История спиральной динамики

Спиральная динамика, это ?

История спиральной динамики окружена многими событиями и именами. Спиральная динамика, это модель эволюции ценностей в развитии человека, личности, групп людей и общества в целом.

Создал её Клер Уильям Грейвз иногда пишут Клэр В. Грейвс, профессор психологии, автор «The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory».

Родился 21 декабря 1914 года. Умер 3 января 1986 года.

История спиральной динамики

Clare William Graves

Вникнуть в эту тему помогут его ученики: Дон Бек (Don Edward Beck) и Крис Коуэн (Chris Cowan). Также другие люди, которые изучали, как развивалась история спиральной динамики, поэтому в статье будут ссылки на их мнения, видео, интервью, цитаты.

Дон Бек и Крис Коуэн, авторы книги «Spiral Dynamics: Mastering Values, Leadership, and Change» (Спиральная динамика: овладение ценностями, лидерством и переменами), работали с доктором Клэр Грейв в течение примерно 10 лет до его смерти в 1986 году.

Важные встречи в истории спиральной динамики

Вспомним две важные встречи. Первая встреча на конференции. Вторая встреча, это интервью с Клэром Грейвзом.

Презентация Клэром Грейвзом своей модели на конференции. «Летом 1984 мы встретились с Клэром Грейвзом на презентации его теории в рамках крупной конференции World Future Society в Вашингтоне, округ Колумбия.»

«Грейвз принял внушительную позу и прогремел своим глубоким и звучным голосом: «Я называю моё видение Моделью развивающейся, цикличной двойной спирали развития зрелых биопсихологических систем».

«По мере того как он чётко и убеждённо начинал излагать свою точку зрения, многие слушатели задавались вопросом: «Почему мы сами не подумали об этом раньше? Почему эти вещи, в которых столько смысла, не так широко известны? Ведь именно в этом кроется решение многих наиболее сложных загадок».

Фрагменты: «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке.» Глава 3. Разум спирали. – автор книги Бек Дон. Эта книга находится в интернете в открытом доступе. Каждый может прочесть и вникнуть в суть спиральной динамике.

История спиральной динамики объединила троих: Клэр В. Грейвс, Дон Бек и Крис Коуэн. Видео, интервью. Интервью провели Дон Э. Бек и Кристофер К. Коуэн. 

Это редкая видеозапись, на которой психолог развития Клэр У. Грейвз обсуждает свою пожизненную работу над концепцией психологической карты человеческого существования, академической основы, на которой основана теория спиральной динамики.

Суть спиральной динамики

  • «Психология зрелого человека — это разворачивающийся, возникающий, колеблющийся, спиралевидный процесс, отмеченный постепенным подчинением старых систем поведения более низкого порядка новым системам более высокого порядка по мере изменения экзистенциальных проблем человека», по словам доктора Клэр В. Грейвс.
  • «Объединив разрозненные и конкурирующие дисциплины в рамках интегративной системы, которая включала его собственное элегантное исследование, Грейвс обнаружил замечательные закономерности. Он был одним из первых, кто подошел к психологическому развитию с точки зрения того, что он назвал «биопсихосоциальной системой». Он пришел к выводу, что внешние условия жизни (экзистенциальные проблемы) запускают психосоциально согласованное внутреннее нейробиологическое оборудование (способности разума) для создания «уровня психологического существования» — или мировоззрения, или системы оценок.» — продолжение здесь.

Как начиналась история спиральной динамики

История начиналась так. Грейвз хотел понять различия в личностях зрелых взрослых людей в том, что касается их человеческого опыта.

«Когда Грейвз начал свои исследования, он не имел в виду какую-либо теорию. Он просто хотел понять различия в личностях зрелых взрослых людей в том, что касается их человеческого опыта. Его исследования заключались в том, чтобы его студенты написали эссе, описывающее личность зрелого взрослого человека в действии.

В своем анализе Грейвс использовал обученную группу для классификации данных по мере их сбора. Первоначальная классификация дала две группы: одна для людей, чья концепция зрелого взрослого заключалась в отрицании / принесении в жертву себя, а другая — в отношении самовыражения. Группа жертвоприношений была определена, чтобы иметь внешний локус контроля и была направлена ​​на осмысление жизни через вклад из мира, приводящий к действиям по изменению и улучшению себя. В отличие от этого, у группы самовыражения был обнаружен внутренний локус контроля, который получает направление исключительно изнутри и сосредотачивает действия на изменении мира.

По мере продолжения исследования Грейвс и его команда пришли к пяти уровням систем ценностей, представленных в определениях, предоставленных испытуемыми в отношении того, что они считали действующей зрелой взрослой личностью. Эти уровни были:

  1. Самовыражение любой ценой.
  2. Отказаться / пожертвовать собой ради награды позже.
  3. Выражайте себя в расчетах с модой и за счет других.
  4. Откажитесь / пожертвуйте собой сейчас, чтобы получить признание позже.
  5. Выражать себя как собственные желания, но не за счет других.

Продолжая свои исследования, Грейвс понял, что классификация его субъектов не остается неизменной. Он проследил за жизнями многих людей, участвовавших в исследовании.» Источник.

Как создавалась модель Clare William Graves 

«Из более чем тысячи эссе студентов в возрасте от 18 до 61 года в период с 1952 по 1959 год и дополнительных поисков, — в библиотеке Грейвс начал концептуализировать свою идею эволюционного цикла, который чередуется между фазами, в которых люди пытаются создать мир, подходящий им; цикл, который выражает себя и фазы адаптации к миру, как таковому, то есть отрицания -жертвоприношения.

Грейвс называл свою полностью разработанную модель «Эмерджентной циклической моделью двойной спирали зрелого биопсихосоциального развития взрослых», также называемой ECLET для теории эмерджентных циклических уровней существования.

Эмерджентный подразумевает, что люди развиваются, сталкиваясь с новыми жизненными условиями.  Цикличность относится к повторяющемуся переключению между выражением себя и отрицанием-жертвоприношением себя.  Двойная спираль относится к сочетанию условий жизни и способностей разума и к представлению о том, что развитие человека не является конечным.  Взрослые люди относятся к типу людей, которых изучал Грейвс.  Био относится к тому, что необходимо для развития.  Психосоциальный относится к субъективному, внутреннему развитию.

Модель Грейвса, популяризированная Доном Беком и Кристофером Коуэном в их работе 1996 года под названием «Спиральная динамика» состоит из восьми уровней. Ниже я представляю их основной дескриптор:

  1. Выразите себя, чтобы остаться в живых как организм и сохранить вид (AN, бежевый)
  2. Принесите себя в жертву традициям старших (BO, Purple)
  3. Самовыражение любой ценой (CP, красный)
  4. Пожертвуйте собой сейчас ради награды позже (DQ, синий)
  5. Выражайте себя в расчетах и ​​за счет других (ER, Orange)
  6. Принесите себя в жертву сейчас, чтобы получить признание сейчас (FS, зеленый)
  7. Выражать себя как собственные желания, но не за счет других (GT, желтый)
  8. Принесите себя в жертву экзистенциальной реальности существования и приспособьтесь к ней (HU, бирюза)

Эти восемь систем представляют различные условия жизни, в которых люди находились до настоящего времени, и развитые у них умственные способности, позволяющие реагировать на проблемы, возникающие на каждом уровне жизненных условий. Грейвс также заметил, что люди действуют не на одном уровне, а сочетают в себе способность жертвовать и самовыражение, которые активируются в зависимости от определенных ситуаций. Однако человек не может действовать на более высоком уровне, чем уровень нейропсихологического оборудования, который он разработал.

Как пришел к выводу Грейвс после многих лет исследований, человек, организация, страна могут работать полностью функционально только на уровне GT или HU, который является целостным или целостным.» Продолжение.

О чём говорит Модель спиральной динамики

Застрять в чертах характера. Часто в интернете можно встретить различные цветные изображения под названием «Спиральная динамика».

 

Как к ним относится?

 «Иногда обобщения, основанные на цвете, заходят слишком далеко и превращаются в упрощенные стереотипы и бойкие ярлыки, отделяющие элиту от меньших людей. Это одна из причин, по которой мы фокусируем внимание наших студентов на двухкомпонентных обозначениях пар букв Грейвса больше, чем на цветах спиралей. Хотя поначалу это сбивает с толку новичков, терминология гораздо мощнее цветового кода, как бы ни была растянута его радуга. Терминология A-with-N, B-with-O, C-with-P или G-with-T заставляет пользователя осознавать важность ОБЕИХ внешних условий — условий жизни — и мира внутри — нейробиологических штат. Несовпадение спиралей представляет собой всевозможные проблемы, и слишком легко свести цвета к типам и, таким образом, упустить суть теории.» — узнайте больше.

