Финансовые индикаторы безопасности

Финансовые индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства с точки зрения ее соответствия требованиям экономической безопасности государства.

Завышение ставок процента за кредит по сравнению с нормой прибыли, снижение доли долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику, снижение уровня рентабельности продукции являются финансовыми индикаторами нарушения принципа эффективности производства.

Темпы инфляции и рост задолженности по заработной плате, социальным трансфертам, перекосы в уровнях рентабельности и индексов цен производителей по отраслям являются финансовыми индикаторами нарушения принципа справедливости распределения благ.

Главным сигналом угрозы финансового краха государства служит рост государственного долга на фоне спада производства и снижения производственных инвестиций. Это означает, что правительство обеспечивает текущие потребности в деньгах под заклад несуществующих будущих доходов, что в конечном счете ведет к развалу единой финансовой и денежно-кредитной системы государства, к банкротству всех органов власти и резидентов государства.

Наличие бюджетного дефицита всегда служит индикатором расстройства финансовой системы. Если же в стране наблюдается спад производства и снижение доли производственных инвестиций в общем объеме расходов федерального бюджета, то бюджетный дефицит становится индикатором фискальных, а не народнохозяйственных целей финансовой политики, то есть того, что налоги собираются не для создания государством эффективных «точек роста», а для текущего «проедания» национального богатства в счет будущих поколений.

До 1991 г. страна имела положительный прирост ВВП и превышение доходов над расходами в федеральном бюджете РФ. Начиная с 1991 г. государственный бюджет РФ утверждается с дефицитом, а страна приобретает отрицательные темпы экономического роста и снижение инвестиционной активности. В течение периода 1991-1994 гг. дефицит бюджета устойчиво возрастает с 2,7% от ВВП до 10% от ВВП [53]. В проекте бюджета на 1998 г. закладывается дефицит на уровне 4,7% объема ВВП, хотя в президентском послании на 1998 г. ставится задача достижения сбалансированного бюджета в 1999 г.

Несмотря на снижение бюджетного дефицита в утверждаемых проектах бюджета на 1995, 1996 и 1997 гг., неуклонно возрастает неисполнение федерального бюджета. Причины неисполнения бюджета кроятся как в отсутствии контроля за доходами, так и в грубых расхождениях между прогнозом и реальным развитием экономики. В январе-мае 1997 г. дефицит федерального бюджета на 46,7% был покрыт за счет роста внутреннего государственного долга и на 53,3% — за счет внешних источников. При этом осталась сложной ситуация со сбором налогов и других обязательных платежей. Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет выросла по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. в 1,4 раза. По данным исполнения федерального бюджета, за январь-декабрь 1997 г. доходы были собраны лишь в объеме 65%, а расходы профинансированы в размере 80% от утвержденных [59].

Самыми простыми способами уклонения от налогов остаются бартер (по нему проходит до 30% сделок) и расчеты «налом», которые не отражаются в бухучетности. Недопоступление около 40% налоговых доходов и недополучение в доход федерального бюджета около 40 трлн. руб. за первое полугодие 1996 г. вынудило правительство недофинансировать (в 2-3 раза) народное хозяйство. К ноябрю 1996 г. недоимки составили 73 трлн. руб. [62, №102]. 40% задолженности числится за крупнейшими сырьевыми концернами, которые с помощью неплатежей перераспределяют ВВП в свою пользу, в ответ на попытки властей регулировать цены на их продукцию.

Серьезные расхождения между прогнозом и бюджетом, с одной стороны, и реальными экономическими тенденциями — с другой, ведут к грубому секвестированию бюджетных расходов и невыполнению государственных обязательств. Поступления от продажи госпредприятий (приватизации) едва хватают для текущих выплат по зарплате, пенсиям и для погашения обязательств по ОВВЗ и ГКО [62, № 58]. В первую очередь сокращаются капвложения в производство (3% от годового плана) на финансирование АПК — 17,5%. За 5 лет бюджетного кризиса и постоянного снижения расходов бюджетная сфера пришла в глубокий упадок. По итогам девяти месяцев 1997 г. дефицит даже секвестрованного федерального бюджета составил 8,2%.

Источниками покрытия дефицита являются эмиссия денег, поступления от реализации ценных бумаг и внешнее финансирование.

Если эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, то выплаты процентов по ценным бумагам, представляющим собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают финансовые «пирамиды», отвлекающие деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что в конечном счете опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты. Покрытие дефицита внешними займами означает увеличение нагрузки на платежный баланс страны и ухудшает финансовое положение государства в мировом сообществе.

Аналогично предыдущим годам рыночных преобразований федеральный бюджет 1998 г. не является сбалансированным. В проекте федерального бюджета на 1998 г. планировался дефицит федерального бюджета примерно 132,4 трлн. руб., или 4,7% ВВП. На покрытие дефицита планируется направить источники внутреннего финансирования в общей сумме 105,8 трлн. руб. и источники внешнего финансирования — в общей сумме 26,5 трлн. руб. Общий объем процентных расходов по обслуживанию государственного долга составит 4,38% к ВВП, т.е. новые заимствования практически используются для погашения долгов по старым. Доля расходов в ВВП на обслуживание государственного долга возрастет с 4,15 до 4,38% в 1997 г.

Эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита и увеличения кредитных ресурсов ведет к обесценению наличных денег, функционирующих на потребительском рынке как средство обращения, росту цен и к снижению благосостояния тех социальных слоев, чьи доходы не успевают расти вслед за ростом цен.

Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в 1990 г., сопровождался вначале скрытой инфляцией, для которой было характерно вымывание товаров с потребительского рынка и оседание неудовлетворенного платежеспособного спроса в растущих сбережениях населения. Галопирующая инфляция 1992 г. (потребительские цены в декабре 1992 г. выросли в 26,1 раза по отношению к декабрю 1991 г.) привела в соответствие спрос и предложение на потребительском рынке за счет резкого обесценения трудовых сбережений.

После 1993 г темпы инфляции устойчиво снижаются. Она приобрела хроническую форму с медленным обесценением наличных денег. Темпы прироста потребительских цен устойчиво снижались и достигли 1,2% в июне 1996 г. против 6,7% в июне 1995 г. Более всего подорожали тарифы на услуги связи и проезд на отдельных видах транспорта. Дефицит дохода (сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов малоимущих граждан до уровня прожиточного минимума) за I полугодие 1996 г. составил 22,8 трлн. руб., или 3,5% совокупного объема денежных доходов.

Граждане, конвертируя свои зарплаты, пенсии и стипендии в валюту, ускоряют рост курса доллара и опосредованно способствуют дополнительной эмиссии рублей, а значит и их обесценению. В силу потери доверия к национальной валюте, доля расходов населения на приобретение иностранной валюты до 1997 г. неуклонно возрастала. Если в 1992 г. удельный вес расходов в денежных доходах населения на приобретение валюты составлял 0,5%, то в I полугодии 1996 г. — 16%, в декабре 1996 г.— 21,8% [5, Вып.2], а в 1997 г. — 19,9% [59, Вып.1]. По оценкам Центрального банка, масса наличных долларов в России и долларов, вложенных на вклады в российских коммерческих банках, в пересчете на текущий курс почти равна рублевой массе. Главная задача — переломить тенденцию долларизации, укрепить доверие к национальной валюте. Однако обесценение рубля по «потребительской корзине» идет гораздо быстрее, чем предусмотрено валютным коридором.

В условиях медленной инфляции денежное обращение всегда колеблется между двумя рифами — дефляции и инфляции. Когда последствия инфляции воспринимаются МВФ как опасные, проводятся рестриктивные денежно-кредитные меры. Диктуемые МВФ условия финансовой стабилизации запрещают правительству даже незначительное увеличение денежной массы как для покрытия дефицита, так и для увеличения кредитных ресурсов, так как при этом сразу в два раза увеличиваются недельные показатели инфляции.

В условиях запрета дополнительной денежной эмиссии банки компенсируют свои потери из-за роста кредиторской задолженности посредством привлечения бюджетных средств для кредитования, что, наряду с уклонениями от налогов задерживает выплаты из бюджета. Индикаторами дефицита наличных рублей являются рост задолженности по заработной плате и по социальным трансфертам (см. «Социальные индикаторы», п.2.4.). Задолженность по заработной плате в отраслях производственной сферы в первой половине 1997 г. увеличилась на 13% с начала года, в отраслях социальной сферы — на 16%. Искусственное уменьшение платежеспособного спроса населения уменьшает сбыт продукции и дополнительно увеличивает спад производства.

В оборотах между предприятиями деньги в силу преобладания кредитной системы функционируют, главным образом, как безналичные кредитные деньги. Здесь деньги выполняют в основном функцию средства платежа в отличие от наличных денег, реализующих функцию средства обращения на потребительском рынке. Инфляция издержек означает отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях.

После 1993 г. тон инфляции задают действия господствующего монополиста — ТЭК, направленные на изменение соотношения между ценами производителей, заработной платой и прибылью, получаемых в различных отраслях экономики, для сохранения своей высокой нормы прибыли. Задающий тон монополистического капитала проявляется в опережающем росте цен производителей по сравнению с ростом потребительских цен в 1993-1995 гг. В 1996 г. наблюдается примерно равная их динамика. В 1997 г. опять индекс потребительских цен, составивший к декабрю 1997 г. 111 % по отношению к декабрю 1997 г., начинает опережать индекс цен предприятий-производителей на промышленные товары, составивший 106,8% по отношению к декабрю 1996 г.

О нарушении паритета цен свидетельствуют данные табл. 21. об изменении цен производителей (в среднем за год; в разах к предыдущему году).

Ценовые диспропорции предопределяют завышенную прибыльность сырьевых экпортоориентированных отраслей и заниженную рентабельность отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, что влечет за собой неплатежеспособность и банкротство предприятий. Организация фондовых рынков такова, что процедура банкротства предприятий не ведет к эффективной смене собственности и, следовательно, усиливает спад отечественного производства и деградацию его структуры. Сырьевая ориентация российской экономики и нарушение в связи с этим паритета цен никогда не позволят правительству нейтрализовать факторы, препятствующие стабилизации финансового положения основных отраслей экономики. Для ослабления кризиса неплатежей в 1997 г. более широкое применение получает вексельное обращение, что в свою очередь усложняет проблему сбора налогов и развивает инфляцию.

Таблица 2
Изменение цен производителей

1991199219931994
Индекс цен производителей промышленной продукции2,420,59,95,1
В том числе по отраслям: электроэнергетика2,027,614,17,8
топливная промышленность2,234,215,74,6
машиностроение2,218,49,45,3
легкая промышленность3,19,77,14,1
пищевая промышленность2,618,211,5.4,8
индекс цен реализации продукции
сельскохозяйственными предприятиями
1,69,48,13,0

Без выручки от реализации и почти без оборотных средств (для нормальной оплаты поставок и выдачи заработной платы), без минимально необходимых ресурсов для поддержания в работоспособном состоянии станков, машин, оборудования и заказов на изготавливаемую продукцию предприятия не могут работать.

Расходы на погашение кредитов и займов отраслями превышают расходы на развитие и совершенствование производства. На фоне роста общей задолженности резко возрастает просроченная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность промышленных предприятий. Объем просроченных кредитов и процентов достиг в сентябре 1996 г. почти 40 трлн. руб., что более чем в 3 раза превысило объем банковских резервов [62, № 102]. Дебиторская задолженность предприятий промышленности на 1 февраля 1998 г. составила 570 млрд. деноминированных руб., из нее — 52,4% просроченная. На 1 января 1998 г. она составляла 51,9%. Кредиторская задолженность предприятий промышленности на 1 февраля 1998 г. достигла 907,2 млрд. деноминированных руб., просроченная — 57,9%. На 1 января 1998 г. она составляла 58,8%. Уменьшается масса прибыли и рентабельность индустрии. Затраты на рубль продукции выросли в 1995 г. с 79,5 коп. до 90,6 коп. Доля убыточных предприятий в промышленности в январе 1998 г. составила 45,1% в общем числе предприятий.

Учетная ставка Банка России по централизованным кредитам выросла в связи с инфляцией с 20% в 1991 г. до 210% в 1993 г. Высокий уровень процентной ставки объясняется большой кредиторской задолженностью (то есть в банки возвращается значительно меньше выданных ими кредитных ресурсов). Превышение процента за кредите несколько раз нормы прибыли в реальном секторе экономики порождает переток прироста денежных ресурсов на спекулятивные рынки с немедленным давлением на повышение инфляции. С 1994г. наметилось снижение учетной ставки из-за инфляции. Однако даже снижение учетной ставки до 60% с 21 октября 1996 г. не делает цену кредита ниже уровня рентабельности в реальном секторе и, следовательно, не увеличит инвестиции. Почти все свободные финансовые ресурсы на рынке оттягиваются ГКО с помощью искусственно завышенной их доходности, делая невозможным банковские инвестиции в реальный сектор. Низкие темпы инфляции позволили снизить ставки рефинансирования к середине 1997 г. вдвое (по сравнению с началом года до 24%), ставки по межбанковским кредитам до 16-18% годовых и доходность государственных ценных бумаг, но не создали условий предпочтительности инвестирования производства сбережениям.

Международный финансовый кризис 1997-1998 гг. нарушил тенденцию снижения учетной ставки. Для спасения рубля от девальвации Центральный банк резко взвинтил учетную ставку в феврале 1998 г. до 42% и ужесточил нормативы обязательного резервирования до 11 % для рублевых и валютных депозитов. После чего наметилось некоторое снижение ставки рефинансирования, а в мае 1998 г. опять резко ее увеличил до 150%. Девальвация рубля становится неизбежной.

Внутренний государственный долги внешние заимствования для покрытия дефицита федерального бюджета устойчиво растут, что увеличивает расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга и соответственно снижает социальные расходы. Основным инструментом заимствований является ГКО, с помощью которых власти погашают подавляющую часть долгов по зарплате, госзаказу, расходов на Чечню и т.д. В I полугодии 1997 г. внутренний государственный долг вырос по ГКО — ОФЗ на 31,3%. По итогам

девяти месяцев 1997 г. общий объем госдолга достиг 46% ВВП и стал самой крупной статьей федеральных расходов [64, 2.04.98]. Падение цен на нефть, неплатежи, увеличивающиеся до 1-3% в месяц [64, 2.04.98] заставляют правительство вновь и вновь обращаться к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках и перекладывать фискальное бремя на самых беззащитных.

Наращивание внутреннего государственного долга в условиях спада производства и снижения инвестиционной активности означает попадание государства в «долговую ловушку», когда для погашения старого долга государство вынуждено вновь занимать по принципу «финансовой пирамиды». При этом происходит автоматическое лавинообразное увеличение краткосрочной задолженности, величина которой приближается к объему денежной массы.

Взвинчивание доходности облигаций в связи постоянным их наращиванием для предотвращения девальвации рубля и заинтересованность в этом значительных сил, в свою очередь, влияют на рост расходов и увеличение бюджетного дефицита. Уменьшение доходности ГКО, ставших главным источником для поддержания ликвидности банков (с прежних 360-400% годовых), позволяет выжить лишь крупным банкам, имеющим доход даже на малой марже за счет массы прибыли. Каждый четвертый банк работает с убытками. К 1 августа 1996 г. у 161 кредитного института (против 150 в 1995 г.) были отобраны лицензии [62, № 102].

Если выручки от продажи гособлигаций и реструктуризации их рынка не хватает для оплаты сверхвысоких процентов государственных обязательств и зарплаты бюджетникам, то Центробанк осуществляет дополнительную эмиссию рублей для покупки ГКО у Минфина. Мобилизуемые Минфином деньги с помощью ГКО — ОФЗ, вливаясь в социальную сферу для зарплаты бюджетникам и под оплату сверхвысоких процентов облигаций, увеличивают инфляцию и отвлекают свободный капитал из возможных инвестиций. В 1997 г. в бюджете предусматривались инвестиции лишь на сумму в 25 трлн. руб., половина из которых пойдет на погашение кредиторской задолженности прошлых лет.

В связи с конвертацией гражданами зарплаты и пенсий в валюту происходит дальнейший рост курса доллара. Приток рублей с рынка ГКО — ОФЗ на валютный рынок, в свою очередь, увеличивает рост доходности по госбумагам. Поддержка валютного курса и доходности по госбумагам уменьшает резервные денежные фонды государства и увеличивает внешний долг России.

В 1997 г. фактически большая часть экономики перешла на бартер, занимающий 45-80% всех неденежных расчетов в зависимости от отрасли [64, 2.04.98]. Рост количества сделок по бартеру, рост взаимозачетов и денежных суррогатов, усиление долларизации экономики — все это означает кризис ликвидности и потерю эмиссионного дохода государства, который присваивается казначейством США (в части обращения долларов), эмитентами денежных суррогатов и предприятиями-неплательщиками. Наибольший ущерб казне наносят предприятия, обналичивающие деньги без уплаты налогов. Потеря государством контроля за доходами компенсируется контролем криминальных группировок.

Регионы массово уклоняются от налогов в федеральную казну. Среди крупнейших недоимщиков выступают как самые депрессивные регионы, так и те, где расположены крупнейшие сырьевые монополии. Всю ответственность за хозяйственные трудности регионы возлагают на правительство. Территории-доноры не желают финансировать дотационные субъекты Федерации.

Если уровень официальной монетизации ВВП (т.е. соотношение денежной массы и ВВП, его обеспеченность рублями) составляет всего 3-5% против нормальных 20-25%, существующих в развитых странах [62, № 58], то остальное занимают денежные суррогаты, учета которых никто не ведет.

Массовый эмиссионный характер без ограничений принял в России выпуск векселей, что создало условия для построения вексельных «пирамид», неконтролируемого роста денежной массы и развития инфляции, вывода прибыли из-под налогообложения и подделки векселей. Причина массового выпуска векселей — «простить» просроченную и безнадежную задолженность предприятиям, подлежащим банкротству. По данным Банка России, коммерческими банками в 1995 г. было выпущено векселей на сумму 114 трлн. руб., субъектами Российской Федерации — на сумму 50 трлн. руб., по векселям, выпущенным предприятиями, оценку получить невозможно [63, 14.01. 97].

Набирает силу создание в регионах не подконтрольных Центру денежных систем в виде зачетных рублей, векселей, чеков и других платежных средств. К эмиссии договорных денег прибегают и хозяйственные и административные субъекты в лице всех органов власти. Появление в провинции самостоятельных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты, означает начало развала единого государства.

Некоторые области и республики создают даже свои золотые запасы, сумев выбить из центра разрешение использовать часть драгметалла, добываемого на их территории, для залоговых фондов. Ряд субъектов Федерации уже установили в ближнем и дальнем зарубежье свои представительства. МИД открыл в 18 регионах свои консульства, 75 территорий имеют официальных представителей в МИДе [62, № 102].

В условиях спада производства и опережающего прироста денежной базы над приростом потребительских цен (прирост денежной базы за январь — апрель 1997 г. составил 11,3%, а рост потребительских цен — 6,4%) плавное регулирование Банком России официального курса доллара по отношению к отечественной валюте может достигаться лишь за счет роста внешней задолженности и исчерпания золотых и инвалютных резервов, что ведет государство к банкротству. За период 1991-1996 гг. государственный запас золота уменьшился с 484,6 т до 278 т [62, 12.05.96]. Однако данные о росте внешней задолженности в связи с регулированием курса доллара в Итогах социально-экономического развития РФ за январь-июнь 1997 г. не содержатся. Таким образом, стабильность национальной валюты поддерживается искусственно. Воздействие международного финансового кризиса сократило золотовалютные запасы страны и к марту 1998 г. они составили около 16 млрд. долл. [64, 2.04.98].

На начало 1996 г. внешняя задолженность России составила почти 130 млрд. долл., что в 4,6 раза больше, чем в 1985 г. и вдвое больше задолженности бывшего СССР. России должны 145 млрд. долл. В 1997 г. внешняя задолженность России составила 140 млрд. долл., а общая задолженность с учетом внутреннего государственного долга составила 250млрд. долл.

Внешние займы идут не на инвестирование производства, а на финансирование бюджетного дефицита, погашение долгов по зарплате и пенсиям, на поддержку валютного курса и доходности по госбумагам и способствуют вовлечению высвобождающегося внутреннего капитала в сферу валютных спекуляций и вывозу его за рубеж.

Так, для финансирования бюджетного дефицита Россия рассчитывает получить 3-летний расширенный кредит МВФ в сумме 10 млрд. долл., из которого 4 млрд. долл. приходится на 1996 г. На погашение долгов по зарплате российское правительство получило кредит 4 млрд. марок от банков ФРГ, 2 млрд. франков от Франции, три целевых кредита по 500 млн. долл. каждый от Мирового банка. На поддержание валютного курса Банк России израсходовал в апреле 2 млн. долл., что превышает объем кредитов ФРГ, Франции и транша МВФ [62, № 102,]. 11 апреля 1998 г. было подписано совместное заявление нового и.о. премьер-министра и Банка России об экономической политике на 1998 г., рассчитывая получить 3 млрд. долл. до 2000 г. от МВФ [64,14.04].

Выгода Запада от предоставления внешних займов России состоит в получении Западом гораздо большего дохода от легально вложенных в иностранные госбумаги валютных резервов Центробанка, нелегально вывезенных и инвестированных в различные активы российскими физическими и юридическими лицами, от налогов на землю и недвижимость за границей, размеры которых в России не учитываются [62, №58].

Отсутствие наложенной системы эффективного валютного и таможенного контроля отражается на размерах операций, связанных с вывозом капитала. Статья «ошибки и пропуски» в платежном балансе, составлявшая в 1993 г. 2,3 млрд. долл., а в 1995 г. 3,3 млрд. долл. [4], свидетельствует о значительном объеме сделок, являющихся фактически незаконными и отражающих масштабы неперевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.

Обслуживание государственного долга в 1998 г. составит 124,1 млрд. новых рублей — 1/4 всей расходной части. Оно осуществляется с учетом возможностей российского бюджета и реструктуризации долгов кредиторами. Рост внешней задолженности на фоне спада производства и ухудшения отраслевой структуры означает рост зависимости экономической политики государства от интересов государств-кредиторов. Россия, увязшая в долгах, не может противостоять расширению НАТО. Золотой запас России, составлявший 2049 т в 1953 г. и 850 т в 1989 г., сократился до 278 т в 1995 г., что делает его несопоставимым не только с запасом США (8141 т), ФРГ (3701 т), Франции (3182 т), Италии (2592 т) и Швейцарии (2590 т), но и таких стран, как Голландия (1532 т) и Бельгия (974 т). По следам мирового финансового кризиса отток иностранных капиталов из России составляет примерно 1,8 млрд. долл. в месяц, что не компенсирует приток, оцениваемый в 1,2 млрд. долл. [19, 5.02.98].

В Давосе правительство заявило о желании привлечения иностранных инвестиций на уровне 20 млрд. долл. Однако азиатский кризис перетянул на себя основные ресурсы мирового финансового сообщества. По мнению рыночников правительство должно и дальше продолжать политику сокращения госрасходов с увеличением налоговой нагрузки.

Ухудшается валютно-финансовое положение СНГ в мировом сообществе. Растет внешний долг стран СНГ. В странах СНГ созданы свои денежные системы. Необходимость развития интеграции хозяйственных связей внутри СНГ ставит проблему создания единого платежного союза СНГ, чтобы защитить интересы сообщества от обесценивающихся долларов и других резервных валют.

Таким образом, все финансовые индикаторы указывают на несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства требованиям его экономической безопасности.

Резюме

  • Анализ финансовых индикаторов выявил следующие негативные тенденции социально-экономического развития России: хронический характер дефицита федерального бюджета и высокий уровень его неисполнения; хронический характер инфляции с увеличением доли расходов населения на приобретение иностранной валюты; рост задолженности по заработной плате и по социальным трансфертам, рост взаимных неплатежей; общей, просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности промышленных предприятий; возрастают затраты на рубль продукции; увеличивается эмиссия не подконтрольных Центру договорных денег и растет ущерб казне от обналичивания денег без уплаты налогов; растет внутренний и внешний государственный долг, уменьшаются золотовалютные запасы России.
  • В ряде субъектов Федерации появились самостоятельные эмиссионные центры, имеющие свои золотые запасы и выпускающие денежные суррогаты. Открылись представительства регионов в ближнем и дальнем зарубежье, что означает начало развала единого государства.
  • Растет курс доллара по отношению к национальной валюте и доход Запада от предоставления внешних займов России, как от легально вложенных в иностранные госбумаги валютных резервов Центробанка, так и от роста нелегально вывезенных и инвестированных в различные активы миллиарды долларов российских физических и юридических лиц, от налогов на землю и недвижимость за границей.
  • Растет объем сделок, являющихся фактически незаконными и отражающих масштабы неперевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.
  • Ухудшается валютно-финансовое положение России и стран СНГ в мировом сообществе.
  • Основными причинами ухудшения социальных индикаторов являются несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства потребностям развития реального сектора экономики; грубые расхождения между прогнозом и реальным развитием экономики; рост уклонений от налогов из-за отсутствия контроля за доходами и роста неплатежей в народном хозяйстве; отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях, из-за чего тон инфляции задают действия господствующего монополиста ТЭК; превышение процента за кредит в несколько раз нормы прибыли в реальном секторе экономики из-за инфляции и искусственно завышенной доходности ГКО, что делает невозможным банковские инвестиции в реальный сектор; сырьевая ориентация экономики, расслоившая регионы на бедных и богатых, не желающих финансировать дотационные субъекты Федерации и компенсирующих нехватку денег выпуском собственных денежных суррогатов; рост государственного долга не для целей инвестирования производства, а на текущие расходы; бесконтрольность вывоза капиталов в огромных размерах.

  1. Сергей

    Материал очень любопытный. Жаль, что исследования закончились 98 годом!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.