Экономическая стратегия России в период 1998 года

Экономическая стратегия России в период 1998 года

В заключении предлагается краткий анализ экономической стратегии России в период 1998 года на примере использования внешних займов.

Для стратегии использования внешних заимствований правительству РФ нужна была соответствующая программа, в которой чётко были бы  сформулированы причины обращения к внешним займам, принципы их распределения, определена возможность погашения всех ранее полученных внешних займов, включая внешний займ 1998 г., и обоснована эффективность выделения кредитов тем или иным получателям.

Для своего выживания правительство РФ видело один путь — обращение к внешним заимствованиям.

Выполняя задания иностранных инвесторов, правительство РФ, администрации городов и областей, правительства республик активно участвовали в «выбивании» и распределении внешних заимствований, занимаясь «латанием» текущих проблем и переделом собственности.

От этого хаос в экономике, а вместе с ним её бюрократизация и криминализация усиливалась.

На международном рынке капиталов, в МВФ и МБРР, как впрочем и национальных финансовых рынках, главенствовали транснациональные корпорации, базирующиеся в основном в США и в меньшей степени в странах Западной Европы и Японии.

Их стратегической задачей являлась интеграция финансов всех стран с мировыми финансовыми центрами для захвата национального богатства (земли и ее недр, созданных предприятий и передовых технологий и т.д.) и выгодного использования дешевой рабочей силы, развивающихся стран.

Понятно, что предоставление кредитов России осуществлялось в рамках единого стратегического кредитного плана корпораций, по которому кредиты распределялись как во времени, так и в пространстве, охватывая все государства мира.

В соответствии с корпоративным планом регламентировалась инвестиционная политика России, приоритетной целью которой становилось проведение реформ, способствующих дезинтеграции и колонизации России под названием «перехода к рыночной экономике», т.е. развития частного сектора экономики и привлечения иностранных инвестиций, расширения прав администраций и правительств Республик.

В материале, представленном Министерством финансов, показано лишь распределение кредитов международных финансовых организаций, кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, а также иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии Правительства РФ в 1998 г.

Для общего представления желательно также рассмотрение распределения инвестиций, привлекаемых за счет размещения правительством и субъектами Федерации облигационных займов на международных рынках капиталов, займов правительства РФ на поддержку бюджетного процесса для сокращения задолженностей по пенсиям и заработной плате и проведение других мероприятий, и всех остальных внешних кредитов, привлекаемых по разным каналам, связывающим национальную экономику с международным финансовым рынком.

Принципами распределения кредитов (займов) международных финансовых организаций в развивающихся странах на период 1998 года являлись:

  • Укрепление государственных институтов, реализующих стратегию колонизации посредством проведения институциональных, налогово-бюджетных и юридических реформ (особенно в отраслях, имеющих ключевое значение для колонизации); развитие регионального и местного самоуправления; приведение в соответствие российских стандартов продукции и технологий для присоединения России в ГАТТ.
  • Прямое и косвенное инвестирование высокорентабельных сырьевых отраслей — нефти и газа и экономного их использования на внутренние нужды с некоторыми затратами на природоохранные цели, поскольку эти отрасли, благодаря низкой заработной плате во всех смежных отраслях, обслуживающих воспроизводство в них рабочей силы, являются основным источником средств для иностранных инвестиций, реализующих экономические реформы в стране. В 1998 г. на эти цели под названием «промышленность, энергетика и строительство» для закупок оборудования и химических реагентов (за рубежом) для производства нефти и газа были выделены 293,2 млн. долл. (до 1998 г. — 825,2 млн. долл., всего сумма кредита составляла 1741,7).
  • Помимо инвестирования ключевых проектов в частном секторе, организация банковской системы была подчинена задачам реализации программы массовой приватизации и послеприватизационной реструктуризации развития рынка капиталов. Под развитие рыночной инфраструктуры для поощрения акционирования предприятий и вливания краткосрочных инвестиций в ценные бумаги (акции и облигации) для последующей перепродажи предприятий частным инвесторам через развитие рынка ценных бумаг, а также для ликвидации ненужных Западу отраслей было выделено 106,8 млн. долл. (было использовано 159 млн. долл., всего сумма кредита составляет 732,8 млн. долл.). Из них на консультационные услуги Министерству финансов — 2 млн. долл.; на консультационные услуги и закупки офисного оборудования для общественно-государственного фонда «Российский центр приватизации» и Фонда «Центра развития фондового рынка» по проектам «Содействие осуществлению приватизации» (до 1998 г. здесь было выделено 83,5 млн. долл.), «Реструктуризация предприятий», «Пост-приватизационная поддержка предприятий»); «Развитие рынка ценных бумаг» — 43,9 млн. долл.; на консультационные услуги и закупки офисного оборудования для коммерческих банков — 60,5 млн. долл.; на проект «Поддержка займа на структурную перестройку угольной промышленности» выделено 0,4 млн. долл.
  • Для развития деятельности иностранных инвесторов на территории России требуется развитие инфраструктуры — транспорта, связи и энергетики, поскольку в эти отрасли неохотно вкладывают свои капиталы местные инвесторы. На развитие транспорта, дорожного хозяйства и связи выделялось 219 млн. долл. (до 1998 г. было выделено 472,2 млн. долл., всего сумма кредита предполагается — 2 104,1 млн. долл.). На консультационные услуги, закупки оборудования и проведение строительных работ Министерству транспорта РФ и Федеральной дорожной службе выделено 54,4 млн. долл., Министерству путей сообщения — 36,2 млн. долл., Правительству Москвы — 2,6 млн. долл. (общая сумма кредита — 150 млн. долл.), ряду администраций центральных областей России (14 млн. долл. — всего) по Проекту «Городской общественный транспорт» — 50,6 млн. долл. (общая сумма кредита — 329 млн. долл.); Администрациям Вологодской, Ленинградской и Тверской областей и Правительству Москвы, по проекту «Строительство и реконструкция автодорожных мостов» — 68,5 млн. долл. (сумма кредита — 350 млн. долл.); по проекту Западной Сибири и Дальнего Востока — 1,7 млн. долл. (общая сумма кредита — 300 млн. долл.); на реконструкцию портов в Новороссийске и Санкт-Петербурге — 2,6 млн. долл. (общая сумма кредита — 200 млн. долл.), на реконструкцию аэропорта «Толмачево» — 0,9 млн. долл. (общая сумма кредита — 10 млн. долл.).
  • С целью формирования фермерства как прочной социальной опоры рыночных отношений в деревне и поддержки земельной реформы в сельском хозяйстве, позволяющей торговать землей, для консультационных услуг и закупок вычислительной техники выделялось 16,7 млн. долл. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Администрациям Московской, Нижегородской, Пермской и Самарской областей; ряду других администраций и Правительств республик, сельскохозяйственных акционерных обществ и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ по проекту «Поддержка реформ в сельском хозяйстве» выделяется 31,9 млн. долл. для консультационных услуг, создания вычислительных систем и проведения строительных работ.
  • Для контроля за экологическими процессами на охрану окружающей среды выделяется 16,8 млн. долл. (общая сумма кредита — 170 млн. долл.), которые предполагалось использовать консультационные услуги и закупки технологического оборудования Центром подготовки и реализации проектов технического содействия, Федеральной службой лесного хозяйства, Администрациями Красноярского и Хабаровского краев, Ленинградской области и тремя акционерными обществами.
  • Обеспечение стабильного удешевления рабочей силы и снижения рождаемости в России предполагает, с одной стороны, реформирование социальных отраслей для увеличения доли услуг, оплачиваемых гражданами, а с другой стороны — поддержку этих отраслей и бедных слоев населения на приемлемом уровне.

На жилищно-коммунальное хозяйство выделялось 68,3 млн. долл. (уже использовано 110,3 млн. долл., общая сумма кредита — 1362 млн. долл.). Для реконструкции систем городского теплоснабжения, водоснабжения и канализации, передачи ведомственного жилищного фонда муниципалитетам с внедрением счетчиков тепла и расходов воды, Министерству строительства РФ, Фонду реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и ряду администраций областей и городов выделялось 26,3 млн. долл. По «Жилищному проекту» для консультационных услуг и строительных работ с развитием ипотеки выделялось 37,6 млн. долл. ряду администраций и банков. На реконструкцию мирового памятника — центра Санкт -Петербурга — 3,5 млн. долл.

На образование выделялось 47,5 млн. долл. (уже выделено 26,8 млн. долл., общая сумма кредита — 311 млн. долл.). Здесь ключевыми направлениями является финансирование консультационных услуг и закупок оборудования Национальным фондом подготовки финансово-управленческих кадров, которому выделяется 19,6 млн. долл., и по проекту «Поддержка региональной социальной инфраструктуры», включающему также проведение строительных работ, финансирование Фонда социальных проектов, Администраций Новосибирской и Ростовской областей — 27,9 млн. долл.

На здравоохранение и физическую культуру выделялось 135,9 млн. долл (до 1998 г. использовали 96,2 млн. долл., сумма кредита — 336 млн. долл.). Они направлялись на проведение консультационных услуг, закупок оборудования и обучение Фондом «Российское здравоохранение», и рядом администраций и правительств республик.

На социальную политику выделялось 18,3 млн. долл. (до 1998 г. использовано 30,7 млн. долл., общая сумма кредита — 738,6 млн. долл.). Из них на консультационные услуги и закупки оборудования Российскому фонду социальных реформ — 5,5 млн. долл., ГНПП Центру ЗАНАС и Министерству труда РФ под проект «Развитие службы занятости и социальной защиты» — 9,3 млн. долл; Министерству труда РФ под проект технического содействия реализации пенсионной реформы — 1 млн. долл,; под проект «техническое содействие проекту по развитию региональных финансов» — 5 млн. долл. (сумма кредита — 40 млн. долл.); администрации Красноярского края и правительству Республики Коми под проект «Переселение нетрудоспособного и безработного населения из районов Крайнего Севера» — 2.5 млн. долл. (было 0, всего сумма кредита — 600 млн. долл.).

Предполагалось. что всего кредиты международных финансовых организаций составят в 1998 г. 1000 млн. долл., до 1998 г. использовано — 1807,9 млн. долл, сумма кредита — 7967,7 млн. долл.

Предполагалось, что кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм в 1998 г. составят 1468 млн. долл. Они использовались для закупки импортируемых товаров по следующим направлениям:

  • Для Дома Правительства РФ — 15 млн. долл., ГГПУ президента РФ — 5 млн. долл., для судебной власти — 1,4 млн. долл, национальной обороне для ремонта кораблей — 7 млн. долл, для МВД РФ — 30 млн. долл., Российской Академии наук — 10 млн. долл.
  • Для промышленности, энергетики и строительства — 565,3 млн. долл. Из них для Управления делами президента РФ — 156 млн. долл, из которых 72 млн. долл. пойдет на реконструкцию Большого Кремлевского дворца и 84 млн. долл. — на строительство Счетной Палаты.
  • Для сельского хозяйства и рыболовства — 221,6 млн. долл. При этом на закупку оборудования для производства детского питания выделено 145,7 млн. долл.
  • Для транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики — 203,8 млн. долл. При этом на ФАПСИ при президенте РФ — 90,3 млн. долл. (сумма кредита — 565,7 млн. долл.) на Федеральные органы налоговой полиции — 20,8 млн. долл. (сумма кредита — 97,3 млн. долл.).
  • На охрану окружающей среды — 13 млн. долл, полностью используемые в Москве.
  • На образование — 20 млн. долл. Из них на МГУ им. Ломоносова — 15 млн. долл., на Финансовую академию народного хозяйства — 5 млн. долл.
  • На культуру, искусство и кинематографию — 20 млн. долл, которые направляются в РИА «Новости».
  • На здравоохранение и физическую культуру — 355,9 млн. долл., из которых на медицинские учреждения УД президента РФ направляется 100,8 млн. долл., медицинские учреждения МВД РФ — 63,7 млн. долл., на Центральную поликлинику ФСБ РФ — 9 млн. долл., санаторный комплекс «Барвиха» 20 млн. долл.

Предполагалось, что иностранные кредиты, привлекаемые в 1998 г. под гарантии правительства РФ для закупок импортируемых товаров, использовались по следующим направлениям:

  • На промышленность, энергетику и строительство — 487,4 млн. долл. Из них — на правительство Москвы — 25 млн. долл., на создание самолета ИЛ 96М/Т — 70 млн. долл., на строительство прокатного стана Магнитогорским металлургическим комбинатом — 82,2 млн. долл.
  • На сельское хозяйство и рыболовство — 88,6 млн. долл. Из них на закупку сельскохозяйственной техники — 30,7 млн. долл., технологического оборудования для производства макаронных изделий — 15,9 млн. долл.
  • На транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика — 239 млн. долл., из которых 140 млн. долл. направляется на развитие технической базы телевизионного вещания;
  • На охрану окружающей среды — 31,3 млн. долл., полностью используемых правительством Москвы.
  • На развитие малых предприятий — 5,7 млн. долл.
  • На образование — 8 млн. долл., используемых правительством Республики Хакассия.
  • На средства массовой информации — 30 млн. долл., направляемых на оборудование телекоммуникации и связи РТР — Сигнал, г. Москва.
  • На здравоохранение и физическую культуру — 37 млн. долл.

Предполагалось, что помимо кредитов предоставлялась безвозмездная помощь по подготовке специалистов в области макроэкономической политики и управления, банков и финансов, реформирования социального сектора, управления проектным циклом, приватизации и развитии частного сектора, цель которой пропаганда и профессиональная реализация реформирования экономики для полной колонизации России.

Выводы

  • Высокая рентабельность иностранных инвестиций в России обеспечивалась её дешевой рабочей силой. Дальнейшее удешевление рабочей силы посредством роста налогового бремени и сокращения социальных расходов, роста задолженности по заработной плате и пенсиям и их отставания от роста цен должна была способствовать увеличению иностранных инвестиций, привлекаемых высокой рентабельностью сырьевых отраслей — нефти и газа.
  • Внешние займы, ложащиеся тяжелым бременем на государстве, предоставлялись для увеличения добычи нефти и газа, а также проведения рыночных реформ по перепродаже государственной собственности, позволяющих реально использовать эти займы частными инвесторами — местными и иностранными.
  • Выполнение правительством России, главами администраций и правительствами республик диспетчерских функций по распределению иностранных инвестиций в соответствии с заданиями кредиторов, жажда власти и денег высшими чиновниками России усиливало их сепаратизм, подогреваемый Западом.

4. Альтернативой курсу устойчивого удешевления рабочей силы России являлся курс устойчивого роста уровня благосостояния её граждан, что предполагает наличие у правительства национальной эффективной стратегии, опирающейся на отечественные инвестиции.

Это была история в период 1998 года, в дальнейшие годы ситуация менялась к лучшему.

История международных отношений (1918-2003)

0 thoughts on “Экономическая стратегия России в период 1998 года

  1. VI_KTOR

    Добротный системный анализ. Познавательно. Спасибо!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *