Экспертиза послания президента Фед собранию на 1998 г

Экспертиза послания президента Федеральному собранию на 1998 год, документов правительства и предложений оппозиции по социально-экономической политике

Экспертиза послания президента выявила

  • О качестве экономической политики, проводимой правительством, можно судить по проектам федерального бюджета.
  • Их экспертиза выявила неизбежность продолжения тенденции спада производства продукции и снижения инвестиционной активности, нарушения паритета цен, закрепления за российской экономикой сырьевой ориентации в международном разделении труда и усиления ее продовольственной и технологической зависимости от поставок по импорту.

Экспертиза послания. Сложной остается проблема составления сбалансированного федерального бюджета и сбора налогов.

  • Дефицит бюджета покрывается за счет роста внутреннего и внешнего государственного долга. Наряду с ухудшением финансового положения государства в мировом сообществе, обостряется финансовое положение его предприятий-производителей в связи с развитием кризиса неплатежей, что в свою очередь усиливает спад производства и снижает платежеспособность государства.
  • Рост реальных располагаемых доходов в I полугодии 1997 г. в условиях продолжающегося спада производства означает усиление тенденции текущего «проедания» инвестиционных возможностей и внешних заимствований.

Экспертиза послания — считается

  • Что принятие Налогового кодекса,
  • регулирования цен на продукцию естественных монополий,
  • ликвидация задолженности по оплате труда и социальным трансфертам,
  • ужесточение контроля за движением наличных денег,
  • уменьшение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных расходов,
  • снижение ставок кредитного процента,
  • повышение эффективности государственных инвестиций вследствие исполнения бюджета развития,
  • дедолларизация экономики позволят сократить дефицит федерального бюджета, снизить инфляцию и тем самым оживить производственные инвестиции.

Однако проблема дефицита федерального бюджета кроется, прежде всего, в несбалансированности материально-вещественных и финансовых потоков в российской экономике и в реализации концепции открытой экономики, что делает российскую экономику зависимой от движения иностранных капиталов.

  • Поэтому без решения проблемы контроля за движением капиталов и сбалансированности экономики проблема дефицита федерального бюджета неразрешима.
  • Единственное, что остается делать правительству в таких условиях — это повышать налоги и сокращать государственные расходы, что оно и намерено делать в дальнейшем.
  • В этом случае бремя расходов по продолжению реформ ложится на малоимущие слои.
  • Кроме того, правительство вынуждено было резко увеличить ставки рефинансирования до 150% в мае 1998 г.

Основные вопросы к разработчикам бюджета развития:

  • показатели оценки народнохозяйственной экономической эффективности;
  • принципы превращения бюджета развития в действенный механизм стимулирования производственных инвестиций.

Поддержка исключительно прибыльных инвестиционных проектов окажется недостаточной ввиду спада производства в убыточных предприятиях, поставляющих необходимые материальные ресурсы для реализации проектов.

  • Для обоснования эффективных направлений государственных инвестиций необходим народнохозяйственный подход к их распределению как для целей внедрения новых технологических способов производства, так и для целей сбалансированного развития экономики, нацеленного на устойчивый рост уровня жизни граждан. Это невозможно сделать без составления сбалансированного плана развития с эффективным распределением инвестиционных ресурсов.
  • Предлагаемая авторами разорванность финансирования коммерчески окупаемых проектов (прибыльных) через бюджет развития, а социально направленных проектов по традиционной схеме исполнения текущего федерального бюджета означает отсутствие единого народнохозяйственного подхода к оценке эффективности инвестиционных проектов.
  • Это противоречит их утверждениям, что в качестве ведущего механизма осуществления стратегии структурно-инвестиционного развития национальной экономики ими рассматривается новая система среднесрочного инвестиционного и финансового (бюджетного) планирования страны, базирующаяся на разработке среднесрочного прогнозного финансового плана и Федеральной инвестиционной программы до 2000 г.

Бюджет развития, составлявший основу инвестиционной программы 1997 г., был сорван, поскольку из 52 объектов было профинансировано только 11.

  • В пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 1998 г. сказано, что в ней содержится методика формирования и обоснования проектировок федерального бюджета на 1998 г. по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.
  • В основу прогнозов по объему доходов федерального бюджета на 1998 г. положены основные показатели, предусмотренные в сценарных условиях развития экономики, а также ожидаемая оценка по поступлению платежей, скорректированная с учетом изменения налогового законодательства.

В послании президента Федеральному собранию год 1997 назван годом политической стабилизации, поскольку достигнуто понимание того, что без согласия не может быть ответственной политики.

  • По-видимому, это не совсем так, поскольку ответственность предполагает контроль, а механизмы контроля, которые мы в свое время разрушили, до сих пор не отработаны.
  • Другое дело, что в обществе растет понимание того, что «сотрясению воздуха кулаками» нужно противопоставить серьезное обсуждение экономических проблем и проблем развития демократии. Послание президента, следуя концепции отчета Всемирного банка за 1997 г., так и делится на две части: экономика и демократия.
  • Для того чтобы положительно или отрицательно оценить итоги хозяйствования, нужно иметь экономическую стратегию и сформулировать критерий эффективности.
  • Так как этого в послании президента нет, то априори все итоги хозяйствования можно назвать отрицательными.
  • Тем более что президент признает кризис в экономике и вытекающий из этого ущерб в связи с ростом обслуживания государственного долга, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.

Желательно было бы определить выигравшие и проигравшие социальные слои. Просчеты в финансовой политике президент оценивает негативно.

Экспертиза послания — тем не менее в послании положительно оцениваются

тенденции увеличения ВВП и промышленного производства, экспорт зерна, рост реальных доходов, улучшение демографической ситуации, успехи в финансовой стабилизации.

  • Утверждается, что от мирового финансового кризиса Россия пострадала меньше других, а по уровню инфляции России удалось приблизиться к развитым странам, устойчив валютный курс и накоплены достаточные золотовалютные резервы. Через три месяца страна убедилась, что это не совсем так.

В послании не сказано ни слова о росте внешней задолженности, о задержках с выплатами по заработной плате и пенсиям, о низком уровне жизни большинства россиян и увеличении разрыва в их обеспеченности по сравнению гражданами развитых государств.

Экспертиза послания. Институциональная политика

Задачи: реализовать основной конституционный принцип, что в России единственным источником власти является народ, победить коррупцию и обеспечить подъем.

  • Принципы: сотрудничество властных институтов для развития процесса приватизации, включение земли в экономический оборот, контроль за экономией бюджетных средств, составление Кодекса государственной службы, ясные отношения между властью и участниками экономической жизни, юридическое нормотворчество, формирование среднего слоя и поддержка малого предпринимательства.
  • Декларация о том, что народ вправе спрашивать с власти за качество ее действий и ее эффективность, должна быть подкреплена соответствующими механизмами. Следует определить понятие эффективной экономики, о которой много говорится в документе, и механизмы контроля со стороны народа за распределением доходов в обществе в зависимости от вклада каждого, в том числе и правительства, в рост эффективности.
  • Вместо этого в послании говорится о необходимости гражданского финансового контроля, понимая под этим замену автоматизма вычета государством из заработной платы налогов тем, что впредь каждый гражданин будет сам платить налоги, чтобы более требовательно относиться к государственным службам.

На наш взгляд, концепция эффективной экономики, оценки труда каждого и народного контроля за распределением доходов должна стать основой Кодекса государственной службы.

Инвестиционная политика

  • Задачи: поддержка технологической базы экономического роста, отечественных производителей, обновление производственной инфраструктуры для экономического роста, снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг, привлечение иностранных производственных инвестиций.
  • Принципы: нельзя идти против рынка и навязывать вместо иностранных технологий отечественные, мобилизовать все источники инвестиций, провести земельную реформу и подготовить правительству законы, регулирующие земельные отношения.

Поддержка отечественных производителей и технологической базы экономического роста ограничивается декларациями.

 

Политика на рынке труда

  • Задачи: увеличение уровня занятости и смягчение последствий высвобождения рабочей силы.
  • Принципы: повышение стимулов поиска работы безработными, включение механизма переговоров между профсоюзами и работодателями без вмешательства государства.
  • Политика на рынке труда сформулирована на языке либеральной экономики, господствовавшей в Англии в 30-х гг. XIX в. Известно, что уход государства от регулирования рынка труда ведет к тяжелым социальным последствиям.

Политика доходов

  • Задачи: увеличение доходов населения для оживления потребительского рынка.
  • Принципы: нужно добиться опережающего роста заработной платы бюджетников над темпами инфляции, но государство не может при этом прямо воздействовать на доходы.

Если нет роста производительности труда, то нет и роста производства.

Социальная политика

  • Задачи: улучшить обслуживание граждан в сфере социальных услуг.
  • Принципы: развивать конкуренцию между службами, чтобы убрать локальных монополистов.

Предлагается осуществить реформы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, пенсионную реформу и реформу российской науки.

Политика ценообразования

  • Задачи на потребительском рынке: избежать инфляции, но развивать целевое кредитование граждан, потребительский кредит.
  • Принципы: опережение заработной платы бюджетников.

Принципы: строгий контроль за ценами и тарифами естественных монополий.

Финансовая политика

  • Задачи: в 1999 г. дефицит и долги федерального бюджета должны быть равны нулю; трудности, связанные со сбором налогов, преодолены; от спекулятивных иностранных инвестиций нужно отказаться и жить по средствам; использовать налоговую систему для стимулирования производственных инвестиций; снизить налоговое бремя с 2000 г.
  • Принципы: исполнение бюджета осуществлять через систему органов федерального казначейства, организовать закупки для государственных нужд на конкурсной основе и покрывать расходы вместо гарантий и зачетов «живыми деньгами», реструктуризовать задолженность в бюджеты всех уровней, разработать программу экономии государственных расходов и эффективного управления внешним долгом, завершить согласованную с МВФ программу кредитования.

Прежде, чем доказывать преимущества технологии исполнения бюджета через федеральное казначейство, нужно сформулировать концепцию бюджета.

Денежно-кредитная политика

  • Задачи: избежать девальвации рубля, увеличить долю «живых денег» в платежах, получаемых РАО «ЕЭС России», «Газпромом», МПС; обеспечить доминирование «длинных денег», а не «коротких».
  • Принципы: не прибегать, как другие, к многомиллиардным заимствованиям, оплату продукции предприятий производить «живыми деньгами».

Для доминанты длинных денег предлагается развивать конкурентную среду из страховых компаний, пенсионных фондов и т.д., а правительству провести ревизию выполнения инвестиционных обязательств банков с возвращением предприятий государству, если обязательства банков не выполняются, но не для обеспечения подъема экономики, а для последующей их продажи.

Региональная политика

  • Задачи: подтягивание более слабых регионов, укрепление федерализма.
  • Принципы: дифференцированная экономическая политика.

Внешнеэкономическая политика

  • Задачи: развитие экономической интеграции с СНГ, но не в ущерб национальным интересам России, вступление в ГАТТ.
  • Принципы: снятие необоснованных экспортных ограничений со стороны Евросоюза, научиться цивилизованно применять антидемпинговые процедуры и не допускать вытеснения российских товаров импортными.

Следует заметить, что противопоставление национальных интересов России развитию экономической интеграции с СНГ, а также принципы экономической интеграции с СНГ и внешнеэкономической стратегии требуют пояснения. Поскольку этого в послании нет, то нет и принципов строительства внешнеэкономической и валютной политики не только по отношению к странам СНГ, но и к другим странам.

Демократия

  • В заключении послания президента сказано, что России нужна экономика, обеспечивающая ей эффективное и устойчивое развитие, и максимальное высвобождение энергии людей для ее направления в наиболее перспективное русло.
  • Центром внимания должна быть не финансовая стабилизация, а человек. 

Вслед за посланием президента на 1998 г. появилось постановление правительства РФ «Об итогах социально-экономического развития РФ в 1997 г. и задачах на 1998 г.», в котором сделано заявление о том, что оно служит формированию условий для перехода от стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема.

Депутаты

Депутаты защищают идею государственного планирования, но не определяют его недостатки в прошлом, послужившие одной из главных причин перехода к рыночным механизмам. У них речь, по существу, идет о корпоративном, а не народнохозяйственном планировании.

  • Авторы часто используют понятие экономического, производственного и инвестиционного потенциала, не только не определяя его качественно, но и не формулируя принципов его оценки.
  • Навязывая это понятие, они подменяют экономический закон пропорционального развития выдуманным ими законом соответствия потенциала и структуры производства и объемов производства и объемов конечного потребления, добавляя к нему слово «основной». По канонам политической экономии последнее добавление предполагает формулировку закона в категориях «цели и средств», иначе основным закон называть нельзя.

Экспертиза послания президента — Резюме

  • Экспертиза проектов федерального бюджета за 1997 и 1998 гг. выявила неизбежность ухудшения экономической безопасности России. Первоочередной проблемой для правительства является несбалансированность материально-вещественных и финансовых потоков в экономике. Без решения этой проблемы и установления контроля за движением капиталов не будет решена проблема неплатежей и создания условий для стимулирования производственных инвестиций. Правительство будет вынуждено повышать налоги и сокращать государственные расходы, что оно и делает в рамках курса либерализации, перекладывая бремя расходов на малоимущие слои.
  • Показатели макроэкономического прогноза, составленного при отсутствии сбалансированной стратегии социально-экономического развития и сбалансированности расчетов, не могут считаться надежными для обоснования процесса принятия решений, в том числе по проекту федерального бюджета. В основе концепции федерального бюджета сохраняется остаточный принцип финансирования государственных расходов, что определяет фискальный его характер, рост государственного долга, «проедание» инвестиционных возможностей и подчинение макроэкономической ситуации в России распродаже национальных ресурсов международным финансовым корпорациям.
  • В 1998 г. сохранится тенденция снижения объема производственных инвестиций. Бюджет развития, в основе которого отсутствует, единый народнохозяйственный подход к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, не сможет стать действенным механизмом улучшения экономической ситуации.
  • В основе послания президента Федеральному собранию на 1998 г. лежит концепция отчета Всемирного банка за 1997 г. Поэтому послание делится на две части: экономика и демократия.
  • В части «Экономики» не сформулированы причины экономического кризиса и критерий эффективности развития экономики. Выделена серьезная проблема разрыва между фондовым рынком и реальным производством, ставшего источником личного обогащения. В послании выбор сделан в пользу стратегии подъема, но анализ всех разделов экономической политики выявил продолжение либерализации экономики с надеждой на займы МВФ, иностранные инвестиции и ипотечное кредитование под продажу земли и осуществление программы экономии социальных расходов.
  • В части «Демократии» президент подчеркнул, что центром внимания должна быть не финансовая стабилизация, а ЧЕЛОВЕК. По-видимому. Президент, служащий гарантом развития демократии, должен отвечать за ее развитие, а за экономику — премьер-министр.
  • Анализ постановления правительства РФ, развивающего послание Президента в части «экономика», показал, что все сформулированные в послании проблемы остались нерешенными. Комплексный план правительства сформулирован декларативно. Отсутствие у правительства стратегии подъема и представлений об источниках инвестиций вынуждает его «пускаться» в политический торг по проведению земельной реформы для продажи земли в обмен на иностранные инвестиции, что будет ослаблять государственную безопасность России.
  • Анализ внесенных депутатами Государственной думы предложений об изменении экономического курса показал, что их предложения сводятся к идее корпоративного управления экономикой, реализующего «производство ради производства» к выгоде чиновников и тех, кто стоит во главе корпораций.
  • Анализ аналитической записки, подготовленной в Совете Федерации, показал, что предлагаемое введение инвестиционных счетов с легализацией обмена их средств на наличные деньги будет означать расширение поля деятельности спекулянтам и увеличит темпы инфляции, но не позволит решить проблему инвестирования производства.
  • Анализ предложений по переходу к стратегии подъема и спасению промышленности России показал, что это невозможно сделать как на базе монетаризма с использованием некоторых методов, усиливающих государственное регулирование экономики, так и на основе корпоративизма с использованием планирования и рынка. Для выхода из кризиса нужна согласованная система принципов экономической политики, реализующая стратегию эффективного развития национальной экономики, направленную на устойчивый рост уровня благосостояния граждан при полной занятости, отсутствии инфляции, сглаживании социального неравенства и стимулировании высокопроизводительного труда.

карта сайта — статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *