Причины неустойчивости Версальского порядка. Послевоенное урегулирование страдало двумя главными пороками.
Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Из него «выпадали» Россия и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе к середине ХХ века было уже невозможно.
Великие европейские державы — Франция и Великобритания — смогли восстановить многополярную структуру европейских отношений приблизительно в той форме, которая казалась им идеальной.
В духе европейского равновесия XIX века они позаботились о том, чтобы на континенте не было ни одной страны, которая бы слишком явно вырывалась вперед по своим геополитическим и иными возможностям.
Поэтому усилиями Франции была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение Германия.
Но поэтому же усилиями Британии сама Франция не получила преобладания на материке и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Внешне это было похоже на политику «баланса сил» в духе К.Меттерниха и Р.С.Кестльри. Но это был старый европейский баланс без старой Европы.
То европейское равновесие было возможно при участии Пруссии, находившейся на месте единой Германии, и России.
Новую европейскую безопасность предстояло строить в условиях объединившейся Германии и уменьшившейся в размерах, изолировавшейся от европейских дел России.
Причины неустойчивости Версальского порядка.
- Первое из этих новых обстоятельств было учтено, и Германию раздробили. Это позволяло отсрочить конфликт между европейскими странами и естественным тяготением немцев к объединению.
- Второе — не было сразу даже осмысленно. Отчасти оттого, что участие США в европейских делах казалось достаточным возмещением за уход из европейской политики России. Срыв расчетов на сотрудничество с Соединенными Штатами в этой ситуации подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
Во-вторых, фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран.
Новое государственное размежевание полностью разрушило экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо ёмкого, обширного, проницаемого и достаточно открытого рынка Европы «немногих больших пространств» — Франции, Австро-Венгрии, Германии и России — Европа после Версаля оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков и рыночков. Часто политически неприязненные друг другу новые малые государства остро соперничали и в экономической области, полностью сосредоточившись на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь компенсироваться для их преодоления совместными усилиями.
Самоопределение породило экономический раскол, преодолеть который европейские страны не могли, что создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете.
Как прозорливо заметил сразу после Парижской конференции Дж.Кейнс, в версальских основоположениях было слишком много политики и слишком мало заботы об экономическом порядке.
Для совместных решений по финансовым и экономическим проблемам Европа не была готова.
Проблемой, в решающей степени усугублявшей ситуацию, было экономическое разорение Германии, задавленной тяжестью наложенных на нее репарационных выплат и неспособной поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъема во всей Европе.
Основные составляющие Версальского порядка и их формирование