Вступление СССР в войну против Японии
8 августа 1945 г. о присоединении к Потсдамской декларации объявил Советский Союз, подчеркнув, что будет считать себя в состоянии войны с Японией с 9 августа.
Вступление СССР в войну было оформлено таким образом, чтобы казалось, что этот шаг предпринят по просьбе союзников и в ответ на отказ Японии принять Потсдамский ультиматум.
Ссылок на ялтинские договоренности, все еще остававшиеся секретными для большей части правительств мира, сделано не было.
Вопрос о долговременной подготовке к войне против Японии, таким образом, выводился из поля зрения.
В день вступления СССР в войну вторая атомная бомба была сброшена США на город Японии — Нагасаки.
Первую атомную бомбу в конце Второй мировой войны — 6 августа 1945 года американский бомбардировщик Enola Gay под командованием Пола Тиббетса сбросил бомбу «Малыш» на Хиросиму – Япония.
От американских атомных бомбардировок в первые же дни погибло более 220 тыс. японцев.
В западной литературе распространены преувеличенные оценки психологического эффекта, который ядерные бомбардировки произвели на Сталина. События показывают, однако, что радикального изменения внешнеполитической линии Москвы после августа 1945 г., по сравнению с периодом до того, не последовало. В целом СССР оставался в рамках договоренностей с союзниками.
Советские войска начали боевые действия против сосредоточенной в Маньчжоу-го и Внутренней Монголии 800-тысячной Квантунской армии.
Уже 10 августа японское правительство заявило о готовности принять условия Потсдамской декларации с единственной оговоркой, отстаивающей сохранение прерогатив императора. Между 10 и 14 августа в Токио шли острые дебаты.
Глава правительства и министр иностранных дел были за немедленную капитуляцию, военный министр и начальники штабов — решительно против. Потребовалось личное вмешательство императора, который поддержал премьер-министра и 14 августа издал эдикт, обязывающий правительство подписать акт о капитуляции.
Часть военных попыталась не подчиниться эдикту и поднять мятеж. Но путч не удался.
Однако императорский эдикт сам по себе еще не означал капитуляции: приказ войскам о прекращении сопротивления отдан не был. Боевые действия на материке продолжались до начала сентября.
Переход войны в заключительную стадию и ввод советских войск на территорию Китая привел к резкой активизации попыток Чан Кайши урегулировать все аспекты политических отношений с Советским Союзом.