Децентрализация управления экономикой в СССР
- Несмотря на огромные послевоенные успехи, СССР стал терять темпы.
Децентрализация управления экономикой в СССР — из истории
- На протяжении 1950-х годов экономика СССР росла исключительно высокими темпами — в среднем на 10,5 % в год.
- На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов этот рост замедлился.
- Уже задания шестой пятилетки по ряду показателей не были выполнены.
- Темпы прироста производительности труда и снижения себестоимости промышленной продукции оказались гораздо меньше, чем в пятую пятилетку.
- Несмотря на эти тревожные признаки, семилетний план (1959—1965) ставил чрезвычайно амбициозные цели по росту экономики — она должна была вырасти на 80 %, а промышленность, в том числе машиностроение — в 2 раза, для промышленных отраслей это означало рост на 13-14 % в год.
- Такие планы нельзя было реализовать за счёт увеличения численности занятых — их предполагалось осуществить за счет роста производительности труда и других мер по повышению эффективности производства.
- Фактически к 1965 году планы не были выполнены — хотя национальный доход и объём промышленной продукции за семилетку и выросли, показатели прироста оказался ниже заявленных в Программе КПСС и семилетнем плане.
- По мнению историка Николая Митрохина, ухудшение экономической ситуации в 1962—1964 годах было сопряжено и с ошибками Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, его чрезмерным упором на машиностроительную отрасль, многочисленными и непродуманными реформами политических и государственных институтов.
- В рамках неоднозначной экономической реформы 1957 года на замену отраслевым министерствам были созданы территориальные совнархозы, контролировавшие каждый на своей территории предприятия разных отраслей.
- В начале 1960-х годов совнархозы были укрупнены, их количество стало меньше.
- В 1962 году был создан СНХ СССР.
- В 1963 — Высший совет народного хозяйства СССР.
- Эти крупные реорганизации проводились поспешно, усложняли и запутывали управление экономикой.
- Экономист Григорий Ханин рассматривал их как «рецентрализацию» управления экономикой, проводимую как ответ на фактическое невыполнение семилетнего плана и замедление роста экономики — в противовес «децентрализации» предыдущего десятилетия.
- В октябре 1964 года Никита Хрущёв был отправлен в отставку с поста Первого секретаря ЦК КПСС.
- Его место занял Леонид Брежнев. Эта смена лидера была сопряжена и со сменой экономической политики.
- Новое руководство желало решить накопившиеся экономические проблемы в долгосрочной перспективе.
Децентрализация управления экономикой в СССР — основные выводы
- Дискуссии по вопросам товарно-денежных, отношений продолжились в 1960-х гг.
- Представителями экономико-математического направления была выдвинута абстрактная концепция цен оптимального плана, не позволявшая применить ее в практике.
- Концепция оптимального управления, нацеленного на устойчивый рост уровня благосостояния граждан, стимулирующая высокопроизводительный труд и позволяющая эффективно использовать в практике ЭВМ, создана не была.
- По итогам дискуссий был признан плановый характер закона стоимости, что и легло в основу рекомендаций по укреплению хозрасчета на предприятиях в направлении децентрализации управления народным хозяйством.
Реформой 1965 г. в плановый механизм хозяйствования был встроен критерий прибыли и увеличена доля финансовых средств, остающихся в распоряжении предприятий.
- Стала развиваться практика долгосрочного кредитования производственных инвестиций, означавшая сужение сферы их централизованного распределения.
- Усилилась зависимость доходов коллективов от реализации продукции.
- От оптовых цен потребовали выполнение функции стимулирования производителей, что в условиях усиления монополизма производителей вызвало их рост и сделало невыгодным внедрение новых технологий.
- Так как темпы роста заработной платы стали опережать темпы роста производительности труда, розничные цены оставались практически фиксированными, то набирали темпы дефицит товаров народного потребления и спекуляция ими, усугубляемые решением о досрочном погашении облигаций государственного займа 1957 г.
Развивалась экономическая интеграция СССР со странами-членами СЭВ на базе координации перспективных планов экономического развития.
- В 1964 г. страны — члены СЭВ перешли к многосторонним расчетам между с использованием переводного рубля для обслуживания планов. Его эмиссию осуществлял Международный банк экономического сотрудничества, устанавливавший курс платежного рубля методом валютной корзины.
- Для развития интеграции был организован Международный инвестиционный банк, предоставлявший инвестиционные кредиты странам-членам СЭВ.
- Являясь крупным кредитором, СССР получил от социалистических стран в 1960-е годы несколько кредитов для развития сырьевых отраслей.
- В этот же период начинают развиваться кредитные отношения СССР с развитыми капиталистическими странами, направленные на закрепление сырьевой ориентации СССР в мировой экономике.
- Страны-члены СЭВ оказывали экономическую помощь развивающимся странам, программы развития которых были направлены на повышение удельного веса государственного сектора в ключевых отраслях экономики и осуществление национальных планов.
- В середине 1970-х годов появились многосторонние связи, типа соглашений «СЭВ — развивающаяся страна». Предоставляя дешевые кредиты развивающимся странам, социалистические страны несли потери.
- В течение 1960-70-х годов страна искала пути к созданию автоматизированных систем управления, но при отсутствии концепции эффективной национальной стратегии развития их создание не могло быть успешным.
- Страна продолжила путь экономических экспериментов по нормативному распределению прибыли с директивным установлением цен и лоббированием отраслевых интересов, по образованию комплексов и их разбиению.
- Все это вело к усилению монополизма производителей, к снижению темпов экономического роста и к развитию «теневого» рынка дефицитных товаров.
К середине 1980-х гг. США обгоняют СССР в темпах роста капитальных вложений.
- Устойчивыми становятся тенденции роста товарооборота с развитыми капиталистическими странами и роста внешней задолженности перед ними, приобретения сырьевой ориентации с усилением технологической и продовольственной зависимости СССР в мировой экономике.
- Учитывая, что доходы от нефти увеличиваться не будут, руководство страны сделало выбор в пользу иностранных инвестиций и трансформации социалистической экономики в капиталистическую.
Вместе с радикальными реформами в СССР началась перестройка деятельности СЭВ.
Под лозунгами самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления государство «сдавало» централизованное распределение инвестиций через механизм государственного бюджета.
- Сокращались государственные заказы и усиливалась самостоятельность предприятий в заключении хозяйственных договоров, в выборе формы хозрасчета и в ценообразовании.
- На фоне роста дефицита товаров в государственной торговле стимулируется создание кооперативов.
- Проводится реорганизация банковской системы по переводу специализированных банков на полный хозрасчет и затем создания на базе их денежных накоплений коммерческих банков, деятельность которых контролируется Госбанком.
С 1990 года имеет место множественность валютных курсов рубля.
Итогами реформирования экономики СССР явились спад производства и капитальных вложений, бюджетный дефицит, переход инфляции из скрытой формы в открытую, резкий рост внешней задолженности.
Экономическая ситуация в стране требовала чрезвычайных мер.
Выбор был сделан «сверху» в пользу распада СССР и либерализации экономики образовавшихся на его территории новых государств, образовавших Содружество независимых государств (СНГ).
Преемницей всех обязательств СССР стала Российская Федерация (РФ).
С распадом СССР страны Восточной Европы уверенно двинулись по пути либерализации национальной экономики, привлечении иностранных инвестиций и торгового сотрудничества с ЕС.
История международных отношений