Как выглядит подлинное изображение модели спиральной динамики? Подлинное изображение выглядит реально гораздо сложнее. Как вы заметите, есть, кроме прочих  коралловый цвет. История спиральной динамики демонстрирует разные подходы к модели спиральной динамике. 

«Спиральная динамика, это интуитивно понятная и красивая модель эволюции человеческих систем. Спиральная динамика способна придать осознанность вашему взгляду на каждодневную природу человеческих взаимодействий.»

«По прочтении книги ваше восприятие сможет приобрести совершенно новые «цветные» фильтры, способные убрать конфликтность общения, способные добавить вам свободы во взаимодействии с людьми, способные добавить понимание важности управляемых изменений и навыки к их осуществлению» —  литературный редактор Анатолий Баллов, предисловие к изданной в 1996 году  книге «Спиральная динамика (Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке) — Бек Дон.

«На каждом этапе существования взрослый человек находится в поисках священного Грааля, он ищет дорогу, по которой пойдёт в своей жизни.

На первом уровне он находится в поиске автоматического физиологического удовлетворения. На втором уровне он жаждет безопасности в жизни, и далее по очерёдности — поиск подтверждения своего героического статуса, власти и славы, поиск элементарного порядка, поиск материального благосостояния, поиск любовных отношений, поиск основы для самоуважения и поиск умиротворённости в нашем непостижимом мире. И лишь поняв свою неспособность обрести этот мир, человек направится в своё новое путешествие по девятому уровню.

Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему удивлению и немалому смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение вопроса бытия — это не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая одни проблемы, он сразу же начинает сталкиваться с другими. И его путешествие становится бесконечным.» — Клэр У. Грейвз

История спиральной динамики. Откуда появились цвета?

Сам Грейвз использовал для обозначения уровней Существования пары букв. Первая половина алфавита (А, В, С и далее) обозначала определённые условия жизни в той или иной среде, а вторая половина (N, О, Р и далее) обозначала пробудившиеся в нашем мышлении способности.

«Некоторые из наших коллег используют цифры, хотя нам кажется, что это «мухлёж» многим людям подспудно кажется, что более крупное число по своей сути превосходит меньшее. Когда речь заходит о цМемах, основными понятиями должны стать целесообразность и сравнение, а не позиция в иерархии.»

«В середине 1970-х годов мы создали для цМемов цветовую систему кодов и используем её для простоты. Преимущество цветов заключается в том, что невозможно однозначно сказать, что СИНИЙ чем-то лучше или хуже КРАСНОГО. Они различны; действие одного из них будет вполне уместно для моментов, в которые действие другого может привести к ожесточённым столкновениям. Мы хотели бы ещё раз перечислить цвета цМемов и дать вам небольшую подсказку для запоминания:

  1. БЕЖЕВЫЙ A-N (цвет саванны),
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ В-0 (королевский цвет вождей племён и монархов),
  3. КРАСНЫЙ С-P («огонь в глазах» и эмоции горячей крови),
  4. СИНИЙ D-Q (небо, небеса, истинные и преданные сторонники,
  5. ОРАНЖЕВЫЙ E-R (излучение энергии стали в плавильных печах),
  6. ЗЕЛЁНЫЙ F-S (леса, экологическое сознание, «зелёная» политика),
  7. ЖЁЛТЫЙ G-Т (солнечная энергия и альтернативные технологии),
  8. БИРЮЗОВЫЙ H-U (цвет океанов и Земли, если смотреть из космоса),
  9. КОРАЛЛОВЫЙ I–V (жизнь в глубинах моря).

Обозначение этапов входа, пика и выхода связывается с использованием строчных или прописных букв. Для обозначения пика используются только прописные буквы и одиночный цвет, например ЗЕЛЁНЫЙ. Так как цМем на этапе входа содержит в себе элемент предшествовавших цМемов, мы обозначаем этап как оранжевый/ЗЕЛЁНЫЙ. Этап выхода обозначается как ЗЕЛЁНЫЙ/жёлтый, так как на этом этапе начинают понемногу проявляться новые, более комплексные проблемы, чуть опережая своего сильного предшественника. Когда в процесс вовлекается более одного цМема — а чаще всего так и происходит, — мы перечисляем их в порядке относительной важности влияния в той или иной ситуации: например, СИНИЙ-КРАСНЫЙ или фиолетовый/КРАСНЫЙ-ОРАНЖЕВЫЙ. Применяя спиральную динамику, используйте любые символы, которые наилучшим образом подходят для вас.» — источник.

Homo sapiens и история спиральной динамики

Есть ли в нашем разуме и другие, доселе скрытые и пока что нетронутые способности? Является ли Homo sapiens эволюционной вершиной нашего вида или всего лишь «технологическим достижением» нашего современного мира? Давайте взглянем в прошлое и представим себе, что обсуждали самые современные мыслители, когда условия жизни были другими. Скажем, приблизительно:

  1. БЕЖЕВЫЙ — 100 000 лет назад, Homo sapiens survlvalis — Быть человеческим существом, а не просто животным.
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ — 50 000 лет назад — Homo sapiens mysticus — Формирование племён, магии, искусства, духовной части жизни.
  3. КРАСНЫЙ — 10 000 лет назад — Homo sapiens exploiticus — Полководцы, завоевания, открытия.
  4. СИНИЙ — 5 000 лет назад, Homo sapiens absoluticus — Литература, монотеизм, осознание цели.
  5. ОРАНЖЕВЫЙ — 1 000 лет назад, Homo sapiens materialensis — Мобильность, индивидуализм, экономика.
  6. ЗЕЛЁНЫЙ — 150 лет назад, Homo sapiens humanisticus — Права человека, свобода, коллективизм.
  7. ЖЁЛТЫЙ — 50 лет назад, Homo sapiens integratus — Комплексность, хаос, взаимосвязи
  8. БИРЮЗОВЫЙ — 30 лет назад, Homo sapiens holisticus — Глобализм, экологическое сознание, паттерны.
  9. КОРАЛЛОВЫЙ — Сегодня? 

Ценностный мем – Цмем

«ЦМемы представляют собой некие базовые понятия, формирующие системы и влияющие на поведение человека: цМем включает в себя набор мыслей, мотивов и инструкций, определяющих то, как мы принимаем решения и выставляем приоритеты в нашей жизни. Каждый из них обладает собственным каналом для приёма и передачи, организационной структурой, уровнем интенсивности, нормами поведения и набором предположений о том, как работает окружающий нас мир.»

Вот краткое описание восьми основных выявленных на настоящий момент цМемов, вокруг которых скапливаются идеи и убеждения.

История спиральной динамики

Спиральная динамика. Клер Уильям Грейвз. Дон Бек.

  1. Бежевый Выживание Способность оставаться живым за счёт использования врождённых чувств.
  2. Фиолетовый Родственные связи Кровные узы и мистицизм в условиях магического и пугающего мира.
  3. Красный Власть силы Навязывание власти над самим собой, людьми и природой через взрывную независимость.
  4. Синий Сила правды Насаждение абсолютной веры в единственно правильный путь и покорность авторитетам.
  5. Оранжевый Соперничество Мышление поиска возможностей, направленное на улучшение положения дел.
  6. Зелёный Межличностные связи Человеческое благосостояние и достижение консенсуса получает наиболее высший приоритет.
  7. Жёлтый Гибкий поток Гибкая адаптация к изменениям за счет видения связанных, более масштабных картин.
  8. Бирюзовый Глобальное видение Внимание к динамике в масштабах всей Земли и действия на макроуровне.

Переломная точка в истории человечества

«По некоторым признакам мы находимся в некой переломной точке высокой значимости, точке изменения в психотектонике. В апреле 1974 года в статье Клэра У. Грейвза (Clare W. Graves), опубликованной в журнале «Футурист» (The Futurist), прозвучало предупреждение о том, что человечество находится на грани «моментального скачка» (momentous leap), и нужно придать этому пристальное внимание.»

«…что есть человеческая сущность, которая вызывает столько хаоса. В былые времена, когда гармония была необходимым условием выживания, казалось, мы могли уладить крупные конфликты по соглашению сторон или решением вождя племени. Когда мы полагались лишь на луки и стрелы, даже самые неправильные решения имели последствия только в ограниченном, местном масштабе. Сегодняшние склоки имеют межконтинентальное значение. Нравится нам эго или нет, но мы все находимся под определённым влиянием. Что-то в нас самих — а не только в используемых нами инструментах — стало менее упорядоченным, но приобрело гораздо большую силу.» — источник.

Эффект Шалтая-Болтая

  1. «Сложные времена, в которых мы находимся, заставляют нас до предела использовать наши способности к управлению самими собой; иногда кажется, что сама Земля с грохотом выходит из-под контроля. Мы сталкиваемся с эффектом Шалтая-Болтая. Если вы помните этот известный детский стишок, счастливый и упитанный Шалтай-Болтай падает со стены, на которой он сидел. И падает он с грохотом. В версии стихотворения, приведённой в книге Льюиса Кэрролла, Шалтай-Болтай, упав, разбивается на множество мелких частиц. Это плохо само но себе, но есть новости и похуже. Вся королевская конница, вся королевская рать — ресурсы на максимум! — не могут восстановить прежнего состояния бедного Шалтая-Болтая. Делать лучшее из возможного уже недостаточно. Нет такого клея, чтобы собрать его обратно. Прикладываемых усилий самых известных консультантов и уважаемых учёных мужей уже не хватает. Побеждает энтропия.»
  2. «Несомненно, бедный мистер Болтай хотел бы знать всё заранее. Руководители компаний и лидеры в различных сферах деятельности по всему миру чувствуют себя неустойчиво, но не могут понять почему. Глядя вниз со своих стен, они видят везде вдребезги разбитых шалтаев-болтаев: в корпоративных штаб-квартирах и финансовых центрах; в научных башнях из слоновой кости и научно-исследовательских учреждениях; в парламентах и мэриях; в церквях, соборах, мечетях и синагогах; в ООН и парламенте Канады; в демократических государствах и откровенно диктаторских режимах. Но мы, как и прежде, не обращаем внимания на предупреждения об опасности столкновения с айсбергом.
  3. Мы, как и непотопляемый «Титаник», находимся в зоне риска — из-за того, что являемся узниками собственных парадигм. Подобно Шалтаю-Болтаю, мы были ослеплены нашими успехами. Нам казалось, что наши миры вечно будут двигаться по одним и тем же траекториям. Мы полагали, что нам не составит труда «спускать изменения» вниз с наших высоких стен. Мы слишком мало знали о том, насколько ограниченными и искажёнными стали наши взгляды и как многого мы не замечали из-за своих стен.» — источник

Вспомним английскую песенку в переводе Маршака. Кто знал, что история спиральной динамики будет связана с этими словами.

«Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай валился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать, не может Шалтая, не может Болтая, Болтая – Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!»

Спиральная динамика. Тесты и программы

На основе спиральной динамики систем оценки Грейвза создаются различные тесты  и аналитические программы. История спиральной динамики раскрывает новые возможности.

Они «способствует само пониманию в контексте бизнеса, образования и личного развития. Часто используется для выявления невидимой динамики в отдельных лицах, командах, между лидерами и их отделами, на межведомственном уровне и внутри организаций.»

Их используют:

  1. «В качестве инструмента развития карьеры для понимания мотивационных предпочтений, соответствия требованиям организации и стиля руководства;
  2. Как инструмент дизайна для понимания группы и ее культуры, чтобы настроить работу в соответствии с их потребностями и предпочтениями;
  3. В качестве обучающего инструмента для передачи модели спирали, преподаваемой на  курсах обучения спиральной динамике уровней 1 и 2 для конкретных приложений;
  4. В качестве подспорья для коучей руководителей для согласования с потребностями / результатами клиентов;
  5. Как инструмент построения команды для выявления межличностных конфликтов и слияния;
  6. Как основа для личного развития, понимания и понимания других;
  7. Чтобы понять, как различия в мировоззрении влияют на столкновение культур;
  8. Усиление признания более глубоких потребностей и мотивов и многое другое…»

Попробуйте сами

Резюме

История спиральной динамики, имеет неоконченную историю. Эта история будет продолжаться благодаря тем, кто развивает эту теорию. 

Каждый находит свой уровень применения системы. Пусть эта статья служит путеводителям по пройденным страницам истории. Новые страницы будут написаны новым поколением. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.