Пандемия уроки

Пандемия уроки. Дмитрий Медведев дал чёткое понимание пандемии и определил поучительные уроки.

Пандемия уроки

 

Содержание скрыть

Дмитрий Анатольевич Медведев — из биографии

  • Родился 14 сентября 1965 года в Ленинграде.
  • Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году и аспирантуру ЛГУ в 1990 году.
  • Кандидат юридических наук, доцент.
  • Заместитель председателя Совета Безопасности Российской Федерации с 16 января 2020 года.
  • Председатель партии «Единая Россия» с 26 мая 2012 года.
  • Президент Российской Федерации с 7 мая 2008 года по 7 мая 2012 года

«Шесть уроков одной пандемии» — статья Дмитрия Анатольевича Медведева, опубликована в «Российской газете» 2 ноября, 2021 года.

Фрагменты из статьи.

Пандемия уроки и история

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала крупнейшим потрясением в истории последних десятилетий.

Пандемию неслучайно сравнивают с «третьей мировой войной», имея в виду разрушительные последствия от распространения смертельно опасной болезни.

  • Нанесен огромный урон социальной сфере, экономике, культуре многих государств на всех континентах.
  • Число жертв и пострадавших исчисляется десятками миллионов. 

 

Первую, самую яростную атаку вируса удалось успокоить.

  • Значительная часть людей просто привыкла жить в условиях пандемии.
  • Привыкла к проблемам, ограничениям и, увы, даже к самой болезни и ее трагическим последствиям.
  • До окончательной победы над ним еще очень далеко.
  • Угроза огромна, враг чрезвычайно опасен.
  • Эксперты говорят и об «отложенном кумулятивном эффекте» сегодняшних проблем.

Исход этого беспрецедентного сражения, как это ни банально еще раз прозвучит, зависит от того, насколько слаженными будут действия всех стран мира в борьбе с новой инфекцией.

 

Сможем ли мы извлечь уроки из пережитых нами трагических событий?

Готовы ли пересмотреть свои стратегические подходы к серьезным мировым проблемам и тактику действий в тяжелых, непредсказуемых ситуациях, когда реагировать надо быстро и точно?

  • Это важнейшие вопросы, которыми задаются сейчас все здравомыслящие люди в мире.

В первую очередь ответить на них должны власти всех государств, члены международных союзов и объединений, различных «групп влияния», от которых зависит принятие самых важных и неотложных решений глобального уровня.

Важно не упустить сохраняющиеся возможности.

Чтобы предотвращать катастрофы такого масштаба, как мировая пандемия ранее неизвестного вируса, не в меньшей степени, чем передовые технологии и вакцины, требуются политическая воля, дипломатические усилия и способность выше всего остального ставить главное — заботу о жизни, здоровье и безопасности миллионов людей.

 

Первый урок пандемии

— угрозы нужно принимать всерьез. И действовать на опережение, а не постфактум

В первый период распространения коронавируса, с декабря 2019 до начала марта 2020 года

  • — во многих странах к проблеме отнеслись достаточно беспечно.

  • Первые сообщения о новом заболевании были восприняты слишком спокойно.
  • Во многом потому, что людям казалось: страшный вирус «где-то далеко», развитые страны он не затронет. Сказывалась и привычка к ежедневным сообщениям о катастрофах в разных частях планеты.
  • В новостных лентах они обычно на первом месте, но реакция на такие сюжеты давно притупилась, их слишком много.
  • Однако руководству государств, в отличие от обывателей, уже тогда нужно было нажимать «тревожную кнопку». Промедление обошлось дорого.

 

К середине февраля 2020 года бедствие начало обретать все более серьезные масштабы.

В современном мире с его прозрачными границами и глобальной экономикой эпидемии тоже не знают барьеров.

  • Число инфицированных и жертв новой болезни начало стремительно расти.
  • Правительства многих стран были поставлены перед необходимостью срочно переформатировать систему здравоохранения, развертывать новые места в больницах, оснащать лечебные учреждения медицинским оборудованием, а людей — средствами индивидуальной защиты.

В России в тот момент оперативно приступили к разработке сценариев действий на случай массового распространения болезни.

  • В режим повышенной готовности были приведены все профильные структуры и службы.

 

С середины — конца марта и примерно до середины июня 2020 года пандемия вошла в следующую, «острую» фазу.

Угроза стала реальностью. Эпидемию переквалифицировали в пандемию.

  • Мы хорошо помним это время, когда закрывались границы, создавались оперативные штабы, объявлялись длительные нерабочие периоды и вводились ограничения на мобильность людей.

Руководство каждой страны столкнулось с мнимой дилеммой, кого спасать первым: экономику или людей.

  • Точнее, куда прежде всего направлять деньги: в социальную помощь или в поддержку бизнеса.
  • Большинство стран, и Россия в их числе, выбрали смешанный путь.

После жесткого режима изоляции был найден разумный баланс — государство поддержало и граждан, и наиболее пострадавшие отрасли, гибко реагировало на ситуацию и не допустило катастрофических сценариев.

  • В России были разработаны эффективные протоколы лечения больных, налажены производство и закупка средств индивидуальной защиты и необходимого медицинского оборудования.
  • От карантинных мер в восторге, безусловно, не был никто. Но они доказали свою достаточную эффективность.

При этом, нужно прямо признать, что чем жестче был режим «локдауна», тем эффективнее была борьба с эпидемией.

 

 

В третью фазу пандемии вошли летом — в начале осени 

К этому времени большинство компаний и, что особенно важно, вся система образования перестроились на удаленный формат работы.

  • В России был оптимизирован управленческий инструментарий, стали более эффективными каналы взаимодействия граждан и государства.

Люди смогли получать важнейшие государственные услуги дистанционно, социальные выплаты начали осуществляться в проактивном режиме.

  • Было очевидно, что эпидемия вскоре вернется с новой силой, и на ее предупреждение государство направило значительные ресурсы.

Завершились испытания вакцин против коронавируса, были зарегистрированы первые из них.

  • Эта работа шла одновременно во многих странах. В то же время в обществе нарастали тревога и недовольство: люди устали от долгих карантинов и постоянных опасений за свое здоровье.
  • Предметами дискуссий на разных континентах все чаще становились нарушения прав человека во время «локдаунов».

 

Четвертый этап пандемии, наступивший осенью — зимой 2020—2021 годов, был ознаменован новым ростом заболеваемости.

Появились новые штаммы вируса, коронавирус распространялся повсеместно, а не в локальных очагах, как это происходило прежде.

Те, кто питал надежды на скорое преодоление болезни и возвращение к нормальной жизни, были вынуждены расстаться с иллюзиями.

  • Введение новых ограничительных мер и «локдаунов» многие граждане встречали резко негативно.
  • Вспышки протестной активности мы наблюдали в Нидерландах, США, Италии, Германии и других странах. И даже в России, хотя и в гораздо меньшей степени.

 

В пятую фазу пандемии мы вступили весной 2021 года

Был очередной подъем уровня заболеваемости, который с учетом большего объема тестирования достиг исторического максимума.

Уровень заболеваемости колебался на весьма высоком, почти критическом уровне, шла массовая вакцинация.

И эту борьбу следует вести общими силами всех стран. Невзирая на все объективные трудности и тем более — на чьи-либо политические амбиции.

 

Второй урок пандемии

  • — бороться с ней можно лишь общими усилиями международного сообщества. Поодиночке обречены на поражение все

 

Что происходило в мировой экономике? 

Ответить можно одним словом — спад. И он гораздо серьезнее, чем в период финансового кризиса 2008—2009 годов.

  • Международные организации оценивают его масштабы в диапазоне от 3,3% (данные МВФ) до 3,6% (Всемирный Банк). В отдельных странах это еще более ощутимо.
  • Экономика Великобритании сжалась в 2020 году на 9,8%.
  • Франции — на 8,1%.
  • Германии — на 4,9%.
  • Канады — на 5,4%.
  • ЮАР — на 7%.
  • Индии — на 8%
  • (по данным Всемирного Банка).

В целом кризис сильнее ударил по развитым странам, имеющим более высокий уровень глобализации.

  • Международный валютный фонд оценивает провал экономик развитых стран в 2020 году в 4,7%, тогда как развивающихся — в 2,2%.

Более продвинутые экономики демонстрируют способность к ускоренному восстановлению.

Для преодоления последствий глобального спада требуется эффективная политика, направленная на дальнейшее восстановление экономики, удержание ценовой стабильности.

  • Высокий уровень долга в некоторых странах и невиданные темпы инфляции стали новыми вызовами на пути к этим целям.

Многое будет зависеть и от темпов возобновления внешнеторгового оборота, особенно в плане экспорта-импорта услуг.

Любой кризис неизбежно меняет в мире очень многое.

  • И расстановку сил на международной арене тоже. «Коронакризис» исключением не стал.

Уникален он прежде всего тем, что перед ним все страны — и экономически мощные, и совсем слабые — оказались по сути равны. И все так или иначе пострадали.

Всем пришлось мобилизовать свои ресурсы.

  • Серьезнейшая, порой непосильная нагрузка легла на системы здравоохранения и социальные службы.
  • Каждая страна была вынуждена в борьбе с эпидемией выбирать меньшее даже не из двух, а из множества зол.
  • При этом и те, кто проявлял в этой работе чудеса эффективности, не были застрахованы от новых вспышек эпидемии.

Процессы глобализации, современное развитие технологий, скорость транспортного обмена превращают нашу планету в идеальную среду для распространения вируса.

  • Полностью «опустить железный занавес» не может ни одно государство.
  • Рано или поздно ему все равно придется возобновлять торговый оборот, выдавать въездные визы туристам и предпринимателям или выпускать за границу собственных граждан. А значит (что было ясно уже в момент написания первой статьи), не может быть обособленного иммунитета в отдельно взятой стране.

Возможен только коллективный иммунитет глобального масштаба, достигать которого нужно сообща.

  • Эту простую истину прекрасно понимают врачи или ученые, представители влиятельных международных организаций гуманитарной направленности.
  • Но, как показал опыт коронавируса, с ней готовы согласиться правительства далеко не всех государств.
  • В разгар пандемии призывы к всеобщей солидарности и взаимопомощи в борьбе с болезнью, к отмене санкций, которые мешают работе систем здравоохранения, и даже к прекращению огня в «горячих точках», по сути, провалились.

Национальный эгоизм, «пещерная логика» времен холодной войны, параноидальные фантомные страхи, попытки защитить собственные, узкие геополитические интересы сплошь и рядом оказывались гораздо сильнее общечеловеческих ценностей.

  • Государства стали закрывать свои границы без предупреждения или консультаций с соседями.
  • Не торопились делиться информацией (в том числе жизненно важной для работы ученых и медиков) или помогать друг другу медикаментами и оборудованием.

Кто-то предпочитал решать проблемы самостоятельно, кто-то — за счет других.

Даже на время пандемии санкционная политика не претерпела изменений.

  • Продолжились, а иногда и с новой силой вспыхивали войны: конфликт в Нагорном Карабахе, неугасающие столкновения в Сирии, Ливии, Афганистане, периодические стычки на границе Китая и Индии, ряд конфликтов в Африке.
  • Торговая война между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой усугубилась идеологическим противостоянием и окончательно превратилась в некое подобие холодной войны.
  • Больше сейчас и откровенных провокаций, в частности в Европе.

Корабли НАТО постоянно приближаются в Балтийском и Черном морях к российским границам, иногда даже нарушая их.

Пандемия нанесла удар и по процессам интеграции.

  • Особенно наглядно эти тенденции можно проследить на примере Европейского союза, в прежние времена — одного из самых прочных объединений.
  • COVID-19 продемонстрировал, что перед лицом общей беды Европа вовсе не едина.

В разгар эпидемии европейские страны даже не стали поддерживать друг друга.

  • Помощь Италии, где ситуация с заболеваемостью вышла на критический уровень, пришла не от других членов Евросоюза, которые отказались принимать в свои госпитали итальянских больных, а из России и Китая.
  • Более того, при таможенных процедурах Чехия даже изъяла маски и респираторы, предназначенные итальянцам.
  • Лишь с сильным опозданием Италии оказали поддержку Польша, Румыния и Германия. Австрия, Германия и Люксембург в конце концов согласились предоставлять места в больницах для пациентов из соседних стран — Бельгии, Голландии, Франции и Италии.

После того как первый пик пандемии остался позади, европейские институты начали своего рода работу над ошибками, попытались адаптироваться к ситуации и разработать предупредительные меры на будущее.

  • За 2020 год Европейский союз принял более тысячи решений, чтобы свести к минимуму негативные последствия коронавируса, защитить не только жизнь, но и доходы людей.

 

Третий урок пандемии: взаимное доверие государств важнее коммерции, идеологии и конкуренции

Распространение коронавируса обнажило еще одну проблему — глобальный кризис доверия.

  • Он проявился в игнорировании международных организаций, «противостоянии вакцин», постоянных взаимных подозрениях и поисках виновных в распространении вируса.

Сильно пошатнулся авторитет Всемирной организации здравоохранения.

  • Многие страны первоначально уклонялись от сотрудничества с ВОЗ, а США фактически прекратили финансирование этой организации.

Потом сотрудничество по линии ВОЗ как-то наладилось.

  • Однако проблемы остаются и по сей день.
  • Главная из них в том, что у организации отсутствуют рычаги принуждения государств к проведению единой, согласованной на всех уровнях политики.
  • Национальные правительства вправе не подчиняться рекомендациям ВОЗ или выпускать свои решения, иногда противоречащие всемирным.
  • В связи с этим необходимо задуматься о придании ВОЗ полномочий по принятию в чрезвычайной ситуации (например, в условиях пандемии) значимых мобилизационных решений в интересах всего мирового сообщества.
  • Вероятно, для получения ВОЗ таких полномочий потребуется принятие членами ООН международной конвенции о сотрудничестве в данной сфере.

Пока, к сожалению, не сформирована система гарантий, которые предотвращали бы опасное развитие событий при возникновении новой пандемии.

  • История знает примеры, когда именно международное сотрудничество и отказ от идеологических догм позволили врачам и ученым разных стран выработать эффективные средства борьбы с распространением тяжелых болезней — таких как полиомиелит, корь, оспа.
  • Сейчас геополитические интересы государств сталкиваются даже в вопросах вакцинации.

В мире существует около десятка вакцин. Но ни одна из них не сертифицирована во всех странах.

Почему так происходит?

  • Ответ очевиден. Все страны стремятся поддерживать в первую очередь своих производителей.

Вопросы вакцинации приобретают идеологическую окраску: «свое — значит лучшее!», даже если этому нет подтверждений.

  • Действует и коммерческий интерес, когда страны стремятся выгодно продать собственную вакцину на международном рынке и победить конкурентов.
  • При этом забывается одно «но»: каждая из таких ампул — это спасенная или потерянная человеческая жизнь.

«Прививочный национализм», коммерческие войны уже стали причиной множества ничем не оправданных жертв.

  • Слабость ВОЗ и отсутствие наднационального органа, влияющего на эпидемиологические меры различных государств, становятся в буквальном смысле смерти подобны.

Совершенно очевидно: все государства мира не просто должны, а обязаны сейчас поступиться собственными геополитическими интересами ради спасения людей.

  • Признать вакцины, произведенные в других странах. Но главное — снабдить ООН или ВОЗ достаточным количеством таких препаратов для передачи странам, неспособным закупить их самостоятельно.

 

О взаимном признании вакцин

С вопросом о взаимном признании вакцин тесно связан еще один аспект внешней политики — так называемые ковидные паспорта (или, как их иносказательно называют в ряде стран, — «паспорта возможностей»).

  • Это самый простой и логичный способ восстановить одно из базовых прав граждан — права на свободу перемещения, позволяя «открыть границы» и при этом обеспечить безопасность людей.
  • Однако такая система может эффективно работать, только если различные вакцины будут признаны большим количеством стран.

 

Вакцинный национализм

«Вакцинный национализм» подогревают и взаимные серьезные подозрения разных стран в том, что смертельный вирус имеет рукотворную природу.

  • Основанием для таких утверждений служит сам факт существования лабораторий, которые ведут изучение смертоносных вирусов в США и, что для России особенно тревожно, на территории наших партнеров по СНГ. Деятельность таких центров абсолютно непрозрачна.

Международный контроль над подобными исследованиями отсутствует.

  • Опасность «утечки» инфекции, которую мир уже может не пережить, достаточно реальна.

Безусловно, нужна система контроля над такими лабораториями, основанная на принципах взаимной открытости.

Но еще важнее — создание межгосударственной системы взаимных гарантий и полной ответственности за возможные последствия распространения опасных веществ и препаратов.

  • В условиях глобального мира их утечка в считанные часы способна привести к катастрофе.
  • Кроме того, мировое сообщество должно договориться о том, что во внештатных ситуациях государства незамедлительно информируют друг друга о возникших угрозах — биологических и любых иных.

 

Конвенция о запрещении биологического оружия

Необходимо в полном объеме выполнять Конвенцию о запрещении биологического оружия — один из основополагающих международных документов в сфере безопасности.

  • После окончания пандемии будет важно фундаментально пересмотреть принципы международного сотрудничества в области биологических исследований.
  • К сожалению, далеко не все наши партнеры проявляют готовность к сотрудничеству в этом направлении, что становится причиной напряженности и взаимного недоверия.

Кризис обострил и еще одну проблему: в виртуальное пространство все активнее переходит организованная преступность, террористические и экстремистские структуры. Это представляет собой серьезную угрозу для безопасности многих государств.

  • Совместная борьба с киберпреступностью, сотрудничество правоохранительных органов различных государств, развитие систем, обеспечивающих глобальную безопасность в цифровом мире.
  • Необходимы новые законы и международные конвенции о противодействии терроризму и преступности в виртуальном пространстве.
  • С сожалением приходится признать: работа в этом направлении идет слишком медленно. За прошедший год существенного прогресса достичь так и не удалось.

 

Четвертый урок пандемии

— принуждение к вакцинации не слишком эффективно, просвещение необходимо

Насколько критична угроза, которую породил коронавирус?

Нужна ли сейчас всеобщая вакцинация как предупредительная мера против новых вспышек пандемии?

  • При всей очевидности ответа в обществе на этот счет есть разные мнения.
  • Существуют и группы так называемых ковид-диссидентов, которые активно призывают игнорировать рекомендации ученых и медиков.
  • Перед государством в связи с этим встают вопросы, очень неоднозначные с точки зрения морали.

Насколько личные интересы граждан могут идти вразрез с интересами общества и противоречить нормам безопасности других людей?

Имеет ли государство право принуждать граждан к обязательной вакцинации?

  • С начала пандемии во всех государствах идет просветительская работа.
  • Гражданам объясняют и доказывают, что для общего блага иногда бывает необходимо поступиться личными интересами, удобством или даже базовыми правами, например, на свободное передвижение.
  • Что лечиться нужно независимо от того, хочешь ты этого или нет, поскольку есть большой риск заразить окружающих.
  • Что все карантинные предписания властей исполнять обязательно.
  • Равно как и вакцинироваться, если входишь в группу повышенного риска дальнейшего распространения вируса.
  • В ответ слышатся вполне предсказуемые обвинения в «прививочном авторитаризме» и «нарушении прав человека».

Всегда ли такое принуждение оправданно?

Вопрос спорный и сложный. С одной стороны, права человека — ценность незыблемая.

  • С другой — есть граждане, которые напрямую взаимодействуют с вирусом или контактируют с огромным количеством людей, работают в медицинской и образовательной сфере, на предприятиях общественного питания, в государственных учреждениях, где всегда многолюдно.
  • Их заражение ставит под угрозу здоровье и жизни остальных людей, нарушает чужие права. Важно найти необходимый баланс.
  • Конечно же, ради спасения миллионов свободу десятков и даже тысяч ограничивать можно.
  • Так не раз происходило в ходе войн, при террористических угрозах, во время эпидемий.
  • Но «можно» не означает «обязательно».

И хотя некоторые страны фактически заставляют своих граждан вакцинироваться, Россия таким путем не пошла: вакцинация в нашей стране является в целом добровольной.

Все страны применительно к обязательной вакцинации разделились на три группы

  • а) те, где введена обязательная вакцинация;
  • б) те, где введена обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан;
  • в) те, где вакцинация остается сугубо добровольной.

Россия, как уже было отмечено, попала в категорию «б)».

  • Вакцинация от коронавируса не включена пока в общий национальный календарь прививок.

 

В целом ряде стран была введена обязательная вакцинация

  • В США вводилась обязательная вакцинация и/или обязательное тестирование в организациях со штатом более ста человек.
  • В Европе в ряде государств установлены очень высокие штрафы за отказ вакцинироваться.
  • В Италии — не только штрафы, но и иные меры административного принуждения.
  • Во Франции — даже уголовная ответственность.
  • Речь идет о жизни и здоровье миллионов людей, политические игры и злоупотребление своими правами должны быть прекращены.

 

Вакцинация впервые появилась в России в 1796 году, на основании Указа Екатерины II

Вакцинация впервые появилась в нашей стране на основании Указа Екатерины II об обязательной вакцинации (вариоляции) против оспы, изданного в 1796 году.

  • В Советском Союзе был создан профилактический календарь прививок и проводилась обязательная вакцинация против оспы, сыпного тифа, малярии, туберкулеза, полиомиелита.
  • Система была разрушена вместе с исчезновением СССР.

В определенных ситуациях общественная безопасность и социальное благополучие всего населения становятся важнее соблюдения прав и свобод отдельного гражданина. Защита большинства — фундаментальный принцип демократии. Нравится это кому-то или нет…

 

Пятый урок пандемии: нет худа без добра

Мы научились быстро реагировать на самые тяжелые и непредсказуемые вызовы.

  • В феврале 2020 года никто в России даже предположить не мог, что за короткий срок станет возможным столь многое.

COVID-19 серьезно ускорил четвертую промышленную революцию.

  • Пандемия принесла с собой кардинальные перемены в отношении сотрудников и работодателей.

Многие рутинные процедуры, в том числе и документооборот, перешли «в цифру».

  • Окончательно утвердилась новая форма занятости — удаленная, которая раньше считалась скорее исключением из правил.

Усилился процесс перемещения людей в более комфортные для них места, повысились требования к региональным интернет-ресурсам.

  • В то же время государства встали перед необходимостью правового регулирования дистанционной занятости и ее законодательного оформления.
  • Предстоит определить четкий правовой контур для такой формы занятости, и это процесс долгий и сложный.
  • В нашей стране изменения в трудовом законодательстве по удаленной занятости были приняты в кратчайшие сроки.
  • И это позволило защитить большое количество работников, которые работают дистанционно.
  • Идёт процесс накопления правовой практики.

Необходимо достичь разумного баланса, отрегулировать все организационные, правовые и финансовые вопросы.

  • В России и других государствах были также приняты законы, которые вводили серьезные меры ответственности за распространение недостоверной и провокационной информации.

 

Шестой урок пандемии: вирус, который надолго с нами

Хотим мы того или нет, коронавирус вошел в нашу жизнь и останется в ней очень надолго.

Необходимо сохранять постоянную готовность к отражению подобных угроз в будущем.

 

От государств всего мира это требует серьезнейшего внимания ко всем системам, ответственным за жизнь, здоровье и благополучие граждан.

  • Необходимо внедрение новых технологий и инструментов во все сферы экономики и жизни.

Каждому человеку должен быть гарантирован доступ к качественной медицинской помощи — как экстренной, так и плановой, к лекарствам, вакцинам, средствам защиты.

  • Ко всему тому, что позволяет людям не просто выживать в сложные времена, а полноценно жить каждый день.

Федор Михайлович Достоевский писал, что «каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей».

Сейчас каждому из нас требуется переосмыслить меру своей личной ответственности за собственное здоровье и безопасность других людей.

За все, что происходит с нашим миром, и в целом — за судьбу всего человечества.

Карта сайта