениях

  • Политика реализма имеет очень древнюю историю.
  • Термин вошёл в обиход после публикации в 1939 году Э. Х. Карром книги «Двадцать лет кризиса: 1919–1939. Введение в изучение международных отношений». — (Д. И. Победаш. Политический реализм Эдварда Карра)

 

Эдуард Халлетт Карр

  • Эдуард Халлетт Карр (1892 – 1982) — британский историк, политолог, дипломат, журналист и исследователь международных отношений.
  • Его научная сфера: История СССР, историография, теория международных отношений.
  • Поняв, что большевики побеждают в гражданской войне, поддерживал более умеренные позиции премьера Ллойд Джорджа против сторонника интервенции Уинстона Черчилля. Участвовал в Парижской мирной конференции и других международных переговорах.
  • В 1930—1933 годах был помощником советника по делам Лиги Наций.
  • Как учёный известен своим четырнадцатитомным исследованием «История Советской России» (опубликована в 1950—1978 годах), содержащим всестороннюю оценку советской истории с 1917 по 1929 года.
  • Трудам по истории и теории международных отношений (например, «Двадцать лет кризиса: 1919—1939. Введение в изучение международных отношений», «Международные отношения после заключения мирных договоров» и «Британия: Исследование внешней политики от Версальского договора до начала войны»), а также вышедшей в 1961 году книгой «Что такое история?».

 

Основные положения политического реализма

Главными участниками международных отношений являются государства. Государства — рациональные однородные политические организмы. Только государства обладают легитимным правом объявления и ведения войн, заключения международных договоров и т. д. Существо международной политики определяют в первую очередь крупные государства, которые могут поддерживать или нарушать международную стабильность. Они делают то, что могут, в то время как слабые государства — что им позволят. Поэтому великие державы могут жертвовать интересами малых государств.

 

Международные отношения носят анархический характер (то есть в них отсутствует иерархия. Каждый руководствуется только своими интересами, поэтому основной стимул государств на международной арене — национальные интересы. Так как в международных отношениях отсутствует верховная власть, то в них господствует принцип «помоги себе сам».

 

В международных отношениях в условиях существования интересов у каждого из государств невозможно избежать конфликтных ситуаций. Поэтому в основе международных процессов лежит межгосударственный конфликт или его крайняя форма — война. Хотя представители политического реализма не исключают существования других видов международных процессов, все они носят, по их мнению, подчинённый характер по отношению к войне, а мир — это идеальная ситуация, имеющая временный характер. Международное же сотрудничество проявляется, прежде всего, в форме военных и военно-политических союзов. Самым эффективным средством обеспечения мира, согласно политическому реализму, является баланс сил, который возникает как из столкновения национальных интересов, так и из уважения прав друг друга, общности культур.

 

Так как в международных отношениях национальные интересы государств постоянно сталкиваются, то основной целью государств является обеспечение собственной безопасности. Главный ресурс её обеспечения — сила в самом широком смысле, главным признаком которой является способность контролировать поведение других участников международных отношений. Другие мотивы поведения государства на международной арене — повышение престижа государства и удовлетворение экономических интересов слоёв, имеющих политический вес в государстве.

 

Все государства имеют некоторые возможности для наступательной войны. При этом невозможно точно установить, намерено ли конкретное государство изменить баланс сил (является «ревизионистским государством») или сохранить его (как делают «государства статус-кво»). Намерения скрыты в умах, принимающих решения и не поддаются проверке, в отличие от военных возможностей. Более того, смена правительства может очень быстро привести к изменению намерений. Поэтому все великие державы вынуждены мыслить, как ревизионистские государства, даже если текущее положение их устраивает.

 

Главным средством обеспечения безопасности государства является сила или угроза применения силы, которые являются основным материальным фактором, обеспечивающим политическую мощь государства. Анархический характер международных отношений невозможно преодолеть с помощью совершенствования норм международного права, которые, наоборот, должны поддерживать превосходство силы и иерархии. Это порождает так называемую «дилемму безопасности»: великая держава не в состоянии обеспечить свою безопасность, не ухудшив безопасности других стран; безопасность является игрой с нулевой суммой.

 

Природу международных отношений нельзя изменить, можно лишь изменить конфигурацию политических сил.

 

Статьи по теме: Ключевые понятия исследования в международных отношениях

Место «стабильности» в понятийном аппарате теории международных отношений
Основные виды стабильности в миро-политической системе
Региональная специфика структур стабильности

История международных отношений

Позиции России по укреплению правовой основы миропорядка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *