Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ЕС

Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ЕС.

  • Западноевропейский союз, это организация, существовавшая в 1954—2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности.
  • Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнёры.

Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ЕС

  • Западноевропейский союз был слабо востребован европейской жизнью, так как военно-политическое сотрудничество между западноевропейскими государствами развивалось преимущественно в рамках НАТО.

 

Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ЕС. Из истории

К началу 1990-х годов в него входили Британия, Бельгия, Германия (с 1955 г.), Италия (с 1955 г.), Люксембург, Нидерланды и Франция.

  • Большинство стран-участниц европейских интеграционных процессов участниками ЗЕС не являлись, он оставался узким военно-политическим блоком семи стран.

 

С 1990-х годов начался процесс расширения круга стран, причастных к его деятельности.

  • В 1990 г. к ЗЕС официально присоединились Испания и Португалия. В 1995 г. – Греция.
  • Дания получила статус наблюдателя, такой же статус получила нейтральная Ирландия, а за ней еще три нейтральные страны – Австрия, Финляндия и Швеция.

 

Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ЕС. Институт ассоциированного членства в союзе

  • В 1994 г. после внесения соответствующих изменений в устав ЗЕС был создан институт ассоциированного членства в союзе.
  • Ассоциированными членами ЗЕС стали Исландия, Турция и Норвегия.
  • Еще позднее появился статус ассоциированных партнеров ЗЕС, которыми стали Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Эстония.

Ассоциированные члены и ассоциированные партнеры не имели в ЗЕС права решающего голоса.

Преобразования Европейского сообщества в Евросоюз

Изменение европейских реалий после подписания Маастрихтского договора и преобразования Европейского сообщества в Евросоюз требовали внесения корректив в статус и функции ЗЕС.

  • Текст договора содержал ссылку на ЗЕС как на основную структуру, на которую будет возложена ответственность за проведение будущей единой европейской политики в сфере обороны и безопасности. Это был первый концептуальный шаг к соединению структур ЕС и ЗЕС в единое целое.

В июне 1992 г. страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, Евросоюзом и НАТО.

  • Ее одобрение означало не только расширение функций ЗЕС, но и изменение смысла его деятельности.
  • Союз начали трансформировать из инструмента обеспечения безопасности только государств-членов в структуру европейской интеграции, которая могла бы служить интересам обеспечения безопасности Евросоюза.

 

Интеграция ЗЕС в структуры Евросоюза

  • Интеграция ЗЕС в структуры Евросоюза в перспективе могла способствовать росту самостоятельности стран Европы в сфере безопасности по отношению к США и НАТО.
  • В этом смысле происходящее беспокоило Соединенные Штаты, целью которых было направить усилия европейских стран в оборонной сфере в русло сотрудничества с Североатлантическим альянсом.

Еще в декабре 1990 г. на сессии совета НАТО американские представители высказали идеи строительства «европейской опоры НАТО», фундаментом которой мог служить ЗЕС.

Европейские страны планировали слияние ЗЕС со структурами Евросоюза.

США размышляли о встраивании ЗЕС в натовские структуры, превращении его в своего рода региональное отделение НАТО.

  • Идея «европейской опоры НАТО» вызвала возражения Франции, Германии и Италии, которые отмечали, что многие входящие в НАТО страны не являются членами ЗЕС.
  • В июне 1996 г. американские представители выдвинули проект реорганизации ЗЕС, получивший название программы «европейской идентичности в вопросах обороны».
  • Он предполагал создание 70-тысячного корпуса стран НАТО для проведения миротворческих операций. В случае согласия на то 16 стран-членов альянса, корпус мог действовать под командованием европейских генералов, в том числе представляющих руководство ЗЕС.
  • Его действия были бы обеспечены разведывательной информацией НАТО и пользовались иной поддержкой натовских структур. Проект представлял собой вариант интеграции НАТО и ЗЕС, но не получил одобрения европейских стран.

Несмотря на эти разногласия, нет оснований полагать, что страны Евросоюза в вопросах безопасности противопоставляют себя Североатлантическому союзу, стремятся дистанцироваться от него.

В решениях Европейского совета в Ницце в 2000 г. было специально подчеркнуто ключевое значение НАТО в обеспечении европейской безопасности.

  • Деятельность Евросоюза в военно-политической сфере направлена не на вытеснение НАТО, а на опережающее развитие европейской интеграции в сфере обороны параллельно с продолжением военно-политического сотрудничества по линии НАТО и двусторонних связей с США.

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *