Долголетие и мозг. Черниговская Т.В.

Долголетие и мозг, эту тему Татьяна Владимировна Черниговская раскрыла как великий ученый – просто, доступно, на конкретных примерах.

Долголетие и мозг

Татьяна Черниговская на Евразийском женском форуме в октябре 2021 года.

Чаще всего тему долголетия специалисты предлагают рассматривать в привязке «Долголетие и зрелый возраст» или «Долголетие и тело» или что-то подобное. Чтобы обосновать тему «Долголетие и мозг» нужны совсем другие знания, именно ими владеет Черниговская Татьяна Владимировна.

Долголетие и мозг

«Всё бессмысленно, если нет смысла в жизни» — Черниговская Т.В.

То, что вы сейчас прочтёте, можно услышать из уст Татьяны Владимировны в видео, которое опубликовано на официальном сайте 2021.eawf.ru Третьего Евразийского женского форума, который прошёл в октябре 2021 года в Санкт-Петербурге, там была проведена тематическая сессия «Мир активного долголетия: трансформация». 

Вот что сказала Татьяна Владимировна Черниговская:

Всё бессмысленно, если нет смысла в жизни.

  • Этот смысл строится не в 60 лет, а в 5 лет, — условно.
  • Если человек живёт с идеей: «Сколько гамбургеров съесть?» (буквально или условно), — тогда его перспективы плохие в любом возрасте.
  • Зачем жить? — вот так надо ставить вопрос. Если нет смысла, то нет смысла и жить. Мозг также, как и тело требует работы, требует большой работы, трудной работы.
  • Если мы ляжем на диван и будем полгода лежать, мы забудем – как ходить… надо будет снова учиться ходить, с мозгом то же самое.
  • Любое существо, и человек тоже, ведёт себя так или иначе, в зависимости от того, какая у него цель.
  • Ты чего добиться хочешь? Просто ради того, чтобы долго жить? Так не получается…

Приведу примеры

Люди, которым было очень много лет: Академик Лихачев, Наталья Петровна Бехтерева, Вербицкая. У этих долгожителей были кристально чистое сознание, потрясающая логика, великолепная память.

Бабушка Татьяны Черниговской не дожила до 100 лет – трёх месяцев.

  • Бабушка сказала, хочешь я тебе прочту поэму Мережковского – наизусть?
  • Внучка спросила, бабушка, а когда ты эту поэму учила? – Когда училась в гимназии – таков был ответ.
  • Сколько тебе было лет тогда? – Лет 10.
  • Ты хочешь сказать, что ты её помнишь 90 лет? – спросила Черниговская. (Да, помнила, потому что бабушка рассказала поэму наизусть.)

О долголетии важно думать, не тогда, когда мы начинаем стареть, а тогда, когда мы начинаем жить

«О долголетии важно думать, не тогда, когда мы начинаем стареть, а тогда, когда мы начинаем жить. Бабушки, учите внуков задумываться о смысле жизни как можно раньше.» — Татьяна Черниговская

Это важно, не когда мы начинаем стареть, а когда мы начинаем жить.

Соц сети – да провались они…

«Соц сети – да провались они в тартарары» — Черниговская Т.В. 13 октября 2021 год.

  • (Подумайте почему Татьяна Владимировна Черниговская завершила своё выступление фразой о социальных сетях и послала их в тартарары? Вероятно, что просиживание в социальных сетях никак не помогает долголетию. Не то читаете в соц сетях… Читайте хорошую художественную литературу или специальную информацию по вашей профессии. Развивайтесь, а не распыляйте своё жизненное время на соц сети, где обычно – одна сказала…)

В унисон темы «Долголетие и мозг», вспоминаются слова Лихачёва.

«Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете». – Дмитрий Сергеевич Лихачёв, о своём опыте отбывания срока на Соловках. culture.ru

Черниговская Татьяна Владимировна и Третий Евразийский женский форум

  • За крупный вклад в исследование высших функций мозга человека — мышления, языка и сознания – Татьяне Владимировне Черниговской вручили Премию Правительства Санкт-Петербурга «за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в 2021 году» в номинации «физиология и медицина — премия им. И. П. Павлова».
  • Татьяна Черниговская является одним из ведущих специалистов в России и за рубежом в области когнитивных наук.
  • Татьяна Черниговская, входит в состав Научного совета по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований при Президиуме РАН.
  • Черниговская Татьяна Владимировна, Доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, возглавляет Институт когнитивных исследований СПбГУ.

В рамках Третьего Евразийского женского форума в 2021 году Черниговская Т.В. участвовала в тематической сессии «Мир активного долголетия: трансформация». Раскрыла тему — Долголетие и мозг.

  • Ключевой вопрос дискуссии — привлечение внимания российской и международной общественности к необходимости поиска новых решений, направленных на продление активной и долгой жизни людей.
  • Участники отметили, что в условиях глобальных демографических вызовов современности на первый план выходят задачи трансформации государственных, медицинских и социальных подходов к решению проблем общества для всех возрастов, и в первую очередь – к продолжительности жизни граждан.

Платформа «Миссия женщин – вместе за здоровое общество».

  • Старение населения Земли – один из важнейших глобальных демографических вызовов современности. По прогнозу ООН, к 2050 году в мире доля людей старшего возраста (65 лет и старше) превысит 16 процентов от общей численности населения. К 2030 году пожилыми будут считаться 1,4 млрд человек. Такие прогнозы требуют уже сегодня поиска новых подходов к созданию благоприятной среды для активного долголетия и формированию комфортных условий жизни граждан старшего поколения.
  • Как изменится общество при повышении продолжительности жизни? Как перестроить системы охраны здоровья и социальной защиты? Какие подходы к социальному обслуживанию наиболее эффективны? Как повысить социальную роль граждан старшего поколения? Как обеспечить передачу навыков и знаний молодым людям? Каковы лучшие практики участия женщин в модернизации системы активного долголетия?

«Мозг — сложнейшее из того, что мы знаем во Вселенной, кроме самой Вселенной» — Черниговская Т. В. 

«Мозг — сложнейшее из того, что мы знаем во Вселенной, кроме самой Вселенной. Он невероятно сложен. Было сосчитано — это не шуточное заявление: если сложить все компьютеры земли, то их мощность наконец-то сравнялась с мощностью одного человеческого мозга. Все компьютеры земли! Вы представляете, что у вас в голове!» — Татьяна Владимировна Черниговская,

«Мы уже рождаемся с очень сложным мозгом. Но этот мозг является как бы потенцией. Это нейронная сеть, которая должна быть заполнена. Она заполняется тем, что мы видим, слышим, читаем, о чем говорим и что сами придумываем. На ней пишется текст. Это текст вашей жизни, моей, каждой индивидуальной жизни. Поэтому что напишете на этой сети, то там и будет.» — Татьяна Владимировна Черниговская

«Самое продуктивное время для мозга и наполнения его информацией — лет до пяти. Но дальше же мы продолжаем жить. Конечно, самое замечательное время для строительства нейронной сети — совсем молодой, детский возраст. Но если мозг не привык заниматься интеллектуальной деятельностью, — я не имею в виду, что вы химик, физик, ученый, — но, если вы просто лежите на диване, читаете журнал «Лиза» и жуете жвачку, тогда не на что жаловаться. Вы, наверное, помните такое чудесное произведение «Принц и нищий». Когда они поменялись местами, нищему на месте принца попалась королевская печать — понятна вся мощь королевской печати, — и он ею орехи колол, потому что не знал, что с ней делать. Так вот, если мы хотим наш мозг использовать так, как этот нищий использовал королевскую печать, тогда нужно лечь на диван и смотреть идиотские фильмы.» — Татьяна Владимировна Черниговская

«Места в мозгу так много, что даже если мы будем жить 300 лет, все равно его не перегрузим в смысле количества информации, которую в него можно запихать. Это огромное хранилище информации. Это индивидуальная вещь.» — Татьяна Владимировна Черниговская

«Я плохо отношусь к тестам. Скажем, общеизвестный тест IQ дает очень противоречивые результаты. Большие баллы набирают те, кто привык сдавать тесты, и как раз креативные, самые способные получат низкие баллы. У них будут другие ассоциации, они буду давать неординарные ответы. Я вам приведу пример, который я приводила много раз своим студентам. У меня коллега, довольно крупный ученый, в его интеллектуальных способностях сомневаться не приходится. Когда он учился в пятом классе, была мода на тесты, и детей повели выяснять, кто должен быть токарем, кто Эйнштейном, а кто строителем. Ему задали вопрос: скажи мальчик, что движется быстрее, гусь или автомобиль. Ответ очевиден, но поскольку мальчик способный, он подумал: не может быть, чтобы они задали мне такой вопрос, потому что ответ ясен. Значит здесь есть подвох. И он ответил: гусь. Он получил чрезвычайно низкий балл и чуть ли не был отправлен в школу для умственно отсталых детей, но родители вмешались, он пересдавал. Он крупный ученый, но вот этот пример говорит о том, что по-настоящему думающий человек не может решать эти тесты так просто.» — Татьяна Владимировна Черниговская

Источник цитат: spbu.ru

Мотивация 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.