Становление политики «равноудаленности» в КНР
- Смена администрации в США оттенила хрупкость американо-китайского блокирования на антисоветской основе.
- В июне 1981 г. администрация Р.Рейгана сообщила в Пекин о готовности заключать разовые контракты на поставки в КНР вооружений, в целом она стала давать понять, что не откажется от поддержки Тайваня.
Становление политики «равноудаленности» в КНР — из истории
США настаивали на праве продолжить поставки ему вооружений. КНР протестовала. Американо-китайское сближение замедлилось.
Новая ситуация в американо-китайских отношениях требовала гибкого ответа Москвы.
СССР не был готов преодолеть синдром «китайской опасности», реакцией на которую было наращивание военного присутствия Советского Союза в пределах своей дальневосточной территории и за ее рубежами.
Численность советских войск на советско-китайской границе и в Монголии с 1975 до конца 80-х годов увеличилась с 200 до 500 тыс. человек (50 дивизий, четыре из них – в МНР).
Вырос советский Тихоокеанский флот, ставший самым крупным флотом СССР.
В конце 80-х годов 20 века он включал в себя 850 боевых и вспомогательных кораблей и 130 подводных лодок, из которых 30-35 принадлежали к числу атомных с МБР на борту.
Советская авиация на Дальнем Востоке насчитывала 2 000 единиц.
В зоне к востоку от Урала было размещено около 400 единиц МБР наземного базирования (35-40% общей численности).
Со второй половины 70-х годов 20 века СССР усилил военную группировку на островах Кунашир и Итуруп (оспариваемые Японией острова Курильской гряды).
Стремясь противопоставить китайскому давлению присутствие СССР, правительство Вьетнама предоставило ему базы на своей территории – военно-морскую в Камрани и военно-воздушную в Дананге.
Только в марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия советской власти в Узбекистане Л.И.Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе.
Он повторил свое предложение, выступая в сентябре того же года по аналогичному поводу в Баку.
Китайская сторона откликнулась. С октября 1982 г. возобновились прерванные в 1980 г. советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.
Это знаменовало поворот в политике Китая, получивший название курса на «равноудаленность», под которой понимался отход от идеи единого фронта против гегемонии в пользу мирного сосуществования с обеими сверхдержавами.
Данная линия была закреплена в документах XII съезда КПК в 1982 г. Этот курс строился на новой оценке угрозы со стороны СССР.
Несмотря на враждебность и силовое преимущество, Советский Союз в течение 20 лет не пытался нанести удар по Китаю.
Это подвело китайских руководителей к мысли о том, что хотя СССР представляет собой угрозу, она менее реальна, чем было принято считать. При этом в Пекине возникло ощущение, что США манипулируют Китаем в своих интересах.
Поставив себя в положение младшего партнера США, китайское руководство само предопределило то, что США стали меньше считаться с его мнением в вопросе о Тайване.
В 1981 г. администрация Р.Рейгана стала рассматривать вопрос о продаже Тайбэю новейших военных самолетов.
В августе 1982 г. в американо-китайском коммюнике по итогам визита в КНР госсекретаря Джорджа Шульца США дали обещание в перспективе прекратить поставки вооружений на Тайвань, а до тех пор не наращивать их.
Линия Вашингтона на поддержку фактической независимости Тайваня оставалась непоколебимой.