Эволюция внешнеполитической концепции большевиков. Доктрина «мирного сосуществования»

Эволюция внешнеполитической концепции большевиков. Доктрина «мирного сосуществования»

Одним из последствий Первой мировой войны была идеологизация международных отношений.

Ее факторами стали размежевание между либерализмом и антилиберальными идеологиями в нескольких основных их формах — фашистской (итальянский фашизм), нацистской (германский нацизм), военно-этатистской (японский милитаризм).

Октябрьская революция в России усугубила раскол, породив собственную, левореволюционную версию антилиберальной идеологии в лице большевизма и его разновидностей.

С точки зрения большевиков, мир раскололся на две части — капитализм и социализм, которые были разделены между собой постоянно углублявшимся идейно-политическим антагонизмом. Эти «миры» по-разному представляли себе перспективы развития цивилизации.

Сам факт существования «идеологически чуждого» государства автоматически считался странами, придерживающимися иной системы ценностей, угрозой для их национальной безопасности.

Характерно, что к миру капитализма советская идеология относила и страны с буржуазно-демократическими режимами (Великобритания, США, Франция), и государства, в которых зарождались антилиберальные политические системы (Италия, позднее — Япония и Германия).

Советское руководство видело причины войн в самой системе капитализма, в его «агрессивной сущности», внутренних стимулах к экспансии, стремлении распространить свою систему ценностей на весь мир.

Отсюда делался вывод об органической природе антисоветской политики капиталистических государств и их непримиримости к «первому в мире государству рабочих и крестьян».

С такой точки зрения борьба за мир отождествлялась с борьбой за предотвращение агрессии капиталистических стран против Советской России, а борьба за предотвращение этой агрессии — с борьбой против капитализма вообще.

Между тем, сама концепция мирового переустройства на базе всемирной пролетарской революции была «зеркальным отражением» как раз тех намерений, который в Коминтерне приписывали капиталистическому миру.

Эта идея тоже ориентировала на распространение советского, социалистического строя на весь мир и нацеливала на непримиримость к идеологически чуждым буржуазным странам, их строю и образу жизни.

Однако в начале 20-х годов 20 века во внешнеполитических воззрениях большевиков стали происходить перемены.

Идея мировой революции не утрачивала значения основополагающей.

Но наряду с ней советское руководство начало разрабатывать новую теоретическую платформу, которая позволяла бы совместить революционность в идеологии с необходимостью нормализовать отношения с внешним миром, все части которого в тот период (за исключением подконтрольной большевикам Монголии) были капиталистическими.

Такой платформой стала концепция «мирного сосуществования стран с различным политическим строем», надолго заложившая логико-понятийные и политико-философские рамки внешней политики СССР.

Эта концепция не была представлена в форме единого цельного документа.

Она складывалась постепенно и состояла из трех основных постулатов, которые в разные периоды то выдвигались на передний план, то затенялись советским руководством в зависимости от конкретных обстоятельств.

Во-первых, концепция мирного сосуществования предусматривала возможность нормализации отношений и полноценного сотрудничества Советской России и СССР с капиталистическими странами на межгосударственном уровне. В первую очередь имелось в виду налаживание хозяйственных связей с окружающим миром.

Во-вторых, концепция «мирного сосуществования», провозглашая отказ от прямого военного столкновения с капиталистическими странами, выдвигала на передний план тактику мирной дипломатии посредством «игры на межимпериалистических противоречиях».

Советское государство должно было использовать эти противоречия в интересах социализма.

Задачей советской дипломатии было не просто восстановление контактов с внешним миром, а активное маневрирование в международном сообществе и участие в конкуренции за выход на наиболее благоприятные позиции в решении вопросов мировой политики без использования военных методов.

В-третьих, логика «мирного сосуществования» не исключала продолжения острой идеологической борьбы между социализмом и капитализмом и оказания советским правительством поддержки революционерам в любой стране мира.

Это третье положение концепции противоречило ее первому постулату о мирном сотрудничестве с капиталистическими странами, так как фактически оно представляло собой попытку легализации «морального права» большевиков вмешиваться в дела других государств, если там возникали левые и революционные брожения.

На протяжении 20-30-х годов 20 века в системе внешнеполитических органов в Москве сложилась своего рода специализация: открытый акцент на борьбе за победу мировой революции остался характерным для документов и практической работы Коминтерна, а официальные государственные органы советского государства — правительство, отдельные ведомства и комиссариаты в целом — строили международную деятельность, сообразуясь с тезисом о мирном сосуществовании.

Создав в Москве штаб-квартиру Коминтерна как организационного центра мирового революционного процесса, руководство России рассматривало мирное сосуществование как специфическую форму классовой борьбы в международном масштабе.

В советском менталитете преобладал постулат о необратимой, исторически обусловленной смене общественно-экономических формаций, якобы, неизбежно ведущей к победе коммунизма.

Западные страны официально не признавали концепцию «мирного сосуществования», считая ее уловкой, призванной отвлечь внимание от попыток экспортировать революцию за пределы Советской России.

История дипломатии

История международных отношений

  1. Валерий

    Чрезвычайно интересные и полезные материалы. Читаю и делаю выписки. Спасибо!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.