Роль Парламента

Роль Парламента

В конституционных странах наиболее важные международные договоры после их подписания вносятся на утверждение Парламента.

В некоторых государствах законодательство прямо предусматривает, какие именно соглашения подлежат такому утверждению.

Вопрос этот является вопросом не международного, а внутреннего права.

Обычно такими договорами являются мирные договоры, договоры об уступке территории, а также договоры и соглашения торгового и финансового порядка, поскольку они имеют отношение к бюджету; как известно, Парламент ревниво оберегает свои прерогативы, касающиеся всех вопросов бюджета.

Но в практике зачастую и многие другие договоры вносятся правительствами на утверждение Парламента, даже если об этом нет прямого указания в законодательстве.

В частности это имеет место тогда, когда правительство считает нужным ослабить свою ответственность за заключение серьёзного международного соглашения, либо желает придать ему особый вес, либо, наконец, хочет побудить контрагента к такой же парламентской процедуре, дабы сообщить договору большую устойчивость.

История парламентаризма показывает, что парламенты по мере своего укрепления всегда стремились осуществлять известный контроль над внешней политикой правительства.

С этой целью, во-первых, широко используется практика интерпелляций; во-вторых, в парламентах существуют комиссии по иностранным делам, которые не только рассматривают и обсуждают международные договоры, внесённые правительством на утверждение Парламента, но и занимаются вопросами внешней политики в целом, требуют от правительства объяснений, сообщения известных документов, высказывают своё мнение по поводу тех или иных правительственных акций и т. д.

Однако, поскольку парламентам не принадлежит исполнительная власть, ни комиссии по иностранным делам, ни сами парламенты не могут вмешиваться в оперативную правительственную деятельность в области внешних сношений.

В США особую роль в области внешних сношений играет Сенат, поскольку ему принадлежит право ратификации международных договоров и утверждение назначений должностных лиц, в том числе и дипломатических представителей. Влияние Сената США на внешнюю политику страны определяется также его функциями «административного совета» при президенте.

Современная Россия:

Конституция Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

История дипломатии – полный перечень статей.

Роль Парламента и другие статьи по теме: 

Организационные формы, международно-правовые основы дипломатии

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *