Экономическая стратегия России в период 1998 года
- Экономическая стратегия России в период 1998 года была официально представлена в Программе Правительства Российской Федерации 10 июля 1998 года N 762 «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране».
- Фрагменты из Программы Экономическая стратегия России в период 1998 года.
Оценка ситуации
С ноября 1997 г. российская экономика вошла в полосу острого и затяжного кризиса на финансовых рынках, который стал тяжелым испытанием для наших денежной системы.
- До ноября прошлого года в экономике отмечались определенные позитивные тенденции — снижение инфляции (до 11 процентов в год), прекращение спада и небольшой рост производства.
- При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложений в реальный сектор экономики (на 38 процентов за год), процентные ставки для конечных заемщиков снизились в течение ноября 1997 г. примерно с 70 до 30 процентов.
- Эти факты свидетельствуют о начале интенсивного процесса монетизации экономики. Существенно выросли иностранные инвестиции, в том числе прямые составили 5,3 млрд долларов, в два раза больше, чем в 1996 году, и портфельные (в государственные ценные бумаги и акции российских предприятий) до 20 млрд. долларов США.
В основном поэтому в ноябре российская экономика оказалась весьма чувствительна к волне мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, к ухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей.
- Следует отметить, что и в первые 5 месяцев 1998 г. по основным объективным показателям в российской экономике дела в целом идут не хуже, чем в прошлом году.
- Рост потребительских цен с начала года составил 4 процента, что в 1,5 раза ниже темпа инфляции за тот же период прошлого года. Объем ВВП и производства промышленной продукции практически стабильны. Стабильны также показатели, характеризующие уровень жизни населения.
- На финансовых рынках ситуация развивалась драматически.
- С ноября прошлого года трижды (ноябрь, январь, май) наблюдались резкие падения котировок российских государственных и корпоративных ценных бумаг, доходность ГКО выросла с 19-22 процентов в ноябре 1997 г. до 60-70 процентов в мае-июне 1998 г.
Резко обострилось положение с федеральным бюджетом.
- Несмотря на сокращение бюджетного дефицита (3,6 процента ВВП за 5 месяцев 1998 г. против 6,7 процента в 1997 году, по международному определению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. руб. за 5 месяцев 1998 г.), все больше средств пришлось использовать на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по чрезмерно высоким ставкам доходности.
- С апреля текущего года снова стал ухудшаться сбор налогов и, соответственно, финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетников и по пенсиям.
В этих условиях вновь подскочили процентные ставки по ссудам для реального сектора экономики, сократились кредитные вложения.
- Позитивные тенденции оказались сломлены.
- Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса.
Причины и последствия обострения кризиса 1998 г.
Известные причины:
- Азиатский кризис.
- Снижение мировых цен на нефть.
Основы нынешнего обострения кризиса были заложены в 1995 году, когда после прекращения эмиссионного финансирования бюджетного дефицита мы НЕ решились пойти на кардинальные меры по оздоровлению бюджета.
- Вместо систематической работы по улучшению сбора налогов и сокращению государственных расходов был допущен значительный рост государственного долга вкупе с наращиванием взаимозачетов, налоговых освобождений и других денежных суррогатов.
Стратегические цели были потеснены текущими задачами.
- В 1998 году зачеты были запрещены Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173, и это дополнительно усложняет финансовые проблемы текущего года.
В конце 1996 года на рынок государственных ценных бумаг были допущены нерезиденты, и к началу 1998 года их доля на рынке выросла до 30 процентов.
- Это был главный фактор, благодаря которому в течение прошлого года удалось значительно снизить доходность ГКО и процентные ставки в экономике.
Ситуация на мировых финансовых рынках стала ухудшаться, привлеченные в Россию «горячие деньги» стали серьезным дестабилизирующим фактором.
На фоне проблем с налогами и бюджетом, с ростом процентных расходов возник кризис доверия — доверия прежде всего к российским государственным институтам, включая исполнительную и законодательную власть, власти субъектов Российской Федерации, доверия к их способности совместно действовать в целях преодоления нынешних трудностей.
Кризис доверия по сути является ядром нынешнего финансового кризиса.
- Главные негативные его последствия связаны с ростом процентных расходов, доля которых в федеральном бюджете в 1999 году может превысить 35 процентов.
Налицо угроза опасного долгового кризиса, который может перерасти в новую волну углубления общего кризиса российской экономики, переживающей трудный переходный период.
- Правительство Российской Федерации осознает и масштаб угрозы, и всю меру ответственности за то, чтобы были предприняты адекватные меры, способные эту угрозу отвести.
Задачи программы. Экономическая стратегия России в период 1998 года.
Настоящая программа не заменяет ни ранее принятой среднесрочной программы «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 — 2000 годах», ни трехлетнего финансового плана, хотя нынешнее обострение кризиса потребует внесения в них существенных корректив.
Главные задачи программы
- Остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках.
- Преодолеть кризис доверия граждан России и инвесторов к государственным институтам страны.
- Решение указанных задач должно обеспечить снижение процентных ставок до 20 — 25 % годовых, доступность кредита для российских предприятий.
- Результатом будет возобновление экономического роста и, следовательно, повышение уровня жизни населения.
Управление государственным долгом
- Экономическая стратегия России в период 1998 года.
Основной проблемой в финансовой сфере в настоящее время становится увеличивающийся государственный долг и рост расходов на его обслуживание, вызванный кризисом на финансовых рынках России.
- Реализация намеченных мер по сокращению бюджетного дефицита не обеспечит в 1998 — 1999 годах его полную ликвидацию, в связи с чем в этот период придется прибегать к заимствованиям, главным образом, для покрытия процентных расходов.
Задача состоит в том, чтобы, управляя государственным долгом, замещать короткие и дорогие долги длинными и дешевыми.
- Предстоит в полной мере реализовать программу по оптимизации государственных заимствований, маневрируя внутренними и внешними займами.
В результате проводимой политики важно обеспечить ограничение темпов роста государственного долга темпами роста ВВП.
- В 1999 году предстоит стабилизировать за счет указанных мер долю процентных расходов в бюджете, а с 2000 года — снижать ее.
С точки зрения управления государственным долгом важной проблемой является обеспечение контроля за заимствованиями субъектов Российской Федерации.
- В настоящее время регионы часто не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внутренним займам, что ставит под сомнение возможность своевременного и полного выполнения ими обязательств, связанных с внешним долгом.
Неконтролируемый рост заимствований субъектов Российской Федерации приводит к росту внешнего долга России, что может повлиять на кредитный рейтинг России и создать проблемы с размещением еврооблигаций Правительства Российской Федерации.
- Поэтому осуществление субъектами Российской Федерации внешних заимствований должно находиться под постоянным контролем Правительства Российской Федерации.
Промышленная политика. Экономическая стратегия России в период 1998 года.
- Для усиления мер по преодолению бюджетного кризиса предлагается снизить финансовое бремя, лежащее на производстве.
Ключевая проблема производственной сферы сегодня — это недостаток ликвидности, неплатежи и долги, бартер и денежные суррогаты, низкий уровень монетизации, унаследованный от периода высокой инфляции и финансовой стабилизации.
- Для ее решения необходимо увеличить кредитование экономики и снизить процентную ставку по ссудам.
- Сегодня объем кредитных вложений в экономику составляет 12 процентов ВВП, тогда как нормальное соотношение — 100 процентов. Именно поэтому не рассасываются неплатежи, растут долги предприятий.
Попытки решить проблему путем введения всеобщего взаимозачета, замораживания или списания долгов и печатания денег к успеху не приведут.
Реализация мер, облегчающих финансовое положение предприятий и способных содействовать снижению процентных ставок, приведет к оживлению в экономике, росту доходов и налоговых поступлений, повышению уровня монетизации и, как следствие, к снижению процентных ставок по кредитам.
- Надо только иметь в виду, что высокий уровень ставок сегодня обусловлен не только спросом на деньги, но и высокими рисками кредитов и инвестиций в российские предприятия.
- Это связано с тем, что значительная доля предприятий не производит конкурентоспособную продукцию с приемлемыми издержками, не располагает управлением, отвечающим требованиям рынка.
- Поэтому в лучшем случае процентная ставка для конечного заемщика в ближайшие годы будет на 8-10 пунктов выше, чем доходность ГКО.
В сложившихся условиях поддержка производства может осуществляться по трем основным направлениям:
- Снижение налогового бремени.
- Снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования.
- Снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не по вине предприятий.
Погашение задолженности по заработной плате
Ключевой проблемой социальной сферы остается задолженность по заработной плате, которая с начала 1998 года вновь стала расти.
- По состоянию на 1 июня 1998 г. просроченная задолженность по оплате труда составила 66,9 млрд. рублей, что на 6,7 процента больше по сравнению с предыдущим месяцем.
- Из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней задолженность составила 11 млрд. рублей, или 16,5 процента от общей задолженности.
- Правительство Российской Федерации считает одной из приоритетных задач погашение задолженности по заработной плате, прежде всего в бюджетной сфере.
- Расходы из федерального бюджета по текущей выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим по состоянию на 1 июня 1998 г. осуществлены в сумме 33,7 млрд. рублей.
- Это 24 процента всех расходов бюджета.
- В бюджеты субъектов Российской Федерации перечислено трансфертов в сумме 12,2 млрд рублей.
Заключение. Экономическая стратегия России в период 1998 года
Правительство Российской Федерации сделает все возможное, чтобы свести бремя трудностей к минимуму.
- Для этого придется действовать жестко, но именно жесткости и решительности в наведении порядка, в укреплении российского государства нам более всего не хватало в последние годы.
Осуществление программы позволит:
- К осени 1998 г. восстановить равновесие на финансовых рынках и снизить процентные ставки. Острая фаза финансового кризиса останется позади;
- К концу 1998 года возобновить, хотя и в пределах показателей прошлого года, рост ВВП и промышленной продукции, увеличить объем экспорта, повысить уровень монетизации экономики, снизить неплатежи;
- В 1999 году существенно улучшить сбор налогов, сократить расходы по обслуживанию внутреннего долга, увеличить кредитные вложения в экономику и снизить процентные ставки, что является основой для повышения темпов экономического роста и улучшения показателей уровня жизни населения.
- Выполнение настоящей программы не означает решения всех проблем российской экономики.
- Финансовый кризис будет преодолен, и Россия окажется менее чувствительной к новым колебаниям мировой финансовой конъюнктуры, сможет вплотную заняться решением задач реконструкции экономики с целью достижения современных критериев развитой индустриальной страны.
Источник
Программа Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов. — Правительство Российской Федерации Постановление от 10 июля 1998 года N 762 «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране».
- Подписал Постановление Председатель Правительства Российской Федерации Сергей Кириенко.
- Утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 года N 1529.
- Смотрите полностью на docs.cntd.ru/document/901712675