Американская концепция «расширения демократии»
- Погруженная во внутренние неурядицы Россия в первой половине 1990-х годов не могла проводить активную внешнюю политику.
- Нарастание присутствия США в Центральной и Восточной Европе, и странах бывшего СССР не вызывало протестов и противодействия.
- Россия не только не выразила беспокойства в связи с американской концепцией «расширения демократии» в 1993 году, но и приветствовала её, ошибочно предположив, что реализация этой программы принесет ей материальную пользу. – Источник: interaffairs.ru/jauthor/material/2611
Демократы и демократический транзит
- Приход к власти администрации демократов привел к увеличению внимания, которое в Вашингтоне стали уделять отношениям с бывшими социалистическими странами, ставшими, как было принято считать, на путь перехода от авторитаризма к демократии («демократического транзита»).
- Американское руководство, осмысливая перемены в мире, размышляло над тем, как направить ход перемен в благоприятном для США русле.
- Прежде всего имелось в виду ликвидировать потенциал возобновления военной угрозы со стороны России.
- Кроме того, было важно создать условия, при которых наиболее развитые страны Запада могли получить доступ к интеллектуальным, человеческим, энерго-сырьевым, пространственным и другим ресурсам бывших «закрытых» стран.
- Требовалось преодолеть их изолированность посредством включения в мировые хозяйственные и политические процессы.
- Предполагалось, что США «в соответствии со своей исторической миссией и предназначением» принесут «свет демократии» в бывшие социалистические страны.
- Окажут им помощь в переходе к демократии и сумеют воспитать из молодых демократических режимов партнеров Соединенных Штатов в мировой политике.
- По сути, речь шла о распространении американского влияния на обширные пространства, ранее для него малодоступные.
Концепция «расширения демократии» 1993 г.
- 21 сентября 1993 года помощник президента США по национальной безопасности Энтони Лейк выступил в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса в Вашингтоне с речью, в которой он огласил концепцию «расширения демократии».
- Ее смысл состоял в том, что содействие демократизации бывших социалистических режимов в Евразии провозглашалось приоритетом американской внешней политики.
В июле 1994 года идеи Э. Лейка были положены в основу документа СНБ США – директивы «Стратегия национальной безопасности посредством вовлечения и расширения» (A National Security Strategy of Engagement and Enlargement).
- Речь шла о трансформировании стран Восточной Европы и бывшего СССР по усредненной демократической модели и превращении «посткоммунистического» пространства в «стратегический резерв».
- Опора на Соединенные Штаты могли бы с большими основаниями рассчитывать на сохранение позиций, приобретенных после распада СССР.
- Идея «расширения демократии» оказалась направляющей для международно-политической деятельности Соединенных Штатов при первой (1993-1996) и второй (1997-2000) администрациях Б. Клинтона.
Смысл концепции был осознан не сразу.
- Первоначально в России идею Э. Лейка приветствовали как знак намерения США оказать России помощь в проведении реформ.
- Но вскоре выяснилось, что под реализацию концепции «расширения демократии» Соединенные Штаты не имели намерения ассигновать фонды, сравнимые с финансированием «плана Маршалла» в 1947 г.
- Даже те ресурсы, которые были выделены на реализации концепции Э. Лейка, были адресованы преимущественно малым и средним странам Восточной Европы, а не России.
- Западные страны не полностью доверяли Москве, считали ее слишком сильной, непредсказуемой и опасной.
- Помимо экономического концепция Э. Лейка имела военно-политическое содержание.
- В этом смысле она вообще противоречила представлениям российской элиты о национальных интересах страны.
Американская концепция и Россия
- «Расширение демократии» предполагало включение стран, прошедших через этап «демократического транзита», в состав «демократического сообщества» – через влияние Запада.
- «Расширение демократии» должно было означать обязательное беспрекословное подчинение бывших восточноевропейских союзников СССР Западу.
- К такому обороту событий в Москве были готовы не все.